Формирование грамматического строя речи
консультация
Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный период для овладения родным языком, который является не только средством и способом общения, но и играет важную роль в развитии мышления, внимание, памяти.
Грамматический строй речи— это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.
Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.
На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. Лучше всего это усваивается в играх.
Игры для формирования грамматического строя речи
Игра «Назови ласково»
Цель: образование уменьшительных форм существительного и прилагательного.
Ход: взрослый произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.
Цветок – цветочек;
Яблоко-яблочко;
Чашка-чашечка;
Ведро-ведерко;
Солнце-солнышко;
Цветок красный - цветочек красненький;
Яблоко сладкое - яблочко сладенькое;
Чашка синяя – чашечка синенькая;
Ведро синее – ведерко синенькое;
Солнце теплое – солнышко тепленькое.
Игра «Один-много»
Цель: образование множественного числа существительного.
Ход: взрослый называет слово или часть фразы, а ребенок ее заканчивает, добавляя слово.
Вариант №1
сосулька — сосульки, много сосулек;
луч — лучи, много лучей;
кукла – куклы, много кукол;
белка – белки, много белок и т.д.
Вариант №2
На дереве гнездо, а на деревьях гнезда;
В гнезде птенец, а в гнездах птенцы;
Во дворе дерево, а в лесу деревья и т.д.
Игра «Мой, моя, мое, мои»
Цель: согласование притяжательных местоимений с существительными.
Ход: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш), «это моя» (моя кукла), «это мое» (мое платье).
Игра «Найди по цвету»
Цель: согласование прилагательного и существительного в роде и числе.
Ход: Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Взрослый называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. (Красное – яблоко, платье, пальто.)
Игра «С какого дерева лист»
Цель: образование прилагательного от существительного.
Ход: детям предлагают назвать, с какого дерева лист. Лист дуба — дубовый лист, лист осины — … лист березы — … лист клена — … лист липы — … лист яблони— … и т.д.
Игра «Что из чего сделано?»
Цель: образование относительных прилагательных.
Ход: Взрослый говорит: «Стакан из стекла»
Дети должны ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан) Стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева — деревянная и т.д.
Игра «Чей? Чья? Чье?»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Ход: ребенку предлагают ответить на вопрос Чей? (Чья?, Чье?) хвост? Лисий хвост. Чьи уши? Заячьи уши. И т.д.
Игра «Посчитай»
Цель: согласование числительного с существительным в роде и числе.
Ход: детям предлагают посчитать предметы так: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин и т.д.
Игра «Что сделал Незнайка»
Цель: образование глаголов с помощью приставок.
Ход: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие Незнайки.
-Что делает Незнайка?
- Незнайка бежит.
- За что забежал Незнайка?
- Незнайка забежал за дом.
- К чему подбежал Незнайка.
- Незнайка подбежал к дому.
- Откуда выбежал Незнайка?
- Незнайка выбежал из дома.
Ход игры: машина из гаража … (выезжает).
Машина мост … (проезжает).
Машина с моста… (съезжает).
Машина лужу … (объезжает).
Машина к мосту … (подъезжает) и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirov_gram_stroya_rechi.docx | 620.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный период для овладения родным языком, который является не только средством и способом общения, но и играет важную роль в развитии мышления, внимание, памяти.
Грамматический строй речи— это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.
Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.
На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. Лучше всего это усваивается в играх.
Игры для формирования грамматического строя речи
Игра «Назови ласково»
Цель: образование уменьшительных форм существительного и прилагательного.
Ход: взрослый произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.
Цветок – цветочек;
Яблоко-яблочко;
Чашка-чашечка;
Ведро-ведерко;
Солнце-солнышко;
Цветок красный - цветочек красненький;
Яблоко сладкое - яблочко сладенькое;
Чашка синяя – чашечка синенькая;
Ведро синее – ведерко синенькое;
Солнце теплое – солнышко тепленькое.
Игра «Один-много»
Цель: образование множественного числа существительного.
Ход: взрослый называет слово или часть фразы, а ребенок ее заканчивает, добавляя слово.
Вариант №1
сосулька — сосульки, много сосулек;
луч — лучи, много лучей;
кукла – куклы, много кукол;
белка – белки, много белок и т.д.
Вариант №2
На дереве гнездо, а на деревьях гнезда;
В гнезде птенец, а в гнездах птенцы;
Во дворе дерево, а в лесу деревья и т.д.
Игра «Мой, моя, мое, мои»
Цель: согласование притяжательных местоимений с существительными.
Ход: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш), «это моя» (моя кукла), «это мое» (мое платье).
Игра «Найди по цвету»
Цель: согласование прилагательного и существительного в роде и числе.
Ход: Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Взрослый называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. (Красное – яблоко, платье, пальто.)
Игра «С какого дерева лист»
Цель: образование прилагательного от существительного.
Ход: детям предлагают назвать, с какого дерева лист. Лист дуба — дубовый лист, лист осины — … лист березы — … лист клена — … лист липы — … лист яблони— … и т.д.
Игра «Что из чего сделано?»
Цель: образование относительных прилагательных.
Ход: Взрослый говорит: «Стакан из стекла»
Дети должны ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан) Стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева — деревянная и т.д.
Игра «Чей? Чья? Чье?»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Ход: ребенку предлагают ответить на вопрос Чей? (Чья?, Чье?) хвост? Лисий хвост. Чьи уши? Заячьи уши. И т.д.
Игра «Посчитай»
Цель: согласование числительного с существительным в роде и числе.
Ход: детям предлагают посчитать предметы так: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин и т.д.
Игра «Что сделал Незнайка»
Цель: образование глаголов с помощью приставок.
Ход: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие Незнайки.
-Что делает Незнайка?
- Незнайка бежит.
- За что забежал Незнайка?
- Незнайка забежал за дом.
- К чему подбежал Незнайка.
- Незнайка подбежал к дому.
- Откуда выбежал Незнайка?
- Незнайка выбежал из дома.
Ход игры: машина из гаража … (выезжает).
Машина мост … (проезжает).
Машина с моста… (съезжает).
Машина лужу … (объезжает).
Машина к мосту … (подъезжает) и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...
Консультация для педагогов «Особенности и формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи»
статья предназначена для педагогов детских чадов....
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.
У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...
Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".
В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....
Технологическая карта занятия по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря «Бабушкин огород».
Технологическая карта занятия по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря«Бабушкин огород»....