Открытое занятие по социально-коммуникативному развитию. Тема: "Путешествие на остров "Вежливости""
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по речевому развитию
Тема: «Путешествие по острову Вежливости»
Старшая группа.
Цель: обобщение и расширение знаний детей о хороших и плохих поступках, вежливого поведения.
Задачи:
-упражнять в использовании вежливых слов;
-развивать у детей навыки вербального общения с окружающими их людьми;
-воспитывать культуру общения.
Словарная работа:
обогащение словаря – этикет, комплимент, грубость, взаимовыручка, трусость, невоспитанность;
активизация словаря - спасибо, пожалуйста, простите, извините, здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, честность, дружба, вежливость, доброта.
Материалы и оборудование: картинки с изображением хороших и плохих поступков, красные и зелёные кружки (по количеству детей), атрибуты для сценки, 2 корзинки (белого и красного цвета)
Способы (методы и приёмы): художественное слово (стихи); сюрпризный момент; вопросы; указания; поощрение, ситуативный разговор.
Подготовительная работа (предварительная работа): чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», «Плохо». Чтение стихов на тему «Как вести себя в гостях». Чтение стихов из книги «Большая книга правил поведения для воспитанных детей». Д/игра «Что такое хорошо и что такое плохо?». Разбор бытовых ситуаций с оценкой поступка
Формы организации: фронтальная, в группе.
Планируемый результат занятия: обогащение знаниями детей о хороших и плохих поступках, вежливого поведения
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно-мотивационный этап (вводная часть) 3 мин. | -заинтересовать детей на предстоящую деятельность; -вызвать положительные эмоции. | - Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите путешествовать? (да) - Хотели бы вы отправиться в путешествие по острову Вежливости? (да). Там нас ожидают различные задания, с которыми, я думаю, мы без труда с ними справимся. - Прежде чем отправиться в путешествие мы должны решить, что возьмём с собой: честность, дружбу, грубость, взаимовыручку, трусость, вежливость, невоспитанность, доброту. (обсуждение качеств) - Ребята скажите пожалуйста на чём мы можем отправиться на остров? (на пароходе, корабле) - Итак, отправляемся в путь. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза и представьте, что мы плывем на большом пароходе. Как весело, как весело, отправиться с друзьями. И в это путешествие гостей зовем мы с нами! | -Да! Ответы детей. Дети повторяют. |
2. | Основной этап 18 мин. | -решить поставленные задачи | ||
2.1. | Этап постановки проблемы | -настроить детей на предстоящую деятельность; -активизировать мыслительную деятельность | - А вот и наша 1 остановка «Добрые слова». Посмотрим, какие задания нас здесь ожидают. (ананас) | |
2.2. | Этап восприятия материала | -упражнять в использовании вежливых слов; -развивать у детей навыки вербального общения с окружающими их людьми; -воспитывать культуру общения. | - Задание 1. Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день.) - Молодцы! А ещё можно кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас. -Что вы говорите, когда уходите из детского сада? (До свидания, пока, до скорой встречи.) -Правильно! Какие вежливые слова еще вы знаете? (Спасибо, пожалуйста, извините, благодарю, прошу прощения.) -В каких случаях нужно говорить «спасибо»? (В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь) -Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста»? (когда о чём ни будь просим) -Ребята, а Может ли, вежливое слово потерять свою волшебную силу? (Когда сказано грубым тоном) Когда, по-вашему, это бывает? (когда говорят грубо, без настроения, без улыбки) -Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой. (банан) Задание 2: игра «Вежливая просьба». -Я буду показывать разные движения, а вы должны их повторить лишь в том случае, если я добавлю слово «пожалуйста». (поднимите правую руку, пожалуйста; улыбнитесь соседу пожалуйста) (Кокос) Задание 3: игра «Доскажи вежливое слово»: -Встретив зайку, ёж-сосед говорит ему привет А его сосед ушастый отвечает: «Ёжик, здравствуй » К осьминожке камбала в понедельник заплыла, А во вторник на прощанье ей сказала До свидания Неуклюжий песик Костик мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, но сказал он извини Трясогузка с бережка уронила червяка, И за угощенье рыбка ей пробулькала спасибо Говорит Лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона! Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала! » Ты, Лиса, не жалуйся, а скажи: «пожалуйста» Бык ромашек накосил и барана пригласил. Тот один съел угощенье, но сказал: «прошу прощенья » Девочка Рита возле дорожки, стол накрывает собаке и кошке, плошки расставив, скажет им Рита «Ешьте! Приятного вам аппетита» Задание 4: игра «Антонимы» (игра с мячом). -Слабый - сильный, -Грубый - вежливы, -Глупый - умный, -Плохой - хороший, -Грустный - весёлый -Молодцы, ребята, с заданиями на первой остановке все справились! Отправляемся на 2 остановку! Она называется «Верные друзья». - А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? (МУЗЫКА) Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!» - Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо. Задание 5: игра-упражнение «Окажи любезные знаки внимания друг другу». -Для этого распределим роли. Мама подходит вместе с девочкой к двери. Девочка пропускает, ее вперед. - Мальчик уступает в автобусе место девочке. - Девочка (имя) помогает Бабушке до нести тяжелые пакеты домой. - (имя) делает комплимент (имя). - Мальчик знакомится с девочкой. -Я думаю, в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться. Задание 6: игра: «Веселые детки». -Я буду называть вам ситуации, а вы, молча, показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный – что вы согласны с ним. Все поняли? -Никогда не делись игрушкой с другом. -Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается. -Не старайся всегда быть первым. -Злись и завидуй, когда проигрываешь. -Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно. -Никогда не уступай, спорь по пустякам. -Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других. -Умей принять помощь, совет и замечание друга. -Если друг попал в беду, не помогай ему. -Решай споры словами, а не кулаками. -А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда: - Никогда не груби своим товарищам. - Не называй обидными словами. - Не давай прозвищ. - Не толкайся и не дерись.
