"Влияние сказкотерапии на развитие речи детей дошкольного возраста»
план-конспект урока (старшая, подготовительная группа) на тему

Меркулова Елена Николаевна

На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление – игровые методы педагогики, которые рассматривают подход сказкотерапии как ведущие методы развития речи у детей дошкольного возраста. Согласно данному подходу, преобладание в педагогической работе по развитию речи именно игровой деятельности, различных игровых приемов и моделей обучения, имеют высокий уровень значимости для активного включения дошкольников с недостатками речи в процессы обучения и воспитания.

Таким образом, избранная тема исследования актуальна.

Проблема исследования заключается в определении эффективности сказкотерапии при развитии речи у старших дошкольников.

Применение сказки позволяют расширять кругозоры, формировать целостность представлений об окружающей действительности, оказывать влияние на развитие познавательных, эмоциональных, а также и волевых и речевых сфер [2]. С помощью сказкотерапии можно выявить некоторые проблемы развитии речи дошкольников, отношений к себе и окружающим, скрытых мотивов поведения. Применение данных методов позволяет решать сразу несколько как педагогических, так и исключительно психологических проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, при применении сказкотерапии педагоги способствуют повсеместному развитию творчества и образных мыслительных операций, улучшению состояния фонематического слуха, совершенствованию вербальных языковых средств речи, умениям установление причинно-следственных связей. Применение сказок особенно эффективны при оказании педагогических видов помощи дошкольникам, испытывающим трудности в речевом взаимодействии [7].

Проблемы психолого-педагогических особенностей могут весьма успешно разрешаются посредством прослушивания, театрализованного представления и проигрывание сказок, сочинения сначала наиболее простых, а затем и более сложных сказочных историй, обсуждений сюжетных линий и героев, разрешения конфликтных ситуаций. Разнообразные сказочные истории играют большое значение в жизнедеятельности дошкольников, в их психических развитиях. Метафоры обеспечивают развитие взаимосвязи между правым и левым полушариями головного мозга [3].

В силу этого в процессе восприятия воспроизводимых сказок работает левое полушарие, посредством функционирования которого извлекаются логическое содержание и линии воспринимаемых сюжетов, а правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, творческих замыслов. Восприятие сказочных персонажей и самих сказок – очень сложные, развивающиеся во времени виды творческой и продуктивной деятельности, в которых участвуют все психические процессы воображения, восприятия, внимания, интеллекта, памяти, эмоциональных состояний, а также воли.

Каждые из этих процессов выполняют собственные значимые функции в общих формах деятельности – знакомства с явлениями окружающей действительности посредством определенных действий сказочных персонажей. Посредством сказок можно помочь дошкольникам яснее размышлять и испытывать определенные эмоции [4]. Важнейшими сдвигами, которые могут происходить в дошкольном периода детства, заключаются в развитии способностей логически размышлять, в специально создаваемых обстоятельствах. Слушание сказок, наряду с тематическими играми, играет существенную роль для формирования новых видов психической активной деятельности, без которых невозможны никакие виды творчества [6].

Постепенно они учатся примерять на себе позиции определенных сказочных героев, мысленно им сопереживая, сочувствуя и содействуя, радоваться их удаче и огорчаться из-за их поражений. Формирование именно в дошкольном периоде детства такого рода внутренних видов деятельности позволяет детям не только точно понимать явления, которые они непосредственно не воспринимали ранее. Но и связно высказывать собственные мысли и эмоциональные настроения к тем событиям, в которых они не принимали прямого участия [2].

Огромное влияние сказкотерапии на детей заключаются в том, что постоянное восприятие сказок не только приводит к формированию необходимых функций внимания и памяти, но и изменяет общее отношение дошкольников к окружающей их действительности, способствуя при этом мотивации к активному межличностному общению дошкольников. На осознаваемых, вербальных уровнях дошкольники могут в полной мере и не понимать содержание сказок, однако педагогическая работа такого рода весьма эффективна, при этом у самих старших дошкольников постепенно формируются потребности в активном участии в сказкотерапии.

Следует отметить особенности выбора сказок:

- в сказкотерапии должны применяться, хорошо узнаваемые детьми сказки, например «Маша и медведь», «Три поросенка», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», «Три медведя» и т.д.

-сюжеты сказок должны быть интересными, вызывать определенные эмоции у детей;

- возможности использования отдельных частей сказочных сюжетов для проведения речевых занятий: построение как монологических высказываний, так и диалога дошкольников [5].

Для успешного применения сказкотерапии в общей системе развивающей работы с дошкольниками, имеющими стойкие речевые нарушения, необходим ряд определенных условий:

- наличия научно-методических основ проводимой педагогической работы и дидактических материалов (сказочных, художественных произведений, методических пособий, игрушек, декораций, технических средств обучения);

- конспекты занятий, разработанные для целей обеспечения педагогической работы при использовании отдельных элементов сказкотерапии [8];

- консультаций как для педагогов, так и родителей (цели: обновления и качественного улучшения речевых и познавательных процессов развития дошкольников с использованием сказочных персонажей);

Педагогическими критериями оценки эффективности сказки являются:

- активное взаимодействие специалистов-дефектологов, логопедов, воспитателей, родителей и дошкольников на основе сказочных сюжетов;

- обеспечить максимально полное взаимодействие детей дошкольного возраста с ближайшим внешним окружением посредством сказочных сюжетов;

- стремление педагогов к насыщению ведущей игровой деятельности дошкольников отдельными элементами сказочных сюжетов.

