Презентация "Виммельбух или книжка с картинками как средство развития речевой активности дошкольников
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Белькевич Елена Ивановна

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге. Именно книга является для ребенка источником знаний, развития и познания мира. Чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. 

Хочется рассказать вам об использовании виммельбуха или книжки с картинками, как средстве развития речевой активности дошкольников.

Что же такое виммельбух? Если говорить по простому, то это книги-картинки. Обычно в них совсем нет текста. Иллюстрации виммельбуха всегда насыщены и детализированы: в них множество героев, предметов, явлений, событий, сюжетных линий. С такими книгами вместе с детьми можно обсудить множество тем. Все это способствует развитию речи, обучает детей пересказу, развивает память и внимательность.

Отвечая на вопрос «почему именно книга жанра виммельбух»?, -виммельбух, своей особенностью жанра позволяет увлечь любого современного ребенка процессом познания. Дошколята в большинстве своем не умеют читать, и что бы почитать обычную книгу с текстом, им обязательно нужен взрослый, но зато книжки-картинки, они с удовольствием «почитают» сами.

Данные книги, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее благодаря этой особенности, замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас.

Классический виммельбух можно использовать ни как цельную книгу, а как отдельные сюжетные и тематические картинки, при этом применяя классические методы и приемы работы с сюжетными картинками.

На страницах виммельбухов много персонажей и предметов –это существительные, они что-то делают – это глаголы, они имеют цвет, форму и качества, настроения – это прилагательные. Соответственно, это помогает дошкольнику выстроить предложение правильно с точки зрения логики и порядка слов.

По принципу Виммельбуха можно создавать игры «Гляделки-находилки» для детей 5-7 лет, которые испытывают трудности в произношении, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. С помощью таких игр можно познакомить детей с видами животных, рассказать о транспорте, о смене сезонов, особенностях жизни в деревне и городе. в ходе игровой деятельности ребенок легко погружается и находит новые жизненные ситуации, сравнивает и предполагает развитие событий, знакомится со словами и понятиями.

Раннее мы работали по программе Вдохновение и методическим обеспечением к этой программе были комплекты «Речь +» и «Мати+». Готовые иллюстрации из этих комплектов мы начали использовать в виде Виммельбухов.

Картинки из набора "речь +" посвящены временам года. По ним дети составляют описательные рассказы о животных в разные времена года, о сезонных изменениях и др.

По картинкам из набора "мати +" мы не только считали предметы, но и  учились согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже. (Подсказка: один медвежонок, два медвежонка). Дополнительно к этим картинкам  шла картотека карточек для поиска предметов, героев и элементов общей картинки. Работа с этой картотекой способствует развитию зрительного внимания у детей.

Со временем у нас в группе появилась книжка-гляделка «Строим дом», подаренная родителями, которая состояла из нескольких страниц.  Данная книга знакомит ребят со строительной техникой и профессиями, из каких материалов бывают дома и из каких элементов состоит дом. Основное задание в этой книге: найди и покажи на картинке.

Мы решили расширить границы работы с книгой. Рассматривая картинки вместе с детьми, мы задавали им вопросы: «Как зовут этого героя?», «Куда он идет?», «Что с ним может случится?». Благодаря вопросам, у ребят получались интересные и увлекательные истории. 

Что бы разнообразить тематику Виммельбухов можно воспользоваться услугами библиотек, в фондах которых, такие книги тоже есть, либо можно просто купить, т.к. их популярность зашкаливает.

А можно и сделать самим. За основу берется заламинированный фон и к нему прилагаются множество тематических наклеек или картинок-будь то растения, насекомые, транспорт и многое другое.

Мы в группе сделали своими руками пока только два варианта виммельбуха. Первый вариант это виммельбух формата А3 «Лесная поляна», для которого мы распечатали готовый фон, обсудили с детьми каких бы лесных зверей и птиц они хотели поселить на этой полянке. Распечатали их, а ребята вырезали и приклеили на полянку. Затем мы заламинировали элементы Виммельбуха и склеили их между собой.

Работа по данному виммельбуху строится от простого к сложному. Детям задаются вопросы «Найди животного или птицу», «Кто это и как зовут его детенышей?», «Составь рассказ о ёжике или лисе», используется вопрос «где?» для уточнения пространственного расположения животных. Пример «Где сидит ворона?».

Второй вариант посвящен сказкам. Мы взяли из интернета готовую картинку-виммельбуха, а ребята ее раскрасили и заламинировали. При работе с этим виммельбухом мы используем технологические карты-вопросов по сказкам, для ребят приготовлен набор карточек- искалочек. Так же можно добавить разные предметы, например: лупу для поиска и рассматривания, песочные часы. Использовать Виммельбух можно в индивидуальной работе с детьми, с подгруппой детей и как настольную игру, где соревнуются два игрока. 

Можно придумывать бесконечные варианты использования работы с данной книгой, как средством развития речевой активности детей.  

Виммельбухи отлично тренируют память и внимание. Эти книги не навязывают сюжет ― его можно придумать самим и обсудить развитие каждой из историй, фантазируя вместе с детьми. Виммельбух-это интересно, весело, полезно. 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon vimmelbuh_-_kopiya.pdf1.93 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ для развития речевой активности дошкольников

Из данного материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения...

Приложения к обобщенному опыту работы «Пластилинография как средство развития речевой активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Картотеки, логопедические чистоговорки, анкета для родителей, таблица смешения цветов, перспективный план работы...

Опыт работы по теме самообразования: "Проектная деятельность как средство развития речевой активности дошкольников"

Опыт работы по теме самообразования: "Проектная деятельность как средство развития речевой активности дошкольников"...

«Игровая ситуация как средство развития речевой активность дошкольников»

Речевые умения являются необходимыми компанентами общения. В этом помогают игровые ситуации. Создавая определенную ситуацию взрослый вовлекает детей в игру, через которую ребенок усваивает и развивает...