Влияние сказкотерапии на развитие речи дошкольников
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Аксенова Марина Борисовна

На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление – игровые методы педагогики, которые рассматривают подход сказкотерапии как ведущие методы развития речи у детей дошкольного возраста. Согласно данному подходу, преобладание в педагогической работе по развитию речи именно игровой деятельности, различных игровых приемов и моделей обучения, имеют высокий уровень значимости для активного включения дошкольников с недостатками речи в процессы обучения и воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyaenie_skazkoterapii_na_razvitie_rechi_doshkolnikov.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние сказкотерапии на развитие речи дошкольников

На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление – игровые методы педагогики, которые рассматривают подход сказкотерапии как ведущие методы развития речи у детей дошкольного возраста. Согласно данному подходу, преобладание в педагогической работе по развитию речи именно игровой деятельности, различных игровых приемов и моделей обучения, имеют высокий уровень значимости для активного включения дошкольников с недостатками речи в процессы обучения и воспитания.

Применение сказки позволяют расширять кругозоры, формировать целостность представлений об окружающей действительности, оказывать влияние на развитие познавательных, эмоциональных, а также и волевых и речевых сфер. С помощью сказкотерапии можно выявить некоторые проблемы развития речи дошкольников, отношений к себе и окружающим, скрытых мотивов поведения. При применении сказкотерапии педагоги способствуют повсеместному развитию творчества и образных мыслительных операций, улучшению состояния фонематического слуха, совершенствованию вербальных языковых средств речи, умениям установление причинно-следственных связей. Применение сказок особенно эффективны при оказании педагогических видов помощи дошкольникам, испытывающим трудности в речевом взаимодействии. Проблемы психолого-педагогических особенностей могут весьма успешно разрешаются посредством прослушивания, театрализованного представления и проигрывание сказок, сочинения сначала наиболее простых, а затем и более сложных сказочных историй, обсуждений сюжетных линий и героев, разрешения конфликтных ситуаций. Разнообразные сказочные истории играют большое значение в жизни дошкольников, в их психических развитиях. Метафоры обеспечивают развитие взаимосвязи между правым и левым полушариями головного мозга.

Основные этапы использования сказкотерапии в работе по развитию речи с дошкольниками:

- ознакомление родителей с методами сказкотерапии. Необходимо постоянно разъяснять родителям практическое значение семейных чтений. Существенной проблемой при этом остается необходимость постоянного семейного чтения. Чтение и обсуждение сказочных сюжетов должно стать устойчивыми семейными традициями, создавать тёплую и комфортную  атмосферу в семье;  

- коррекционные занятия по рисованию с применением отдельных элементов сказок. Дошкольники  рисуют любимых персонажей сказок: любимых сказочных сюжетов, сказочных событий, изображают свою семью в виде определенных сказочных животных или растений, это также является хорошими методами обогащения словарного запаса, проявления творческих замыслов и фантазий;

- решение практических заданий с элементами сказочных сюжетов и персонажей. При решении такого рода заданий дошкольниками оказываются в ситуациях выбора, в которых важны мировосприятие и личный опыт дошкольников. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли;

- самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.

При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов:

- Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица.  

- Групповое рассказывание сказок.

- Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.  

- Групповое придумывание сказки. Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и  знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас. Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми позволит педагогу стимулировать развитие речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние оригами на развитие речи дошкольников

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, ч...

"Влияние сказкотерапии на развитие речи детей дошкольного возраста»

На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление – игровые методы педагогики, которые рассматривают подход сказкотерапии как ведущие методы развития речи у детей до...

Отчет по плану самообразования на тему "Сказкотерапия в развитии речи дошкольников"

Отчет по плану самообразования на тему "Сказкотерапия в развитии речи дошкольников"...

План самообразования "Сказкотерапия в развитии речи дошкольников"

План самообразования "Сказкотерапия в развитии речи дошкольников"...

Консультация для воспитателей «Влияние сказкотерапии на развитие речи детей дошкольного возраста»

На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление – игровые методы педагогики, которые рассматривают подход сказкотерапии как ведущие методы развития речи у де...

Мастер-класс для молодых педагогов детского сада по использованию элементов сказкотерапии в развитии речи дошкольников «Театр для малышей»

Если задать вопрос «без чего невозможно детство?» вы сможете с легкостью ответить на него: без любви, без игрушек и игры, и, конечно же, без сказки. Сказки входят в нашу жизнь с самого ран...

Влияние сказкотерапии на развитие речи дошкольников

На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление – игровые методы педагогики, которые рассматривают подход сказкотерапии как ведущие методы развития речи у де...