Занятие по развитию речи посредством театрализованной деятельности в подготовительной группе с ОНР «Путешествие в страну театра»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательно-игровой деятельности, по определению и применению моральных и этических норм поведения в театре.
Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
Побуждать к самостоятельному поиску выразительных средств (жесты, движения, мимика) для создания художественного образа.
Совершенствовать артистические навыки детей.
Активизировать словарь и эмоциональную выразительность речи.
Развивать речевое дыхание, дикцию.
Развивать способность творчески относится к любому делу.
Воспитывать интерес к различным жанрам театра, самодеятельности.
Материал: атрибуты, костюмы и маски к сказке «Жихарка», кукольный скоморох. Театр на палочке «Три поросенка». Теневой театр, теневые куклы. Маски- эмоции, на каждого ребёнка.
Предварительная работа: знакомство с театром и актёрами.
Обучающие задачи:
-учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;
-активизировать речевую деятельность детей;
-формировать умение импровизировать;
-побуждать эмоционально воспринимать сказку;
Развивающие :
- развивать образное мышление, актёрские способности;
- развивать мимическую активность;
- побуждать детей к активному общению, умение строить диалог;
- способствовать развитию подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к зрителям
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое развитие;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи посредством театрализованной деятельности в подготовительной группе с ОНР «Путешествие в страну театра»
Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательно-игровой деятельности, по определению и применению моральных и этических норм поведения в театре.
Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
Побуждать к самостоятельному поиску выразительных средств (жесты, движения, мимика) для создания художественного образа.
Совершенствовать артистические навыки детей.
Активизировать словарь и эмоциональную выразительность речи.
Развивать речевое дыхание, дикцию.
Развивать способность творчески относится к любому делу.
Воспитывать интерес к различным жанрам театра, самодеятельности.
Материал: атрибуты, костюмы и маски к сказке «Жихарка», кукольный скоморох. Театр на палочке «Три поросенка». Теневой театр, теневые куклы. Маски- эмоции, на каждого ребёнка.
Предварительная работа: знакомство с театром и актёрами.
Обучающие задачи:
-учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;
-активизировать речевую деятельность детей;
-формировать умение импровизировать;
-побуждать эмоционально воспринимать сказку;
Развивающие :
- развивать образное мышление, актёрские способности;
- развивать мимическую активность;
- побуждать детей к активному общению, умение строить диалог;
- способствовать развитию подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к зрителям
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое развитие;
Ход занятия (стулья стоят полукругом)
Педагог: – Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и люди могут стать кем угодно, где можно сыграть любую роль. Догадались куда мы отправимся?
Дети: – ТЕАТР!
– Представьте себе, что вы находитесь в огромном зале, где рядами стоят удобные кресла из мягкой бархатной ткани, них рассаживаются нарядно одетые люди, огни огромной люстры медленно гаснут, оркестр постепенно умолкает, занавес, скрывавший сцену, открывается и мы оказываемся в театре.
Педагог: Добро пожаловать в театр, проходите, берите билет и занимайте свое место.
Родиной театра считается Древняя Греция. Именно здесь в V веке до нашей эры были построены театры со сценой и местами для зрителей. Слово «театр», в переводе с греческого означает «место, где собираются, чтобы посмотреть».
Педагог: Давайте с вами вспомним, какие бывают театры?
Дети: музыкальные, оперы и балета, драматические, кукольные, домашние, театры зверей
Из-за ширмы появляется скоморох:
Здравствуйте, ребятишки!
Озорники и шалунишки!
Привет вам от скоморошки,
От веселого парня Тимошки!
- Хочу спросить вас: откуда берёт истоки русский театр?
Дети: от представлений на ярмарках и балаганах.
Скоморох: Да на Руси во время ярмарок скоморохи устраивали представления: пели, плясали, разыгрывали представления, именно мы – скоморохи являемся родоначальниками русского театра.
Скоморох:– А знаете ли вы, кто живет в стране театра?
Дети: – Куклы, сказочные герои, актеры.
Скоморох: – Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают актеры, вы знаете?
Ответы детей.
Скоморох: - Чтобы быть актёром, нужно, конечно, обладать талантом, но помимо этого много и упорно трудиться: работать над актёрским мастерством.
Скоморох: - давайте мы с вами пройдем несколько уроков театрального мастерства
1 упражнение «Невидимые яблоки»:
- Что это? Ваза пуста?
Нет, здесь лежат невидимые яблоки. Посмотрите внимательней…
Я беру одно невидимое яблоко… Предлагаю вам сделать тоже самое…А теперь всем приятного аппетита! Доели яблоки? Будьте добры, огрызки положите в вазу!