| Ответы детей: -Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день. - До свидания, пока, до скорой встречи. -Спасибо, пожалуйста, извините, благодарю, прошу прощения. Ответы детей. -В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь. -Когда сказано грубым Дети выполняют движения за воспитателем. -Привет! -Здравствуй! -До свидания! -Извини! -Спасибо! -Пожалуйста! -Прошу прощения! -Аппетита! -Да! -Добрый! -Сильный! -Вежливый! -Умный! -Хороший! -Весёлый! Ответы детей. Дети обыгрывают общественные ситуации. -Да, будем дружить! -Да! Дети поднимают красные и зелёные кружки. Дети повторяют советы Леопольда |
2.3. | Этап практического решения проблемы | -обеспечить детей двигательной активностью. -закрепить знания детей в употреблении вежливых слов, различать хорошие и плохих поступков. | -Устали? -Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Физкультминутка Раз подняться, потянуться Два нагнуться разогнуться Три в ладоши 3 хлопка Головою 3 кивка. На четыре руки шире Пять руками помахать Шесть на место снова сесть. -А теперь, нас ждут задания на третьей остановке «Хорошие поступки». Задание 7. «Оцени поступок». - Перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков. Вы должны определить, какой поступок на ней изображен хороший или плохой. Затем раскладываете картинки по корзиночкам – с плохим поступком красный кружок, с хорошим - зеленый кружок. Всем понятно? - Ребята, а какие хорошие поступки вы совершали? -Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи Задание 8: Игра «Комплименты» – Игру мы начнем со слов: «Мне нравится в тебе…» - Какие комплименты можно сказать маме?( -Мама, у тебя красивые волосы. -Мама, ты такая красивая, когда улыбаешься. -Мама, ты такая рукодельница. -Мама, ты так вкусно готовишь.) - Какие комплименты можно сказать папе? (-Папа, ты самый сильный на свете. -Папа, ты здорово играешь в футбол. - Папа, ты очень трудолюбивый.)
| -Да. Дети встали, улыбнулись, Потягиваются, Двигают плечами, Поднимают, опускают, Поворачиваются влево, вправо, Поднимают колени до рук, Приседают, встают, Бегут на месте. Дети выполняют задание. Ответы детей. Все дети играют в игру. -Да, умеем! Ответы детей. -Мама, у тебя красивые волосы. -Мама, ты такая красивая, когда улыбаешься. -Мама, ты такая рукодельница. -Мама, ты так вкусно готовишь. -Папа, ты самый сильный на свете. -Папа, ты здорово играешь в футбол. - Папа, ты очень трудолюбивый. |
3. | Заключительный этап 4 мин. | -показать результат всего занятия. -формировать умения анализировать свою деятельность. | - Ребята, Вы все молодцы, выполнили все задания. А теперь нам пора возвращаться: Раз, два, покружись, в нашем зале очутись! Вот и закончилось наше путешествие. С возвращением Вас! - Ребята, посмотрите, какие красивые бусины. Скажите, какого они цвета? (уточняю белый - это светлое, а черный – это темное). А как вы думаете, какой цвет подходит для вежливых слов (уточняю: ведь вежливые слова – это какие? Добрые, волшебные, значит к какому цвету они подходят). Возьмите по одной бусинке, и, нанизывая их на ниточку, назовите по одному волшебному слову. | Ответы детей. Дети называют вежливое слово и вешают бусинку на ниточку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по социально- коммуникативному развитию
Игровая деятельность "В гостях у сказки"...
Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию (формирование основ безопасности) «Путешествие в лес» (подготовительная к школе группа)
Программное содержание:-Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.-Расширять у детей знания и представления о грибах.-Обогащать словарный запас детей, разв...
конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему: " маленькие поварята готовят Винегрет".
1.Уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и...
Конспект просмотра открытого занятия ОО «Социально-коммуникативное развитие» (социализация) Тема: «Моя семья» II мл. группа
Конспект просмотра открытого занятия ОО «Социально-коммуникативное развитие» (социализация) Тема: «Моя семья» II мл. группа ...
Конспект открытого занятие по социально - коммуникативному развитию «Пешеходы и транспорт» с применением ИКТ – технологии.
Пешеходы и транспорт....
Открытое занятие по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе Тема "Путешествие на телепередачу "Моя семья"
Цель: Развивать у детей коммуникативные умения; расширять представления о семье.Задачи:- Закрепить умение ориентироваться в родственных отношениях;- Закреплять представления о домашних обязанност...
Конспект открытого занятия по художественно- эстетическому развитию Тема: «Путешествие в осенний лес»
Цель: Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкальных способностей.Задачи: -содействовать развитию способности различать и воспроизводить звуки различной длительности с помощь...