Статья «Комплект инструментария для комплексной диагностики речевого развития детей общеобразовательных групп, созданный в соответствии с ФОП ДО»
статья по развитию речи
Педагогами ГБДОУ детский сад № 49 Пушкинского района Санкт-Петербурга была создана инновационная разработка – комплект инструментария для комплексной диагностики речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО. Разработка является универсальной, поскольку может применяться как в общеразвивающих группах с нормотипичными детьми, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Комплект инструментария для комплексной диагностики речевого развития детей общеобразовательных групп, созданный в соответствии с ФОП ДО»
Речь – это важнейшая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими. Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром.
Обучение дошкольников речи – это важная часть интеллектуального воспитания и мышления. Именно владение речевыми навыками является одним из основных критериев готовности ребенка к обучению в школе. Результатом оценки работы педагога по развитию речи у детей дошкольного возраста, а также оценки уровня готовности дошкольника к начальной форме школьного обучения является комплексная диагностика индивидуального развития детей.
Педагогами ГБДОУ детский сад № 49 Пушкинского района Санкт-Петербурга была создана инновационная разработка – комплект инструментария для комплексной диагностики речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО. Разработка является универсальной, поскольку может применяться как в общеразвивающих группах с нормотипичными детьми, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В комплекте инструментария представлены цели, методы, процедуры обследования, критерии оценки результатов в 4 разделах:
Состояние фонематических процессов
Цель: Обследование состояния фонематических процессов.
Задачи:
• Выявить, дифференцирует ребенок оппозиционные звуки или нет;
• Выявить, дифференцирует ребенок звуки, смешиваемые звуки или нет;
• Выявить, выделяет ребенок заданный звук из слова.
Состояние лексического строя речи
Цель: обследование состояния активного словаря
Задачи:
• Определить объем словаря существительных (существительные по различным лексическим темам; обобщающие слова; слова, обозначающие части тела и части предметов);
• Определить объем глагольного словаря (глаголы действия по предмету; глаголы движения; глаголы профессиональных действий);
• Определить объем словаря прилагательных (названия цветов; подбор определений к слову);
• Определить объем словаря антонимов (наличие антонимов в активном словаре).
Состояние грамматического строя речи
Цель: обследование грамматического строя речи.
Задачи:
• Определить состояние словоизменения (употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; употребление существительных в косвенных падежах; употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа; употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами); согласование имен прилагательных с существительным единственного числа; употребление словосочетаний числительных 2 и 5 с существительными; изменение глаголов в форме прошедшего времени по родам);
• Определить состояние словообразования (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование названий детенышей животных; образование существительных с увеличительными суффиксами; образование существительных с суффиксами вместилища; образование относительных прилагательных; образование притяжательных прилагательных; образование качественных прилагательных; образование приставочных глаголов; образование глаголов совершенного вида; образование глаголов в форме настоящего времени множественного числа).
Состояние связной речи
Цель: обследование состояния связной речи.
Задачи:
• Выявить уровень сформированности развернутого монологического высказывание;
• Выявить сохранность внутреннего программирования;
• Выявить связность и логическую последовательность изложения;
• Определить непрерывность или фрагментарность характера высказывания;
• Определить наличие или отсутствие смысловых пропусков;
• Выявить качества использования всех языковых компонентов.
Диагностика также включает в себя анализ полученных показателей в начале и конце учебного года, для отслеживания динамики каждого ребенка. По результатам диагностики: воспитатель заполняет диагностические таблицы, в которые заносятся баллы по всем оцениваемым показателям развития. Определяется уровень развития речи по формуле: уровень общего и речевого развития ребенка = (итоговая сумма баллов разделить на максимальное количество баллов) умножить на 100% (например: (15:30) *100%=50%).
В качестве наглядно-дидактического материала используется комплект:
1. Карта обследования развития речи детей (от 3 до 6 лет).
2. Демонстрационный материал для обследования детей 3–6 лет.
При обследовании используются методы: наглядные, словесные, практические.
Инновационный продукт «Комплект инструментария для комплексной диагностики речевого развития детей общеобразовательных групп, созданный в соответствии с ФОП ДО» является максимально удобным, достаточно простым в применении. Позволяет легко наметить пути планирования образовательной деятельности по развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС
Предлагаю диагностику речевого развития детей подготовительной группы. Работая по речевому направлению, я заметила, что у детей улучшается связная речь, дети становятся более эмоциональными и общитель...

Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста (Ф.Г. Даскалова)
Методики для обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Комплексный тестовый метод педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста (по О.А.Сафоновой)
Комплексный тестовый метод педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста (по О.А.Сафоновой). Бланк диагностики произносительной стороны речи...

Диагностика речевого развития детей логопедической группы. Система оценивания
После обследования речи детей логопед должен методически грамотно оценить уровень речевого развития воспитанников. В этом поможет методический материал система оценивания....

Диагностический инструментарий для обследования уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Диагностический инструментарий составлен на основе иллюстрированного материала О. Б Иншаковой для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста....

Статья. Проблемы диагностики речевого развития детей третьего года жизни.
Для развития всех психических процессов наиболее важным периодом считается раннее детство, период от рождения до трех лет. И именно в этот период закладывается и формируется основа речи. Речь - это не...