Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Звуки р, рь".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект фронтального занятия. Тема "Звуки р, рь". Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 151»
Методическая разработка
фронтальной
непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: «Звуки [р], [рь]».
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие».
Подготовила:
Филина Т.В.,
учитель-логопед
высшей кв.категории
Рязань,2018 год
Цель: учить детей дифференцировать звуки [р], [рь].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
∙ учить детей дифференцировать звуки [р], [рь] по твердости-мягкости на слух и в произношении изолированно, в слогах ,словах, предложениях, тексте.
∙ уточнить и закрепить представления об артикуляционных признаках звуков [р], [рь].с опорой на различные виды контроля;
∙ учить давать сравнительную характеристику звуков [р], [рь].
∙ совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа.
Коррекционно-развивающие:
∙ развивать фонематическое восприятие;
∙ развивать общую моторику;
∙упражнять в составлении предложений;
Коррекционно-воспитательные:
∙ создавать условия для формирования навыков культурного общения, поведения;
Оборудование: магнитная доска, синий и зеленый пластмассовые дома с колокольчиком на крыше и кармашками на стене; картинки: ракета, рысь, корова, робот, помидор, топор, марка, морковь, фартук, рыба, репка, рюкзак, якорь, букварь, орехи, огурец, варенье, курица, море, мандарины, 18 картинок с изображением мальчиков и девочек; карточки для проведения звукового анализа, подносы по количеству детей, карандаши: простые, красные, синие, зеленые по количеству детей, буква Р.
Методы и приемы:
Слухозрительно - кинестетический: демонстрация положения артикуляционного уклада с помощью рук.
Дидактические методы:
- наглядные: показ картинок;
- словесные: словесный образец, одновременное произнесение звука ребенком и логопедом, вопросы, повторение, объяснение, указания, словесные упражнения, загадка.
Практические методы: дидактическая игра, двигательные упражнения.
Место проведения: групповое помещение.
Планируемые результаты занятия:
1.Дети уверенно дают сравнительную характеристику звуков [р], [рь].
2.Различают звуки [р], [рь] на слух и в произношении по твердости-мягкости на слух и в произношении изолированно, в слогах ,словах, предложениях, тексте.
3.Дети могут характеризовать звуки [р], [рь].
4.Проводят звуковой анализ слов , в которых есть звуки [р], [рь].
Ход НОД
1.Мотивирий этап.
Логопед: «Какое сейчас время года?»
Дети: «Весна.»
Логопед: «Какой сегодня день недели?»
Дети: «Четверг».
Логопед: «Кто знает, какое сегодня число?»
Дети: «12 апреля».
Логопед: «Да, сегодня 12 апреля – День космонавтики». Отгадайте загадку:
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться.
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд!
(Ракета.)
2.Ориентировочный этап.
Логопед показывает рисунок ракеты. Логопед: «Что-то прицепилось к хвосту ракеты. Это буква Р. Мы сегодня будем продолжать знакомиться с буквой Р и сравнивать звуки, которые она передает.
3. Исполнительский этап.
Логопед: «Заведем двигатель ракеты, ракета взлетает: «Р-р-р-р». (Логопед и дети вместе произносят звук, стоя). «Язык за верхними зубами, дрожит. У воздуха есть преграда?» Дети: «Да». Логопед: «Голос работает?» Дети: «Да». Логопед: «Звук [р] какой?» Дети: «Согласный, твердый, звонкий». Логопед: «Какой домик нужен для этого звука?» Дети: «Синий, с колокольчиком». Логопед ставит на доску синий домик с колокольчиком на крыше».
Логопед: «Замедляем работу двигателя, ракета приземляется: «Рь-рь-рь…»(Дети произносят звук и садятся). Логопед: «Что происходит с губами, когда мы произносим звук [рь]? Дети: « Губы растягиваются в улыбку». Логопед: « Правильно. Где находится язык?» Дети: «За верхними зубами». Логопед: «Да, так же, как и при произнесении [р], но когда мы произносим: [рь], язык продвигается ближе к зубам.» Дети и логопед произносят: «РРРР. РЬРЬРЬРЬ». Логопед: голос звучит?» Дети6 «Да». Логопед: «Звук [рь] какой?» Дети: «Согласный, мягкий, звонкий». Логопед: «Какой домик нужен для звука [рь]? Дети: «Зеленый, с колокольчиком».
Логопед ставит на доску и зеленый домик с колокольчиком на крыше.
Логопед: «В синем домике живет Рома. В зеленом – Рита».