Основные этапы использования сказкотерапии в работе по развитию речи с дошкольниками:

- ознакомление родителей с методами сказкотерапии. Необходимо постоянно разъяснять родителям практическое значение семейных чтений. Существенной проблемой при этом остается необходимость постоянного семейного чтения. Чтение и обсуждение сказочных сюжетов должно стать устойчивыми семейными традициями, создавать тёплую и комфортную  атмосферу в семье;

- коррекционные занятия по рисованию с применением отдельных элементов сказок. Дошкольники  рисуют любимых персонажей сказок: любимых сказочных сюжетов, сказочных событий, изображают свою семью в виде определенных сказочных животных или растений, это также является хорошими методами обогащения словарного запаса, проявления творческих замыслов и фантазий [6];

- решение практических заданий с элементами сказочных сюжетов и персонажей. При решении такого рода заданий дошкольниками оказываются в ситуациях выбора, в которых важны мировосприятие и личный опыт дошкольников, их мировосприятий наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли;

- самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию [5].

При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов:

- Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица.

- Групповое рассказывание сказок.

- Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

- Групповое придумывание сказки.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и  знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас [2].

Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми позволит педагогу стимулировать развитие речи.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igroterapiya_v_razvitii_rechi.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №72 комбинированного вида «Теремок»

ДОКЛАД

НА ТЕМУ: «Влияние сказкотерапии на развитие речи детей дошкольного возраста»

г.Одинцово

2016 год

На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление – игровые методы педагогики, которые рассматривают подход сказкотерапии как ведущие методы развития речи у детей дошкольного возраста. Согласно данному подходу, преобладание в педагогической работе по развитию речи именно игровой деятельности, различных игровых приемов и моделей обучения, имеют высокий уровень значимости для активного включения дошкольников с недостатками речи в процессы обучения и воспитания.

Таким образом, избранная тема исследования актуальна.

Проблема исследования заключается в определении эффективности сказкотерапии при развитии речи у старших дошкольников.

Применение сказки позволяют расширять кругозоры, формировать целостность представлений об окружающей действительности, оказывать влияние на развитие познавательных, эмоциональных, а также и волевых и речевых сфер [2]. С помощью сказкотерапии можно выявить некоторые проблемы развитии речи дошкольников, отношений к себе и окружающим, скрытых мотивов поведения. Применение данных методов позволяет решать сразу несколько как педагогических, так и исключительно психологических проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, при применении сказкотерапии педагоги способствуют повсеместному развитию творчества и образных мыслительных операций, улучшению состояния фонематического слуха, совершенствованию вербальных языковых средств речи, умениям установление причинно-следственных связей. Применение сказок особенно эффективны при оказании педагогических видов помощи дошкольникам, испытывающим трудности в речевом взаимодействии [7].

Проблемы психолого-педагогических особенностей могут весьма успешно разрешаются посредством прослушивания, театрализованного представления и проигрывание сказок, сочинения сначала наиболее простых, а затем и более сложных сказочных историй, обсуждений сюжетных линий и героев, разрешения конфликтных ситуаций. Разнообразные сказочные истории играют большое значение в жизнедеятельности дошкольников, в их психических развитиях. Метафоры обеспечивают развитие взаимосвязи между правым и левым полушариями головного мозга [3].

В силу этого в процессе восприятия воспроизводимых сказок работает левое полушарие, посредством функционирования которого извлекаются логическое содержание и линии воспринимаемых сюжетов, а правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, творческих замыслов. Восприятие сказочных персонажей и самих сказок – очень сложные, развивающиеся во времени виды творческой и продуктивной деятельности, в которых участвуют все психические процессы воображения, восприятия, внимания, интеллекта, памяти, эмоциональных состояний, а также воли.

Каждые из этих процессов выполняют собственные значимые функции в общих формах деятельности – знакомства с явлениями окружающей действительности посредством определенных действий сказочных персонажей. Посредством сказок можно помочь дошкольникам яснее размышлять и испытывать определенные эмоции [4]. Важнейшими сдвигами, которые могут происходить в дошкольном периода детства, заключаются в развитии способностей логически размышлять, в специально создаваемых обстоятельствах. Слушание сказок, наряду с тематическими играми, играет существенную роль для формирования новых видов психической активной деятельности, без которых невозможны никакие виды творчества [6].

Постепенно они учатся примерять на себе позиции определенных сказочных героев, мысленно им сопереживая, сочувствуя и содействуя, радоваться их удаче и огорчаться из-за их поражений. Формирование именно в дошкольном периоде детства такого рода внутренних видов деятельности позволяет детям не только точно понимать явления, которые они непосредственно не воспринимали ранее. Но и связно высказывать собственные мысли и эмоциональные настроения к тем событиям, в которых они не принимали прямого участия [2].