Ребята, а вы знаете, что такое бусы, а вы умеете их собирать?
Упражнение «Бусы»: берём воображаемою нитку, вдеваем её в воображаемую иголку, на конце нитке делаем воображаемый узелок…. и нанизываем на воображаемую нитку воображаемые бусинки.
2 упражнение «Это не карандаши»:
- Для актёра очень важно иметь фантазию и воображение (достаёт карандаши)
- Что у меня в руках. У меня в руках …..? Дети отвечают.
Правильно – не карандаши, а что? А так? Изображает спицы. Дети отвечают.
Кто хочет показать предмет?
Педагог:– А вы хотели бы стать актерами?
Дети: – Да
Педагог: – У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в актеров. Встаньте, давайте произнесем волшебные слова:
Раз, два — повернись,
Вправо, влево наклонись,
Громко ты в ладоши хлопни,
И в актера превратись!
Теперь вы стали актерами.
Раздвигаем ширму. (дети-актеры уходят за ширму)
Сидит баба Яга
Воспитатель: Ой, бабушка что ты тут делаешь?
Баба яга: Избушка моя на курьих ножках на ремонте, вот я тут и отдыхаю.
Воспитатель: А ты бабушка сидишь прямо на сцене театра. Мы тут хотели сказку показывать.
Баба яга: Как это показывать, сказки сказывают.
Воспитатель: Ты бабушка сказки рассказываешь, а мы тебе покажем театральную постановку сказки «Жихарка». Бабушка Яга - садись в зал и посмотри, сама всё и увидишь. Русская народная сказка «Жихарка» (инсценировка)
Баба яга: Ох, хитрый Жихарка! Лису погубить хотел. Ой, ой! эти дети ….хулиганы…. Воспитатель: Бабушка яга. Ты сейчас некультурно себя ведешь, так в театре вести себя нельзя!
Баба яга: что значить нельзя?
Воспитатель: В театре есть правила, которые нужно соблюдать и ребята тебе сейчас о них расскажут:
Правила поведения в театре: (ДЕТИ)
1. Нельзя во время спектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла – Вы отвлекаете не только зрителей, но и актеров.
2. Важное правило – приходить вовремя. Нужно успеть спокойно, раздеться самому и помочь раздеться другу, поправить причёску перед зеркалом.
3. В театр приходят красиво одетыми, ведь это праздник.
4. Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов аплодисментами. Если не понравился, не стоит кричать, шуметь и топать ногами. Можно просто уйти, даже после 1-го действия, в перерыве.
5. Нельзя в театре занимать чужие места!
6. Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям.
7. Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта.
Баба яга: Простите меня дети. Всё, всё буду себя вести хорошо. Буду правила учить, не болтать, не скакать, не храпеть.
Воспитатель: Ну раз бабушка нам больше не мешает мы с вами продолжаем.
Мы уже с вами сказали, что театры бывают разные и сейчас мы увидим другой вид театра – театр на палочках.
Педагог: Мы по кругу пойдём, в сказку снова попадём.
-Ребята, посмотрите, в лесу стоят три домика. Как вы думаете, в какой сказке мы оказались? («Три поросенка») Это английская народная сказка.
Игра «Опиши дом» (образование прилагательных)
- Из чего сделан первый дом? Дом какой? (легкий, желтый, соломенный)
- Из чего сделан второй дом? Дом какой? (непрочный, холодный, деревянный)
- Из каких материалов сделан третий дом? Дом какой? (прочный, каменный, устойчивый)
Давайте познакомимся с героями этой сказки. Жили-были три поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. (распределить роли детям)
Игра «Кто внимательный»
- Ниф-Ниф носит ни красный и не желтый комбинезон, какой? (зеленый)
- Нуф-Нуф носит ни зеленый и не желтый комбинезон, а какой? (красный)
- Какого цвета комбинезон у Наф-Нафа? (желтого)
Поросята очень любили веселиться и устраивать вечеринки. Такие они выдумщики и затейники, что каждый поросенок придумывал что-то новое и интересное.
Логоритмическая пауза:( с шариками «су-джок»)
Мы клубочки все возьмем, покатаем, повернем
Са-са-са, са-са-са вот веселая игра.
Вверх и вниз мы покатаем, и клубочек не теряем,
Ша-ша-ша, ша-ша-ша вот веселая игра.
В ручки мы клубочек спрячем и к коленочкам прижмем
Ча-ча-ча, ча-ча-ча, вот веселая игра.
