«Звук - ты мой друг. Обучение звуковому анализу "
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Практическая консультация для воспитателей подготовительных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_konsultatsiya_dlya_vospitateley_.docx | 61.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая консультация
для воспитателей подготовительных групп:
«Звук - ты мой друг. Обучение звуковому анализу »
Подготовил учитель-логопед Стяпшина Л.Н.
Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы
слышим, и всё, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, что бы
ребёнок ориентировался в звуковом строе речи.
Это необходимо для:
✓ Обучения чтению
✓ Грамотному письму в школе
✓ Изучения родного языка
Звуковой анализ – это:
➢ Последовательное выделение отдельных звуков в слове;
➢ Определение порядка звуков в слове;
➢ Различение звуков по их качественным характеристикам
(гласный-согласный, твёрдый - мягкий).
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок
воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую
сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть
последовательность звуков его составляющих.
Этапы формирования навыков звукового анализа:
Первый этап
Формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства
(картинки, схемы, фишки)
Второй этап
Формирование звукового анализа в речевом плане (сначала с использованием
картинки, затем без предъявления неё)
Третий этап
Формирование звукового анализа в умственном плане (не называя слова)
Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его
каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом
является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова
на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и
последовательности.
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова,
однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное
сочетание звуковых элементов в единое целое.
Таким образом, обучение письму невозможно без формирования
звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован
не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна –
сана, тана или др.
Как обучают детей звуковому анализу слов?
Обучение детей звуковому анализу в детском саду осуществляется
аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала
со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом
является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова
на составляющие его звуки, определение количества звуков в слове,
фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и
согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места
звука в слове (звуковую последовательность).
Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе.
Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение
звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих
порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное,
«живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа
звуковой структуры слов.
При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков
составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится,
если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.
Подготовка к обучению грамоте - это формирование
фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие – способность различать особенности
и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ
– способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.
Почему мы используем символы, а не сразу буквы? Буквы – это
абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с
нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком.
Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их
произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный
образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в
принятой в современной логопедии последовательности:
выделение в словах первого гласного звука;
анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
определение последнего гласного звука в словах;
определение первого и последнего гласного звука в словах;
определение наличия либо отсутствия в словах звука;
определение первого согласного звука в словах;
определение последнего согласного звука в словах;
определение гласного звука в середине односложных слов;
синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
определение позиции согласного звука в словах;
определение количества слогов в словах;
синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.
А теперь рассмотрим некоторые игры, которые можно проводить с
детьми.
1. «Хлопни, если услышишь в слове звук А»
Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.
Ход
Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук А,
хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь
внимательным.
Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом
(аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда
произносились слова, где нет звука А.
2. «Три слова»
Цель. Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого
начинаются три слова.
Ход
Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в
каждом слове: утка, уши, узел.
Ребенок. Звук У.
Взрослый. Где ты услышал звук У в слове: в начале, в середине или в конце
слова?
Ребенок. В начале слова.
Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале
слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце
слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять
заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в
середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из
слова.
3. «Картинки»
Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в
названии каждой картинки.
Ход
Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается
название каждой картинки?
Ребенок. Апельсин, аист, арбуз. Звук А.
Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему
закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук А
(ааааист). Заранее подберите картинки на звуки А, О, У, И.
4. «Составь слово из отдельно названых звуков»
(«Поймай словечко в ладошки»)
Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.
1-й вариант.
Ход
Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. какое слово ты
услышал?
Ребенок. Слово мак.
Рекомендации. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных
звуков называют буквы :ЭМ – вместо [м]. ребенок воспринимает на слух два
звука –Э и М, что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии
слова на слух.
5. «Цепочка слов»
Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с
этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.
Ход
1-ый вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет
на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок
находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с
первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра
заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.
2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.
Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови
слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК.
Ребенок. Коза
И т.д.
Например: рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет.
Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с
произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя
брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».
Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...
конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.
Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....
Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа
Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»
Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...
Обучение звуковому анализу слова. Гласный звук.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...
Конспект НООД по обучению грамоте "Обучение звуковому анализу"
Конспект НООД по обучению грамоте "Обучение звуковому анализу"...
Дидактическая игра для обучения звуковому анализу слов «Звуковая дорожка» ( с использованием Даров Фребеля)
Цель: формировать умение выполнять звуковой анализ слова.Задачи:- развитие фонематического слуха, обучение проведению звуковому анализу слова, различению гласных и согласных звуков в слове, твердых и ...