Конспект занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Звуки ф, фь. Буква Ф»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
Тема: «Звуки ф, фь. Буква Ф»
Задачи:
- Познакомить детей с глухим согласным звуками ф, [ф'] и с буквой Ф;
- Продолжать работу звуковому анализу слов на основе наглядных схем и картинок;
- Определять позицию звука в слове;
- Формировать умение выделять ударный слог.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Игра «Перекличка»
Воспитатель: Я буду называть звук, тот, у кого из вас в начале имени он есть садится на свое место. (проводится игра)
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами познакомимся с двумя звуками, а в этом нам помогут два сказочных героя. А каких звуках пойдет речь вы узнаете, отгадав их имена по первым звукам в названиях картинок.
Давайте попробуем узнать, как же их зовут.
Слайд 2,3 - (фонарь, ель, дом, окно, роза, аист.) первые звуки слов и обозначают имя героя (ответы детей).
Воспитатель: верно, это «Федора», а какой первый звук в имени Федора.
Дети: фь
Воспитатель: давайте попробуем узнать, как же зовут второго героя.
Слайд 4,5 - (флаг, улитка, нож, телефон, игла, кот, елка, (ответы детей)
Воспитатель: верно, «Фунтик», а какой первый звук в его имени
Дети: ф
А чем отличаются звуки ф, [ф'] (ответы детей).
Дайте характеристику первому звуку [ф], в имени Фунтик какой он? (согласный, глухой, твердый) слайд - 6
А в слове Федора – первый звук какой? …(фь).
Дайте характеристику звука [ф'] (согласный, глухой, мягкий)
слайд 7.
Воспитатель: сегодня мы с вами будем слушать и произносить звуки [ф, ф'].
Дифференциация звуков [ф,ф']на слух в ряду слогов
Фунтик и Федора очень любят играть и поэтому предложили нам игру «Какой звук в слоге».
Сейчас я буду произносить слоги. А вы, если услышите в слове звук [ф] – поднимите синюю фишку, а если звук [ф'] – поднимите зеленую фишку (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ……), дети поднимают соответствующие фишки.
Упражнение «Найди нужную картинку»
Воспитатель: Ребята Фунтик и Федора перепутали картинки. Давайте с вами поможем, найти им нужную картинку. На картинках, у Фунтика, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф]), а на картинках Федоры, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф']. (слайд – 8)
Раскладываю «картинки» на столе, дети по очереди берут их, определяют наличие в них звуков [ф, ф'] и отдают Фунтику и Федоре.
Физкультминутка
Определение места звуков [ф, ф’] в слове
Воспитатель: А теперь давайте поможем друзьям узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова. Например, Федоре очень нравится слово «флажок». Звук Ф в этом слове находится в начале. Сейчас буду называть вам слова, а вы определять, где находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова. (Дети выполняют задание на листочках.) После проверяем правильно ли вы определили места звука. (слайд 9, 10)
Воспитатель: У Федоры недавно был день рождения и ей подарили цветы, а какие вы узнаете, отгадав мою загадку.
Чтение загадки:
Просит у меня дружок
Фиолетовый цветок.
Мне отдать его не жалко,
Подарю дружку... (Фиалки) Верно это фиалки.
Звуковой анализ слова «фиалки»
Давайте в месте с нашими друзьями выполним звуковой анализ слова «фиалка». (слайд 11)
- Дети рисуют звуковую схему на листочках используя цветные карандаши или выкладывают, используя цветные звуковые фишки.
- Делят слово на слоги.
- Выделяют на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой.
Слайд
Знакомство с буквой Ф
Воспитатель: Мы сегодня с вами слушали и произносили звуки [ф, ф'].
Эти звуки обозначаются буквой Ф.
- Давайте вспомним правило о звуках и буквах:
Дети: МЫ ЗВУКИ ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ,
А БУКВЫ ЧИТАЕМ И ПИШЕМ.
Показываю слайд с изображением буквы Ф.
Воспитатель: на что похожа буква Ф? (Дети отвечают.)
После того, как дети скажут свое мнение, показываю картинки-символы и читаю стихи:
Филин, два огромных глаза,
Букву Ф напомнит сразу.
– Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
Воспитатель: Вы можете встать и поставьте руки на пояс.
Посмотрите, теперь вы стали похожи на букву Ф.
Показываю, как надо правильно писать букву Ф.
Воспитатель: сегодня вы познакомились с редкой и необычной буквой. С какой буквой познакомились. Чему мы сегодня научились, что узнали.
Молодцы! Федора и Фунтик прощаются с вами и желают вам успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Звук и буква Ж"
Логопедическое занятие в группе или подгруппе, направленное на развите фонематического восприятия, автоматизацию поставленного звука Ж, обучение навыкам звукового анализа слогов и слов....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"
Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К.
Закрепление пройденного материала. Дифференциация звуков [к] и [к\']...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну букв», посвященный Дню славянской письменности и культуры.
Программные задачи: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать твор...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Звуки "Н-И"
Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема:"Буквы Н-И"...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Звуки р, рь".
Конспект фронтального занятия. Тема "Звуки р, рь". Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе .Звук и буква Л. Дифференциация « Л -ЛЬ ».
Цель: Знакомство со звуком Л и символом Л.Уточнение артикуляции звука, формирование правильного произношения в слогах, словах и фразах.Формировать умение понимать учебную задачу и разрешать ее самосто...