"Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
Цель: упражнять детей в дифференциации и отчётливом произношении слов со звуками Ж и Ш.
Задачи:
Образовательные:
- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках;
- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];
-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику;
-развивать мышление, память, связную речь;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к занятиям;
-соблюдать правила поведения на занятии;
-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Предварительная работа:
Рассматривание картинки со звуком «ж-ш», загадывание загадок (мишка, мышь, кошка, машина, жук, жираф). разучивание чистоговорк.
Методы и приёмы:
1. Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры и упражнения, воображаемая ситуация.
2. Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение, заучивание наизусть, д/игры с наглядным материалом.
3. Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ.
4. Практические: подражательные упражнения, игры.
Оборудование и материалы: игрушки жук, змея; карточки с изображением жука и змеи на каждого ребенка.
Ход ООД:
Артикуляционная гимнастика.
1.Заборчик.
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти.
2.Трубочка.
Цель: выработать движения губ вперед.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти.
3.Чашечка.
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Ша-Ша-ша наша Нюша хороша.
Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа.
Жи-Жи-Жи у меня ножи.
Шу-Шу-Шу шубу я ношу.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете, отгадав загадки.
- Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)» выставляется игрушка
Воспитатель: Правильно ребята, это жук, а зовут его жук Жужу.
-Как жужжит жук? (жжж). А давайте пожужжим как жук. (ж-ж-ж)
Воспитатель: А сейчас встретим другого гостя. Послушайте загадку.
Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я - (ЗМЕЯ) выставляется игрушка.
Воспитатель: Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу. Как шипит змея? (шшш)
Воспитатель: Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш).
Воспитатель: Ребята, а вам не кажется, что наши гости чем-то расстроены, по моему они поссорились.
Жук Жужу: Да, мы в ссоре. Шушу говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук «Ш» главный, а я говорю, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать чем шипеть.
Воспитатель: Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того кто главный, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Мы с ребятами докажем вам, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи.
Воспитатель: Сегодня мы будем различать звуки Ш-Ж, правильно и чётко их произносить.
Воспитатель: А какие это звуки гласные или согласные? (согласные)
Воспитатель: Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)
Воспитатель: Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.
Воспитатель: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)
Воспитатель: А теперь звук – ш-ш-ш.
Воспитатель: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)
Воспитатель: Чем похожи эти звуки? (оба звука – всегда твердые, согласные).
Воспитатель: Молодцы ребята!
Физминутка.
Ветер дует нам лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише тише, тише.
А деревцо все выше и выше.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру со звуками «Ш-Ж»
1. Дидактическая игра «Поймай звук»
Воспитатель: Возьмите карточки. Что на них изображено?
Воспитатель: Какой звук слышится, когда летит жук? (ж-ж-ж)
Воспитатель: Как шипит змея? (ш-ш-ш)
Воспитатель: Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – ж, поднимайте карточку с жуком, звук –ш, поднимайте карточку со змеёй.
Слова: пышка, плюшка, пижама, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок, шайба, журнал.
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание.
2. «Добавь слово»
Воспитатель: Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.
1. И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по… (животикам).
2. Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот)
3. Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему… (поможет).
4. Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)
Воспитатель: Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.
3. Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Четвертый лишний» Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки «Ж-Ш», одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.
Итак, начали:
Картинки: шишка, шарик, стол, шоколад. Какая картинка лишняя, почему? (стол)
Воспитатель: Правильно ребята, в слове стол звук «Ш» отсутствует.
Воспитатель: Сейчас назовите следующую лишнюю картинку.
Картинки: сарафан, шкаф, шашки, штаны. Какая картинка лишняя, почему? Сарафан лишняя.
Картинки: жираф, жвачка, жилет, зебра. Какая картинка лишняя, почему? Зебра. В слове зебра нет звука «ж»
Картинки: живот, нож, белка, ёж. Какая картинка лишняя, почему? В слове белка звук «Ж» отсутствует.
Воспитатель: Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием, нашли все лишние картинки.
Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитатель: Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький. Например: снег-снежок
Слова: утюг – утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок.
Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу улыбаются, они помирились. Мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи.
Воспитатель: А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей)
-С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?
-Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...
Презентация к занятию Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Р_Л. "Путешествие по сказочной стране звуков"
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста...
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
Кноспект занятия в разновозрастной группе 4-7 лет...
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...
Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"
Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...