Конспект занятия "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Осень»
Занятие 1
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень» (осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, ясный, длинный; идти, желтеть, краснеть, дуть, опадать; пасмурно, солнечно, дождливо, ясно). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными). Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение начального согласного звука в словах).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Наборное полотно, пять мячей среднего размера, корзинка с разноцветными бумажными листьями, сюжетные картинки по теме «Осень», предметные картинки для игры «Четвертый лишний», игра «Катины подарки».
Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за осенними изменениями в природе. Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры. Разучивание упражнения «Осенью».
Ход занятия
1. Организационный момент. Объявление темы занятия. [Создание эмоционально положительного фона. Формирование учения ходить с перешагиванием через предметы]
Воспитатель раскладывает на полу на равном расстоянии друг от друга пять мячей.
Воспитатель. Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагивать через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени.
Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. Садитесь за стол. Сегодня мы с вами будем говорить об осени.
2. Беседа об осени с рассматриванием картинок. Составление предложений по картинкам. Распространение предложений прилагательными. [Уточнение и активизация словаря по теме «Осень». Совершенствование грамматического строя речи (составление простых предложений с опорой на картинки и их распространение).]
Воспитатель помещает на наборное полотно несколько сюжетных картинок. На первой картинке дети собирают разноцветные листья в осеннем парке. На второй люди собирают яблоки в осеннем саду. На третьей картинке — клин перелетных птиц в небе. На четвертой - мальчики собирают в осеннем лесу лисички.
Воспитатель. Посмотрите на картинки. Какое время года нарисовал на них художник?
Дети. На картинках нарисована осень.
Воспитатель. Правильно. Теперь давайте расскажем, что нарисовано на каждой картинке. Что ты видишь на первой картинке. Маша?
I -и ребенок. Дети собирают листья.
Воспитатель. Какие листья собирают дети?
I -й ребенок. Дети собирают разноцветные листья.
Воспитатель. Верно. Что нарисовано на второй картинке, Вадик?
2-й ребенок. Люди собирают яблоки.
Воспитатель. Какие яблоки собирают люди?
2-й ребенок. Люди собирают красные яблоки.
Воспитатель. Правильно. Расскажи о том, что ты видишь на третьей картинке, Женя.
3-й ребенок. Птицы улетают на юг.
Воспитатель. Какие птицы улетают на юг?
3-й ребенок. Перелетные птицы улетают на юг.
Воспитатель. Что ты видишь на последней картинке, Саша?
4-й ребенок. Мальчики собирают грибы.
Воспитатель. Какие грибы собирают мальчики?
4-й ребенок. Мальчики собирают желтые лисички.
Воспитатель. Вы очень хорошо рассказали о том, что нарисовано на картинках. А какие еще приметы осени вы помните?
Дети. Осенью часто идут холодные дожди. Исчезают насекомые. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди одеваются в более теплую одежду.
Воспитатель. Молодцы! Вы вспомнили приметы осени.
3. Упражнение «Разноцветные листочки». (Пополнение пассивного словаря относительными прилагательными.)
Воспитатель убирает с наборного полотна картинки и ставит на стол корзинку с листьями.
Воспитатель. По дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Выберите по одному листочку, скажите, с какого он дерева, какого цвета.
1 -й ребенок. Это оранжевый лист клена.
Воспитатель. Правильно. Это оранжевый кленовый лист.
2-й ребенок. А у меня желтый лист березы.
Воспитатель. Верно. Это желтый березовый листок.
3-й ребенок. Я взяла красный лист осины.
Воспитатель. Это красный осиновый листок.
4-й ребенок. Мне достался коричневый лист дуба.
Воспитатель. Коричневый дубовый листок. Очень хорошо. Положите эти листочки на стол, а из корзинки выберите по одному желтому листочку рябины.
4. Упражнение «Осенние листочки». [Развитие длительного плавного выдоха.]
Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков.
Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.
Упражнение выполняется три-четыре раза по команде воспитателя. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.
5. Упражнение «Осенью». [Координация речи с движением. Совершенствование умений прыгать на носочках, приседать без опоры, ходить, высоко поднимал колени.]
Воспитатель приглашает детей выйти на ковер, предлагает им встать лицом в круг и выполнить знакомое упражнение.
Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные
Начал капать дождь колючий. руки. Прыгают на носочках, руки на поясе.
Долго дождик будет плакать,
Разведёт повсюду слякоть. Приседают, руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.
Поднимай повыше ноги.
Н. Нищева
6. Упражнение «Прохлопай слова». [Упражнение в передаче ритмического рисунка слов.]
Воспитатель вновь предлагает детям встать в круг.
Воспитатель. А теперь давайте все вместе прохлопаем слова. Послушайте, как я прохлопаю слово дож-ди. А теперь вы прохлопайте слово кусты, рябина, дуб. Отлично. Пройдите за стол.
7. Упражнение «Четвертый лишний». [Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи.]
Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки: зонт, резиновые сапоги, спасательный круг, плащ-дождевик.
Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на картинки и подумайте, которая из них не имеет отношения к осени.
Дети. Лишний спасательный круг.
Воспитатель. Почему?
Дети. Он нужен летом, на пляже.
Воспитатель. Верно. А все остальные предметы нужны осенью.
Аналогично проводится работа еще с двумя-тремя комплектами картинок.
8. Игра «Катины подарки». [Развитие фонематических представлений, совершенствование навыка звукового анализа слов.]
Воспитатель убирает картинки и достает игру «Катины подарки» (Нищева И. В. Играйка I.—СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2000). Он помещает на наборное полотно большую картинку.
Воспитатель. Кого вы видите на картинке?
Дети. Девочку и игрушки.
Воспитатель. Правильно, Эту девочку зовут Катя. Она отдыхала на даче, но наступила осень, и Катя вернулась в город. Она привезла подарки своим игрушкам. (Раскладывает предметные картинки)
Что привезла Катя? Расскажите.
Дети. Конфету, морковку, малину, помидор, табурет, носки, нагрудник, кофту, пальму, торт, нож, погремушку, палку, коляску, мороженое, тарелку, ножницы, тапки, мандарин.
Воспитатель. Правильно. Давайте поможем Кате раздать подарки игрушкам. Каждая игрушка получит подарки, названия которых начинаются с того же звука, что и ее название. С какого звука начинается слово носорог!
Дети. Со звука [н].
Воспитатель. Подберите носорогу подарки, названия которых начинаются со звука [н].
Дети помещают картинки рядом с изображением носорога - и комментируют.
Дети. Нагрудник, носки, нож, ножницы.
Воспитатель. Молодцы. Все сделали правильно. Подарки остальным игрушкам мы подберем потом.
9. Общая артикуляционная гимнастика. [Совершенствование артикуляционной моторики.]
Воспитатель Сядьте правильно. Спину держите прямо. Руки положите на колени. Вспомните, как мы делали упражнение «Улыбка», учились вместе с маленьким динозавриком разводить губы и показывать зубы. Вот так.
Упражнение выполняют три-четыре раза. После каждого раза воспитатель предлагает детям проглотить слюну и отдохнуть. Затем дети делают упражнения «Хоботок» (учатся вытягивать вперед округленные губы), «Улыбка-хоботок», «Лопата» (кладут на нижнюю губу расслабленный язык).
10. Работа по картинке-загадке «Что ты видишь?» [Развитие зрительного восприятия, зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи.]
Воспитатель приглашает детей пройти к наборному полотну и предлагает им встать полукругом, а на наборное полотно помещает картинку с наложенными изображениями листьев (рис. 1).
Воспитатель. Последняя игра сегодня — картинка-загадка «Что ты видишь?» Нужно сказать, что ты видишь на картинке, и обвести изображение пальцем.
1-й ребенок. Я вижу кленовый лист. (Обводит изображение пальцем).
2-й ребенок. Я вижу березовый листок. (Обводит изображение пальцем).
3-й ребенок. А я увидела дубовый листок. (Обводит изображение пальцем).
4-й ребенок. Не назвали только рябиновый листок. Вот он. (Обводит изображение пальцем).
Воспитатель. Молодцы. Это было очень трудное задание. Вы отлично справились с ним.
11. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Воспитатель предлагает детям вспомнить, о чем они говорит на занятии, нем занимались, какие задания было интересно выполнять. Затем он положительно оценивает работу каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....