Игра «Перекличка». Дети поднимают синий «фонарик», произносят «ра», зеленый – «ря».И так далее: « Ра-ря, ро-рё, ры-ри, рэ-ре, ру-рю».
Логопед: «К Роме пришли друзья. В их именах есть звук [р]. Давайте вспомним имена, в которых есть звук [р].
Дети называют имена, в которых есть звук [р] : Рома, Артем, Тимур, Егор, Юра, Арсений, Вера, Ира, Рая, Вероника; а логопед прикрепляет на магнитную доску картинки с изображением мальчиков и девочек.
Логопед: «К Рите тоже пришли друзья. В их именах есть звук [рь]. Дети называют имена, в которых есть звук [рь]: Ирина, Арина, Марина, Кристина, Варя, Борис, Гриша, Серёжа, Игорь. Логопед прикрепляет на магнитную доску картинки с изображением мальчиков и девочек.
Логопед: «Поиграем с друзьями Ромы в игру «Добавь слог». Я буду называть слог или слоги, а вы добавлять слог РЫ и говорить, что за слово получилось. Логопед: «Кома…» Дети: «РЫ. Комары». Слова: топо…РЫ, мухомо…РЫ, помидо…РЫ, ку…РЫ, го…РЫ.
Логопед: «Друзья Риты тоже хотят поиграть. Теперь вам нужно добавить слог РИ». Дети добавляют слог РИ и называют получившееся слово. Слова: сухаРИ, пескаРИ, пузыРИ, двеРИ, богатыРИ, снегиРИ.
Физкультминутка «Космонавт»
Слова | Движения |
Я хочу стать космонавтом | Руки вверх |
Надеваю свой скафандр | Присесть, постепенно вставать. |
Полечу я на ракете | Руки над головой соединить. |
Открою новые планеты! | Сделать прямыми руками большой круг. |
Логопед: «Много друзей собралось вокруг домиков Ромы и Риты, а поиграть им не с чем, домики пустые. Давайте наполним их игрушками и предметами. Роме в домик принесем картинки с изображением игрушек, предметов, в которых есть звук [р], а Рите - со звуком [рь]. Дети выбирают из стопки картинки, ставят в домик к Роме или Рите и объясняют, кому и почему они отдали картинку. («Я отдал ракету Роме, потому что в этом слове есть звук [р].)
Логопед: «Расскажем, что делают друзья Ромы, а что– друзья Риты. Мальчики помогут Роме, а девочки – Рите. Например: «Артем играет с роботом». Дети рассказывают: «Борис рисует ирисы».
Логопед: «Рома, Рита, их друзья любят сочинять веселые рифмовки».
Дети вместе с логопедом проговаривают рифмовки и выполняют движения в соответствии с текстом.
Ра, ра, ра, роет крот нору с утра.
(Хлопки.) (Имитация.)
Ри, ри, ри, мы пускает пузыри.
(Хлопки.) (Имитация.)
4.Рефлексивный этап.
Логопед: «Вспомните, какие звуки мы сегодня сравнивали?»
Дети: «Р, Рь».
Логопед: Дайте характеристику звуку [р].
Дети: «[Р] –согласный, твердый, звонкий.»
Логопед: Дайте характеристику звуку [рь].
Дети: «[Рь] –согласный, твердый, звонкий.»
Логопед: «Вспомним слова, в которых есть звук [р]. (Каждый ребенок называет одно слово со звуком [р]). Вспомним слова со звуком [рь].
5.Перспективный этап.
Логопед: «Как вы думаете, научились ли вы различать звуки [р], [рь]? (Ответы детей.)
Теперь вы можете быстро, без ошибок называть слова с [р], [рь], придумывать с этими словами предложения. А Рома, Рита и их друзья спешат к тем детям, которые еще это делать не умеют, проводим их». Логопед помещает картинки с изображением мальчиков и девочек на большую ракету и уносит в логопедический кабинет.
Литература:
- 1.Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Нищевой Н.В.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в подготовительной к школе логогруппе./О.С.Гомзяк. - – М.: Издательство ГНОМ, 2013.
- Цуканова С.П. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.//С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культурный человек»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культурный человек» Программное содержание: формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного...
Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»
Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.
Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"
Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Экскурсия в школу»
Цель: Познакомить детей с учебным заведением.Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет учатся читать, писать, рисовать и считать и учит их этому учительница.Познакомить с помещением...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по конструированию из бумаги Тема занятия: Дед Мороз
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по конструированию из бумаги...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Школа пешеходов»
Задачи:Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.3. Закрепить знания детей о правилах перехода...