"Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Галяутдинова Альмира Разифовна

"Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

Цель: упражнять детей в дифференциации и  отчётливом произношении  слов со звуками Ж и Ш.

Задачи:        

Образовательные:

- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках;

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Развивающие:

- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];

-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику;

-развивать мышление, память, связную речь;        

Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям;

-соблюдать правила поведения на занятии;

-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Предварительная работа:

Рассматривание картинки со звуком «ж-ш», загадывание загадок (мишка, мышь, кошка, машина, жук, жираф). разучивание чистоговорк.

Методы и приёмы:

1. Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры и упражнения, воображаемая ситуация.

2. Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение, заучивание наизусть, д/игры с наглядным материалом.

3. Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ.

4. Практические: подражательные упражнения, игры.

Оборудование и материалы: игрушки жук, змея; карточки с изображением жука и змеи на каждого ребенка.

Ход ООД:

Артикуляционная гимнастика.

1.Заборчик.

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти.

2.Трубочка.

Цель: выработать движения губ вперед.

Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти.

3.Чашечка.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме  чашечки.

Ша-Ша-ша наша Нюша хороша.

Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа.

Жи-Жи-Жи у меня ножи.

Шу-Шу-Шу шубу я ношу.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете, отгадав загадки.

- Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)» выставляется игрушка

Воспитатель: Правильно ребята, это жук, а зовут его жук Жужу.

-Как жужжит жук? (жжж). А давайте пожужжим как жук. (ж-ж-ж)

Воспитатель: А сейчас встретим другого гостя. Послушайте загадку.

Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я - (ЗМЕЯ) выставляется игрушка.

Воспитатель: Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу. Как шипит змея? (шшш)

Воспитатель: Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш).

Воспитатель: Ребята, а вам не кажется, что наши гости чем-то расстроены, по моему они поссорились.

Жук Жужу: Да, мы в ссоре. Шушу говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук «Ш» главный, а я говорю, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать чем шипеть.

Воспитатель:  Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того кто главный, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Мы с ребятами докажем вам, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи.

Воспитатель: Сегодня мы будем различать звуки Ш-Ж, правильно и чётко их произносить.

Воспитатель: А какие это звуки гласные или согласные? (согласные)

Воспитатель: Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)

Воспитатель: Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.

Воспитатель: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)

Воспитатель: А теперь звук – ш-ш-ш.

Воспитатель: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)

Воспитатель: Чем похожи эти звуки? (оба звука – всегда твердые, согласные).

Воспитатель: Молодцы ребята!

Физминутка.

Ветер дует нам лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише тише, тише.

А деревцо все выше и выше.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру со звуками «Ш-Ж»

1. Дидактическая игра «Поймай звук»

Воспитатель: Возьмите карточки. Что на них изображено?

Воспитатель:  Какой звук слышится, когда летит жук? (ж-ж-ж)

Воспитатель: Как шипит змея? (ш-ш-ш)

Воспитатель: Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – ж, поднимайте карточку с жуком, звук –ш, поднимайте карточку со змеёй.

Слова: пышка, плюшка, пижама, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок,  шайба, журнал.

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание.

2. «Добавь слово»

Воспитатель: Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.

1. И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по… (животикам).

2. Лежебока рыжий кот

Отлежал себе… (живот)

3. Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему… (поможет).

4. Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)

Воспитатель: Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.

3. Игра «Четвертый лишний» 

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Четвертый лишний» Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки «Ж-Ш», одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя. 

Итак, начали:

Картинки: шишка, шарик, стол,  шоколад. Какая картинка лишняя, почему? (стол)

Воспитатель: Правильно ребята, в слове стол  звук «Ш» отсутствует.

Воспитатель: Сейчас назовите следующую лишнюю картинку.

Картинки: сарафан, шкаф, шашки, штаны. Какая картинка лишняя, почему? Сарафан лишняя.

 Картинки: жираф, жвачка, жилет, зебра. Какая картинка лишняя, почему? Зебра. В слове зебра нет звука «ж»

Картинки: живот, нож, белка, ёж. Какая картинка лишняя, почему? В слове белка звук «Ж» отсутствует.

Воспитатель: Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием, нашли все лишние картинки.

Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитатель: Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький. Например: снег-снежок

Слова: утюг – утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок.

Итог занятия.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу улыбаются, они помирились. Мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи.

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей)

-С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?

-Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков  з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...