"Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая для развития речи детей дошкольного возраста»
статья по развитию речи
В связи с изменениями в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования, принятие ФГОС требует от педагогов более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности. Ставится задача достижения более высокого качества образования воспитанников, создания условий для творческого саморазвития ребенка, для его полной самореализации как части социума. Для того чтобы в полной мере решать поставленные задачи, перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных инновационных методов и технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mnemotehnika.docx | 301.91 КБ |
Предварительный просмотр:
"Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая для развития речи детей дошкольного возраста»
В связи с изменениями в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования, принятие ФГОС требует от педагогов более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности. Ставится задача достижения более высокого качества образования воспитанников, создания условий для творческого саморазвития ребенка, для его полной самореализации как части социума. Для того чтобы в полной мере решать поставленные задачи, перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных инновационных методов и технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Одной из таких технологий, помогающих развить речевые способности дошкольников является мнемотехника.
Некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? После объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? Необходимо найти то, что способно зацепить знания и удержать их в памяти ребенка?
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Что дает мнемотехника?
- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
- Развивается мелкая моторика рук.
- Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
От простейших мнемоквадратов, к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам. (мнемоквадраты — изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение, мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы
Мнемотаблицы бывают двух видов
- обучающие — содержат познавательный материал.
- развивающие — содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Работа с мнемотаблицами проходит в несколько этапов.
- этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
- этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме (происходит обработка метода запоминания). В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно
- этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
- этап: Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отобразить в таблице. Но изображать так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через таблицу, поэтому с ними удобней работать через мнемодорожку.
Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Мнемодорожки можно построить на темы: о птицах, об игрушках, о насекомых, об одежде, об овощах и фруктах, о временах года и т. д.
При помощи мнемодорожек можно использовать алгоритмы процессов умывания и одевания. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию, легко её запоминает.
Использование мнемотехники открывает огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
Итак, мнемотехника помогает достичь хороших результатов в речевой деятельности, развивает способность логически мыслить и формировать речевые высказывания по заданной теме. При организации личностного подхода к детям необходимо создавать следующие педагогические условия:
- видеть в каждом ребенке уникальную личность
- проектировать ситуации успеха для каждого ребенка в учебно-воспитательном процессе, изучать причины детского незнания и устранять их.
Следовательно, мнемотехника открывает новые возможности и позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»
Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...
Презентация "Инновационные технологии, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Синквейн"
Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В начале XX века форму синквейна разработала америк...
Консультация для воспитателей « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»
Консультация для воспитателей « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»...
"Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая для развития речи детей дошкольного возраста»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминани...
Опыт работы: «Мнемотехника как инновационная технология, применения в развитии речи детей дошкольного возраста на примере групп компенсирующей направленности»
Выбор данного практического метода был обусловлен речевыми проблемами старшей, а затем подготовительной к школе групп....
Презентация по теме: " Мнемотехника, как технология в речевом развитии речи детей дошкольного возраста", 2023г
Способствовать развитию связной речи...