Использование технологии ТРИЗ в активизации речи детей дошкольного возраста.
статья по теме
В статье показаны основные методы и приемы по применению Триз технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "ТРИЗ технология в речевом развитии детей дошкольного возраста". | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52 «Солнечная полянка»
города Чебоксары Чувашской Республики
Использование технологии ТРИЗ
в активизации речи
детей дошкольного возраста.
Составил:
Воспитатель
Модеева Валентина Генадьевна
2016 г.
Приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для раз-вития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творчес-кого воображения, диалектического мышления.
Исходным положением ТРИЗ - педагогики является принцип природосо-образности обучения, который в основе своей опирается на природу ребенка. Кроме того, эта концепция целиком построена на положении Л. С. Выготско-го о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - это формирование у де-тей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготов-ленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.
Одним из основных показателей уровня всестороннего развития дошкольника считается развитие связной речи. При помощи методов ТРИЗ-технологии создавались популярные в дошкольной практике методики по формированию и развитию умственных и речевых способностей дошкольников. Основной формой является система творческих заданий, решения которых учит детей создавать образные характеристики объектов (сравнения, загадки и метафоры); развивает способность к созданию рифмованных текстов; обеспечивает составление рассказов по картине 2-х типов: реалистического и фантастических.
Работа по обучению детей связной речи должна начинаться с обучения созданию сравнений (первый этап).
Затем отрабатывается умение составлять загадки (второй этап). Работа в этом направлении начинается с 3,5 лет.
На заключительном этапе дети 6 лет вполне справляются с составлением метафор на полуактивном уровне, т.е. в сотворчестве с педагогом (третий этап).
Главным условием развития личности ребенка является наличие таких видов детской деятельности, где ребенок может самостоятельно проявить инициативу, творчество. Я в своей работе также много использую творческие задания при решении задач речевого развития.
1.Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей. Суть мозго-вого штурма – дать свободный выход мыслям .
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Детям 3 лет, с которыми я работаю ,даются такие задания:
- как сохранить снегурочку летом;
- как помочь колобку спастись от лисы;
- как спрятать в лесу зайца от волка;
Правила мозгового штурма:
1)исключение всякой критики;
2) поощрение самых невероятных идей;
3) большое количество ответов, предложений;
4) чужие идеи можно улучшать.
Каждое решение рассматривается с хорошей и плохой стороны, чтобы оптимально точно решить задание.
2. Метод «Синектика» предложен У. Гордоном в 50 годы двадцатого столетия. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии: личностная (эмпатия) – представление себя в роли кого-либо или чего-нибудь ( пройди как волк, как заяц), прямая – придумывание решений по сходным признакам (вертолет –стрекоза, самолет – птица и др.) и фантастическая - как в волшебной сказке, т. е. все признанные законы не рассматриваются (покажи картинку, изображающую радость ) и т. д. Дидактические игры как «Превращения» и т.д.
3.Метод морфологического анализа решает задачи:
1)Развития творческого воображение, фантазию, преодоления стереотипов.
2)Развития комбинаторных умений, получения большого количества вариантов ответов в рамках заданной темы.
Например, необходимо создать новый образ Принцессы. Наше воображение рисует нам образ молодой девушки, доброй, красивой и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу (с детьми 3 лет раскладывать картинки).
Возможные варианты характеристик по выделенным критериям
Возраст | Место жительства | Средство передвижения | Стиль одежды | Характер |
Ребёнок | Дворец | Автобус | Спортивный костюм | Добрая |
Девочка | Многоэтажный дом | Автомобиль | Праздничный наряд | Вредная |
Девушка | Лес | Велосипед | Платье | Плакса |
Старуха | Детский сад | Лыжи | Юбка и футболка | Веселая |
и т.д. | и т.д. | и т.д. | и т.д. | и т.д. |
Затем в произвольном порядке выбирается по одному ответу с каждого столбца и рассказывается, какая Принцесса получилась: Девочка в многоэтажном доме, ездит на велосипеде, одета в праздничный наряд и очень добрая. Такие игры как «Угадай, кто я?»и т.д.
4.Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обуче-ния дошкольников творческому рассказыванию. Главное здесь – грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности.
Этот метод развернуто можно применить с детьми старшего возраста. При работе с детьми младшего возраста мы берем книгу с небольшим количеством иллюстраций , где дети выбирали сами слова на любой странице, которые я затем читала. Получался небольшой рассказ или сказка, с неподходящими иногда друг к другу словами в словосочетаниях. Но это тем сильнее привлекало детей. Такие игры как «Придумай сказку», «Мы писатели».
5.Метод фокальных объектов заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожи-данными, но именно это и вызывает интерес. Это усовершенствованный метод каталога. Мы с детьми описывали какие- либо предметы и явления, а затем неожиданно применяли их к новому предмету или явлению. Такие игры как «Опиши и расскажи», «Посмотри, что получилось».
6.Типовые приёмы фантазирования используются для развития творческого воображения: дидактическое упражнение «Увеличение-уменьшение», «Расскажи, сколько», приём «Наоборот».
7.Системный оператор предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др. Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени.
Здесь можно поиграть в игры: «Что сначала, а что потом», «Откуда появилось?», «Разложи по порядку».
8.ММЧ( метод маленьких человечков) позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происхо-дящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.
Здесь мы играем в игры «Что было и что будет», «Расскажи о воде» и т.п.
И все эти методы дают возможность значительно повысить уровень
выразительности его речи, наравне с другими сторонами всестороннего развития ребенка
Литература:
1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1930.-142 стр.
2.Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению ло-гических рассказов по серии картинок: Методическое пособие.- М.:АРКТИ, 2009.-28 с.:ил.
3.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дош кольников. 2004.-52 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок на тему: «Гости из Вычислительного города», с использованием технологии: «сотрудничества» (для старшего дошкольного возраста)
Открытый урок по математике для подготовительной группы. Интеграция образовательных областей: познание, социализация, физическая культура, коммуникация....
Непосредственно образовательная деятельность На тему: «Таблетки растут на ветке» С использованием технологии: здоровьсберегающих (для младшего дошкольного возраста)
Воспитатель:Добрый день ребята. Так здорово , что вы все собрались здесь. А у нас сегодня гости. Смотрите кто к нам пришел: Хрюша и Степашка. Поздоровайтесь с ними.Воспитатель:Ой, Хрюша, а что ты тако...
Презентация на тему: Использование технологии социализации с детьми дошкольного возраста.
Презентация на тему: Использование технологии социализации с детьми дошкольного возраста....
Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ старших возрастных групп по теме: «Использование технологии социализации с детьми дошкольного возраста»
Технологии социализации дошкольника, позволяют эффективно сформировать и развить у ребенка саморегуляции поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность; качества необходимые не только д...
Использование технологии социализации с детьми дошкольного возраста
Технологии социализации дошкольника, позволяют эффективно сформировать и развить у ребенка саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность; качества необходимые не только д...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии синквейн детей старшего дошкольного возраста
Активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна....
Статья на тему:"Использование технологии экспериментирования в старшем дошкольном возрасте для реализации ФГОС ДО"
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслит...