Формирование грамматического строя речи
консультация

Агафонова Александра Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование грамматического

строя речи

 

 

https://s1.studylib.ru/store/data/003640417_1-413d9802d1ecdd42184c562df8fed195.png

 

Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный период для овладения родным языком, который является не только средством и способом общения, но и играет важную роль в развитии мышления, внимание, памяти.

Грамматический строй речи— это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.

При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.

На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. Лучше всего это усваивается в играх.

 

 

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676515163_gas-kvas-com-p-risunki-dlya-detskogo-razvitiya-44.jpg

 

 

Игры для формирования грамматического строя речи

 

Игра «Назови ласково»

Цель: образование уменьшительных форм существительного и прилагательного.

Ход: взрослый произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.

Цветок – цветочек;

Яблоко-яблочко;

Чашка-чашечка;

Ведро-ведерко;

Солнце-солнышко;

Цветок красный - цветочек красненький;

Яблоко сладкое - яблочко сладенькое;

Чашка синяя – чашечка синенькая;

Ведро синее – ведерко синенькое;

Солнце теплое – солнышко тепленькое.

 

Игра «Один-много»

Цель: образование множественного числа существительного.

Ход: взрослый называет слово или часть фразы, а ребенок ее заканчивает, добавляя слово.

Вариант №1

сосулька — сосульки, много сосулек;
луч — лучи, много лучей;
кукла – куклы, много кукол;

белка – белки, много белок и т.д.

Вариант №2  

На дереве гнездо, а на деревьях гнезда;

В гнезде птенец, а в гнездах птенцы;

Во дворе дерево, а в лесу деревья и т.д.

http://cf3.ppt-online.org/files3/slide/l/l0q1vRjSpUy5DC9HIw7YBudrEexomQTNOn8MzV/slide-3.jpg

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Цель: согласование притяжательных местоимений с существительными.

Ход: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш), «это моя» (моя кукла), «это мое» (мое платье).

 

Игра «Найди по цвету»

Цель: согласование прилагательного и существительного в роде и числе.

Ход: Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Взрослый называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. (Красное – яблоко, платье, пальто.)

 

Игра «С какого дерева лист»

Цель: образование прилагательного от существительного.

Ход: детям предлагают назвать, с какого дерева лист. Лист дуба — дубовый лист, лист осины — … лист березы — … лист клена — … лист липы — … лист яблони— … и т.д.

 

Игра «Что из чего сделано?»

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход: Взрослый говорит: «Стакан из стекла»

Дети должны ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан) Стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева — деревянная и т.д.

 

Игра «Чей? Чья? Чье?»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Ход: ребенку предлагают ответить на вопрос Чей? (Чья?, Чье?) хвост? Лисий хвост. Чьи уши? Заячьи уши. И т.д.

 

Игра «Посчитай»

Цель: согласование числительного с существительным в роде и числе.

Ход: детям предлагают посчитать предметы так: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин и т.д.

 

https://pichold.ru/wp-content/uploads/2021/09/24-37.jpg

 

Игра «Что сделал Незнайка»

Цель: образование глаголов с помощью приставок.

Ход: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие Незнайки.

-Что делает Незнайка?

- Незнайка бежит.

- За что забежал Незнайка?

- Незнайка забежал за дом.

- К чему подбежал Незнайка.

- Незнайка подбежал к дому.

- Откуда выбежал Незнайка?

- Незнайка выбежал из дома.

Ход игры: машина из гаража … (выезжает).

Машина мост … (проезжает).

Машина с моста… (съезжает).

Машина лужу … (объезжает).

Машина к мосту … (подъезжает) и т.д.

 

http://images.myshared.ru/6/750948/slide_9.jpg

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirov_gram_stroya_rechi.docx620.23 КБ

Предварительный просмотр:

https://s1.studylib.ru/store/data/003640417_1-413d9802d1ecdd42184c562df8fed195.png


Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный период для овладения родным языком, который является не только средством и способом общения, но и играет важную роль в развитии мышления, внимание, памяти.

Грамматический строй речи— это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.

При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.

На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. Лучше всего это усваивается в играх.

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676515163_gas-kvas-com-p-risunki-dlya-detskogo-razvitiya-44.jpg


Игры для формирования грамматического строя речи

Игра «Назови ласково»

Цель: образование уменьшительных форм существительного и прилагательного.

Ход: взрослый произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.

Цветок – цветочек;

Яблоко-яблочко;

Чашка-чашечка;

Ведро-ведерко;

Солнце-солнышко;

Цветок красный - цветочек красненький;

Яблоко сладкое - яблочко сладенькое;

Чашка синяя – чашечка синенькая;

Ведро синее – ведерко синенькое;

Солнце теплое – солнышко тепленькое.

Игра «Один-много»

Цель: образование множественного числа существительного.

Ход: взрослый называет слово или часть фразы, а ребенок ее заканчивает, добавляя слово.

Вариант №1

сосулька — сосульки, много сосулек;
луч — лучи, много лучей;
кукла – куклы, много кукол;

белка – белки, много белок и т.д.

Вариант №2  

На дереве гнездо, а на деревьях гнезда;

В гнезде птенец, а в гнездах птенцы;

Во дворе дерево, а в лесу деревья и т.д.

http://cf3.ppt-online.org/files3/slide/l/l0q1vRjSpUy5DC9HIw7YBudrEexomQTNOn8MzV/slide-3.jpg

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Цель: согласование притяжательных местоимений с существительными.

Ход: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш), «это моя» (моя кукла), «это мое» (мое платье).

Игра «Найди по цвету»

Цель: согласование прилагательного и существительного в роде и числе.

Ход: Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Взрослый называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. (Красное – яблоко, платье, пальто.)

Игра «С какого дерева лист»

Цель: образование прилагательного от существительного.

Ход: детям предлагают назвать, с какого дерева лист. Лист дуба — дубовый лист, лист осины — … лист березы — … лист клена — … лист липы — … лист яблони— … и т.д.

Игра «Что из чего сделано?»

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход: Взрослый говорит: «Стакан из стекла»

Дети должны ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан) Стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева — деревянная и т.д.

Игра «Чей? Чья? Чье?»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Ход: ребенку предлагают ответить на вопрос Чей? (Чья?, Чье?) хвост? Лисий хвост. Чьи уши? Заячьи уши. И т.д.

Игра «Посчитай»

Цель: согласование числительного с существительным в роде и числе.

Ход: детям предлагают посчитать предметы так: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин и т.д.

https://pichold.ru/wp-content/uploads/2021/09/24-37.jpg

Игра «Что сделал Незнайка»

Цель: образование глаголов с помощью приставок.

Ход: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие Незнайки.

-Что делает Незнайка?

- Незнайка бежит.

- За что забежал Незнайка?

- Незнайка забежал за дом.

- К чему подбежал Незнайка.

- Незнайка подбежал к дому.

- Откуда выбежал Незнайка?

- Незнайка выбежал из дома.

Ход игры: машина из гаража … (выезжает).

Машина мост … (проезжает).

Машина с моста… (съезжает).

Машина лужу … (объезжает).

Машина к мосту … (подъезжает) и т.д.

http://images.myshared.ru/6/750948/slide_9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...

Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".

В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....

Технологическая карта занятия по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря «Бабушкин огород».

Технологическая карта занятия  по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря«Бабушкин огород»....