«Технологии ТРИЗ в развитии речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Федорова Светлана Валентиновна

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.В связи с этим, для развития речи детей  можно  использовать  технологию ТРИЗ –  Генриха  Сауловича  Альтшуллера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Технологии ТРИЗ в развитии речи детей дошкольного возраста»                

В окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой листвы зеленой вязь
И небо голубое.
В окно смотрели двое.

Слайд №3 - 4
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы. В своей педагогической деятельности  воспитатель сталкивается с  проблемой, что  у современных дошкольников:

  • монологическая речь плохо развита;
  • небольшой опыт рассказывания текстов;
  • недостаточный активный словарь;
  • дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.

В связи с этим, для развития речи детей  можно  использовать  технологию ТРИЗ –  Генриха  Сауловича  Альтшуллера.

Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. Впервые в дошкольные учреждения ТРИЗ – технологии приходят в 1987 году.

Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. За эти качества ТРИЗ называют технологией.

Слайд №5

Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, учитываем следующие дидактические принципы:

  • Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.                                                                                  
  • Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.                                                                                      
  • Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.                                                                            
  • Принцип обратной связи — педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.                                                                                              
  • Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любой деятельности, что позволяет максимально использовать возможности и интересы детей.

Слайд №6

Основная задача ТРИЗ – технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры

Методы технологии ТРИЗ

  • обучение детей творческому рассказыванию по картине;
  • работа с противоречием;
  • обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок;
  • обучение детей созданию образных характеристик объектов;
  • обучение детей сочинительству и словотворчеству;
  • обучение детей составлению текстов сказочного содержания.

Слайд №7

Развитие  речи  дошкольника  методами  ТРИЗ: обогащение словаря, составление  рифмованных текстов, обучение творческому рассказыванию по картине, обучение  составлению  сравнений, обучение творческому рассказыванию по картине, создание  текстов  сказочного  содержания, аналогия ( мозговой   штурм)  обучение  составлению  загадок

Слайд №8

Метод - аналогия

Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

Например: «Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи». 

«Я девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца». 
Слайд №9

Обучение детей творческому рассказыванию по картине

При рассматривании картины используются следующие методические приемы:

• Игровая мотивация «Волшебная картина»

• Игра «Подзорная труба» Детям предлагается картина для рассматривания и лист бумаги для имитации подзорной трубы. Необходимо навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его.

• Игра «Фотографирование». Необходимо схематично зарисовать все предметы, как будто мы сфотографировали картину. Я на доске, дети на листах бумаги. И определить чем или как связаны между собой предметы на картине.

• Игра «Вхождение в картину». Закрыли глаза и представили, что вы попали в картину. Какие запахи мы чувствуем? Какие слышим звуки?

• Игра «Живые картинки» Каждому ребенку предлагается карточка со схематично изображенным предметом или объектом с картины. Вокруг себя мы покружились и в картину превратились.

• Игра «Превращение в объект на картине». Каждый ребенок выбирает себе объект, изображенный на картине (одушевленный или неодушевленный) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа.

Слайд №10

«Сказка наизнанку»

 Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например:

«Красная шапочка злая, а волк добрый», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

Слайд №11

Обучение детей созданию образных характеристик объектов.

Технология обучения детей составлению сравнений

• называется какой-либо объект;

• обозначается его признак;

• определяется значение этого признака;

• сравнивается данное значение со значением признака в другом объекте.

Например:

• цыпленок (объект №1);

• по цвету (признак);

• желтый (значение признака);

• такой же желтый (значение признака) по цвету (признак, как солнце (объект № 2).

Находясь на прогулке, я предлагаю детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Помогает ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".

Слайд №12

Давайте поиграем: объясни что объединяет яблоню и ложку.

 Слайд №13

Давайте поиграем

Игра «Да-нетка» (линейная)  (Метод контрольных вопросов)

Воспитатель предлагает детям  среди 9 картинок угадать объект, который находится в сундучке. Напоминает, что вопросы задаются такие, на которые можно ответить либо «нет», либо «да». Задавайте умные, интересные вопросы.

— Это живое? – Да.

— Живет в воде? – Нет.

— Живет на земле? – Да.

— Живет в лесу? – Нет.

— Живет дома? – Да.

— Это мама? – Нет.

— Это мальчик? – Да.

(Из коробки на наборное полотно выставляется графический рисунок мальчика).  Это мальчик Вова.

Я загадала слово.

Это слово обозначает предмет?

 – Да.

 Это растение?

 – Нет.

 Это что-то неживое?

 – Нет.

 Это животное?

 – Да.

 Оно белого цвета?

 – Это несущественно

Слайд №14

Давайте поиграем

Игра «Подбор прилагательных» или «Волшебный мешок»

Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков.

 Например:  "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая.
Слайд №15

Давайте поиграем

Игра «Паровоз»

Ход игры:

Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет  рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку,  прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет,  почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок

Слайд №16

Давайте поиграем

Игра «Пять волшебников»

Цель: активизация словаря по данной теме.

Например, лексическая тема: «Овощи» , волшебники -это глаз, нос, рот, рука и ухо. Воспитатель предлагает детям рассмотреть помидор и задаёт детям вопрос: «Что о нём скажет каждый волшебник?» Например, волшебник глаз скажет, что он красный, волшебник нос скажет, что он вкусно пахнет, волшебник рот скажет какой он на вкус, волшебник рука скажет, что он твёрдый, а бывает и мягкий, волшебник ухо скажет, что он тихий и его неслышно, он не пищит, не свистит, не шумит. 

Слайд №17

Технология обучения детей составлению загадок

С детьми своей группы я использую три основных модели составления загадок

Например:

"Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

записывается это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Затем прошу детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

В итоге получается такая загадка: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Аналогично составляются загадки по следующим двум моделям

В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Давайте все вместе составим загадку про яблоко.

Слайд №18

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

  • активизации познавательной деятельности детей;
  • созданию мотивационных установок на проявление творчества;
  • созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);-
  • повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.

 Окончательным итогом своей работы хотелось бы видеть:

  • свободное владение детьми умением составлять логические и творческие рассказы по картинкам.
  • развитие творческого мышления, воображения и связной речи.
  • развитие способности ребенка создавать новый продукт речевой деятельности – готовый рассказ, сказку.

Мы обязательно продолжим работу в данном направлении. 

Слайд №19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационных технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста"

Тема: "Использование информационных технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста"Пояснительная запискаАктуальность внедрения информационных технологий в дошкольное образование о...

Использование технологии ТРИЗ в активизации речи детей дошкольного возраста.

В статье показаны основные методы и приемы по применению Триз технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста....

Здоровьесберегающие технологии в коррекции развития речи детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии в коррекции развития речи детей дошкольного возраста      Авторы-составители: Иванилова Г.А. -старший воспитатель; Кутенева Марина Александровна...

Презентация проекта "Использование лего технологий как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель проекта: повышение эффективности процесса речевого развития дошкольников путём использования LEGO технологии во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни дошкольников...

Презентация "Инновационные технологии, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Синквейн"

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В начале XX века форму синквейна разработала америк...

"Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая для развития речи детей дошкольного возраста»

В связи с изменениями в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования, принятие ФГОС требует от педагогов более глубокого продумывани...

Консультация для воспитателей « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»

Консультация для воспитателей  « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»...