Огромное влияние сказкотерапии на детей заключаются в том, что постоянное восприятие сказок не только приводит к формированию необходимых функций внимания и памяти, но и изменяет общее отношение дошкольников к окружающей их действительности, способствуя при этом мотивации к активному межличностному общению дошкольников. На осознаваемых, вербальных уровнях дошкольники могут в полной мере и не понимать содержание сказок, однако педагогическая работа такого рода весьма эффективна, при этом у самих старших дошкольников постепенно формируются потребности в активном участии в сказкотерапии.

Следует отметить особенности выбора сказок:

- в сказкотерапии должны применяться, хорошо узнаваемые детьми сказки, например «Маша и медведь», «Три поросенка», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», «Три медведя» и т.д.

-сюжеты сказок должны быть интересными, вызывать определенные эмоции у детей;

- возможности использования отдельных частей сказочных сюжетов для проведения речевых занятий: построение как монологических высказываний, так и диалога дошкольников [5].

Для успешного применения сказкотерапии в общей системе развивающей работы с дошкольниками, имеющими стойкие речевые нарушения, необходим ряд определенных условий:

- наличия научно-методических основ проводимой педагогической работы и дидактических материалов (сказочных, художественных произведений, методических пособий, игрушек, декораций, технических средств обучения);

- конспекты занятий, разработанные для целей обеспечения педагогической работы при использовании отдельных элементов сказкотерапии [8];

- консультаций как для педагогов, так и родителей (цели: обновления и качественного улучшения речевых и познавательных процессов развития дошкольников с использованием сказочных персонажей);

Педагогическими критериями оценки эффективности сказки являются:

- активное взаимодействие специалистов-дефектологов, логопедов, воспитателей, родителей и дошкольников на основе сказочных сюжетов;

- обеспечить максимально полное взаимодействие детей дошкольного возраста с ближайшим внешним окружением посредством сказочных сюжетов;

- стремление педагогов к насыщению ведущей игровой деятельности дошкольников отдельными элементами сказочных сюжетов.

Основные этапы использования сказкотерапии в работе по развитию речи с дошкольниками:

- ознакомление родителей с методами сказкотерапии. Необходимо постоянно разъяснять родителям практическое значение семейных чтений. Существенной проблемой при этом остается необходимость постоянного семейного чтения. Чтение и обсуждение сказочных сюжетов должно стать устойчивыми семейными традициями, создавать тёплую и комфортную  атмосферу в семье;

- коррекционные занятия по рисованию с применением отдельных элементов сказок. Дошкольники  рисуют любимых персонажей сказок: любимых сказочных сюжетов, сказочных событий, изображают свою семью в виде определенных сказочных животных или растений, это также является хорошими методами обогащения словарного запаса, проявления творческих замыслов и фантазий [6];

- решение практических заданий с элементами сказочных сюжетов и персонажей. При решении такого рода заданий дошкольниками оказываются в ситуациях выбора, в которых важны мировосприятие и личный опыт дошкольников, их мировосприятий наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли;

- самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию [5].

При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов:

- Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица.

- Групповое рассказывание сказок.

- Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

- Групповое придумывание сказки.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и  знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас [2].

Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми позволит педагогу стимулировать развитие речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Вымпел. 2011. – 328 с.
  1. Зеленцова-Пешкова Н.В. Игротерапия для дошкольников. Серия- Школа развития. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2014.
  1. Исханова С.В. Игротерапия в логопедии. Звуковые превращения. Серия – «Школа развития». Ростов-на-Дону: «Феникс». 2016.
  1. Колосова Н. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития. Серия - «Коррекционная педагогика». М.: «Аркти». 2016.
  1. Нестерова Е.В., Горбунова Е.В., Мильке Е.А. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. М.: Форум. 2016.
  1. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: «Гнооом и Д». 2016.
  1. Светлова И.Е. Старший логопед. Программа развития правильного звукопроизношения. М.: «Эксмо». 2016.
  1. Фабер А. Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили. М.: «Эксмо». 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние тестопластики на развитие речи детей дошкольного возраста.

Ф. И. О- Хавшабо Елена Ивановна воспитатель высшей категории.Место работы– МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29» г. Майкоп Республика АдыгеяРечь является важнейшей психической функцией человек...

Консультация для родителей на тему: "ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Игра явл        Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым  условием всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на...

Статья на тему: «Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста»

В данной статье рассказано, что такое игры, как игры связаны с речью. Какие игры лучше использовать для развития речи детей дошкольников....

Статья «Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста»

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственном...

Консультация для воспитателей «Влияние сказкотерапии на развитие речи детей дошкольного возраста»

На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление – игровые методы педагогики, которые рассматривают подход сказкотерапии как ведущие методы развития речи у де...

Использование сказкотерапии для развития речи детей дошкольного возраста

Сказка - это один из первых видов художественного творчества, скоторым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша,который был бы равнодушен к сказке.Ведь сказки полны народной мудрости, они по...