Но вот в лесу появился волк.. Что сделал волк? (он подбежал к соломенному домику Ниф-Нифа и начал дуть, пока домик не разломался)
- Давайте мы с вами будем такими же сильными, как волк. Научимся дуть так-же сильно, как он. Все помнят правило? Вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, щеки не надуваем.
Дыхательная гимнастика (дуем на солому, ветки, камни)
-Где дуть было тяжело? Почему?
-Ребята, давайте поможем поросятам!
Игра «Охотники и волк».
А сейчас давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы хлопайте (стреляйте), если услышите в слове звук Л. Педагог произносит слова: вилы, уши, лампа, лодка, глаз, хвост, лук, запах, голос, книга, платок. (дети хлопают в ладоши, услышав в словах звук Л).
Пантомима: волк испугался стрельбы и убежал в лес, а поросята радуются.
Баба яга: Ой, ой бедный мой друг волк. Что же вы в театре всех моих друзей-злодеев обижаете?
Воспитатель: скажите, для чего в театре показывают спектакли?
Дети: Чтобы научить как правильно себя вести, чтобы мы знали что такое хорошо, а что плохо.
Педагог: Ребята, а вы помните пословицы и поговорки о сказках и их смысле?
Дети: Сказка ложь да в ней намёк, добру молодцу урок. Слушай героев из сказки, они дадут нужные подсказки. Не ищите в сказке правды, а ищите смысл.
Воспитатель: Бабушка Яга, ты же обещала себя хорошо вести.
Баба Яга: забыла, что я в театре, не губите старушку… мне так у вас нравится!
Мне так интересно, что я, то же хочу с вами.
Вот недавно мальчишку хулигана поймала, а он такой современный был. Разные истории мне рассказывал. Так вот, он меня сильно насмешил. Как кот на рыбалку ходил, и всех перехитрил.
Баба Яга: давайте я вам эту историю буду сказывать.
Воспитатель: тогда мы продолжаем, бабушку Ягу новым театром удивляем. Ты бабушка рассказывай, а мы тебе покажем твою сказку.
Теневой театр, сказка «Кот-рыболов»
Баба яга: Ой, поняла, всё поняла, не за правду всё это. Понарошку всё. Ой, как ребята вы играете. Я ведь поверила. Театр- это очень здорово. Прикачу в лес всем расскажу о театре!
Баба яга: Ой, забыла избушку то уж мою починили, пора мне. Спасибо вам ребята вы замечательные артисты.
Воспитатель: мы сегодня с вами узнали и повторили много интересного.
- Какими сегодня мы увидели театры? Что понравилось? Что запомнили?
Дети: кукольный, драматический, теневой, на палочках, игровой.
Педагог: Вот волшебный сундучок, который прислала баба яга: здесь письмо
Юные актёры! За ваши успехи в вашем театральном занятии, я дарю вам маски. Они разные, как и герои в ваших спектаклях. Если занятие понравилось – каждый возьмите себе на память весёлую маску, а если занятие не понравилось – грустную.
Дети разбирают маски.
Многое вы теперь знаете о театре. Желаю вам быть настоящими культурными людьми - желаю стать истинными театралами. Посещайте театры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/20/picture-1084494-1542735846.jpg)
Конспект занятия по развитию речи через театрализованную деятельность в средней группе «Путешествие в сказку»
Конспектзанятия по развитию речи через театрализованную деятельностьв средней группе«Путешествие в сказку» с использованием ТСО....
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/14/picture-1376074-1660496113.jpg)
Методическая разработка игры-квест по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности в средней группе по теме: " Путешествие в мир театра"
Методическая разработка игры-квест по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности в средней группе по теме: "Путешествие мир театра"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/26/picture-1432212-1674716793.jpg)
Конспект занятия по развитию речи через театрализованную деятельность в младшей группе «Путешествие в сказку»
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.Развивать связную речь у детей через театрализованную деятельность.Совершенствовать диалогическую и монологическую форму...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/04/picture-1366123-1680599548.png)
Конспект занятия по развитию речи посредством театрализованной деятельности по сказке «Теремок»
Конспект открытого занятия по развитию речи по средством театрализованной деятельности по сказке «Теремок»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/03/picture-1111614-1549190671.jpg)
Конспект занятия по развитию речи посредством театрализованной деятельности «Путешествие в волшебный мир театра»
Конспект занятия по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/19/picture-1409150-1697691176.png)
занятие по развитию речи с использованием ИКТ в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну сказок».
Конспект с презентацией...
Конспект занятия по развитию речи через театрализованную деятельность в средней группе «Путешествие в сказку»
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.Развивать связную речь у детей через театрализованную деятельность.Совершенствовать диалогическую и монологическую форму...