Диагностика речевого развития детей логопедической группы. Система оценивания
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Алексеева Елена Романовна

После обследования речи детей логопед должен методически грамотно оценить уровень речевого развития воспитанников. В этом поможет методический материал система оценивания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriterii_otsenivaniya.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии оценки результативности логопедической работы в старшей группе

I  период обучения

Звукопроизношение

Фонематические

процессы

Звуковой анализ и синтез

Лексико-грамматические

категории

Связная речь

На I- этапе -(постановка звука)-низкий уровень

На II-этапе

(автоматизация звука)-

средний уровень

На Ш-этапе  (дифференциация)-

высокий  уровень

- различение звуков на

слух:  а, о,  у,  и, п,  т,  к,  ы, й, ль;

- повторение слоговых

рядов: па-по-пу. кы-ты-мы

-выделение ударного

гласного в начале слова

(Аня, ива );

-выделение 1-го и последнего согласного в слове (мак, кот).

-анализ и синтез слогов типа ау, ат

-согласование

притяжательных местоимений

мой, моя, мое с

существительными;

-категория лица и числа

глаголов настоящего времени;

-ед. и мн. число

существительных

- составление простых

предложений по

сюжетной картинке

II период обучения

- различение звуков на

слух: п, пь. т, ть, к,  кь, х, хь, ы;

- повторение слоговых рядов:

па-по-пу,  пы-пы-ты

-анализ и синтез прямого

слога (па, то);

-выделение ударного

гласного после согласного

(мак, кот, дым);

-звуковой анализ слов типа

(дым,  кит,  тик);

-составление схем слогового состава слова (мухи, петухи, хек)

-согласование прилагательных

с существительными в роде,

числе,  падеже (синий пояс,  о

зеленой вазе, красные

карандаши);

-согласование числительных с существительными;

- спряжение глаголов

настоящего времени по

образцу, в ед. и мн. числе

(пилить пень)

составление

предложений по опорным предметным

картинкам (дети,

снеговик.  Дети

лепят снеговика)

   III период обучения

- различение звуков на слух и выделение их из ряда звуков, слогов: ль,  з,  зь, с, ц, ш, ж;

-определение наличия

данных звуков в слове и их позиции (начало, конец слова);  

-повторение цепочки из 3 слов:

так - бак- мак, дом-дам-дым

- составление звуковой схемы односложных слов (сок,  шум ) с цветовым обозначением гласных и согласных звуков

-образование уменьшительной

формы существительного

(ящичек, вазочка);

- образование прилагательных

(клюквенный морс,  сосновый

лес);

-подбор слов с противоположным значением (тонкий - толстый)

-составление

сложносочиненных

предложений;

-пересказ рассказа

(4-5 предложений)

           

Критерии оценки результативности логопедической работы в подготовительной к школе  группе

I  период обучения

 

 

 

Звукопроизношение

Фонематические

процессы

Звуковой

анализ и синтез

Лексико-грамматические

категории

Связная речь

На I- этапе -(постановка звука)-

низкий уровень

На II-этапе

(автоматизация звука)-

средний уровень

 

На Ш-этапе

(дифференциация)-

высокий уровень

- различение звуков на слух

(всех  гласных + согласные п, т,  к, м, д, х, л, ь,  й, с);

- повторение слоговых рядов па-по-пу-пы , ка-та-га-ха;

-придумать слова, начинающиеся  на звук п, т, к, м, р.

-анализ и синтез

слогов типа ак,  ма и слов типа  мак,  кит  с характеристикой

каждого звука  (гласный-согласный, твердый-мягкий)

- образование ед. и мн. числа  существительных  родительного падежа;

-согласование глаголов единственного числа настоящего времени с существительным;

-родовая принадлежность предметов (ж.,  муж.,  ср. род)

- составление предложений по сюжетной картинке;

- составление предложений из слов данных  полностью или частично в начальной форме

II период обучения

- различение звуков на слух,   с-з, з-ш, с-сь,  б-бь,  т-сь-дь,  ш-с-ж,  л- ль-р,  р-рь-л,  п-б;

- повторение слоговых рядов тя-тя-дя,  са-са -за, ста-зда-зда- ста;

-подобрать слово  на заданный звук (б, бь,  с, сь, ш, ж, л) с указанием его позиции в слове

(начало,  середина, конец)

- звуко-слоговой анализ слов типа косы, сани, суп,  утка,  с

характеристикой каждого звука

(гласный-согласный,

твердый-мягкий, звонкий-глухой по отношению к парным

по звонкости-глухости звукам)

-согласование числительных с

сущ.  в роде, числе, падеже;

- образование уменьшительной формы существительных;

-употребление сочетаний

прилагательных с существительными в разных падежах ед. и мн. числа в

предложении  (Дети кормили

морковкой белого кролика. Дети давали корм белым кроликам) с опорой на картинки

-составление

предложений с данным

словосочетанием  (серенькую

белочку, серенькой белочке);

-добавление в предложение

пропущенных предлогов (на,  под,  над,  к,  от,  с, из, в, между)  с опорой на наглядность

III период обучения

- различение звуков на слух ивыделение их из ряда звуков,  слогов  ( ч-ть-сь-щ,  ц-ть-с,  щ-ч- сь-ш);

-повторение цепочки из 4 слогов ча-тя-ся-ща, ащ-ощ-ищ-ищ;

-подобрать слово, которое

начинается на тот же звук, что и слово, названное

логопедом  

- составление звуко-слоговой схемы   слов (булка, слон, грозы, фартук)  с качественной

характеристикой каждого звука;

-составление слов из букв разрезной азбуки и из слогов.

-образование  уменьшительно-

ласкательной формы  существительных и прилагательных;

- образование  существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учить - учитель- учительница-ученик)

- составление предложения с данным словом (дом,  идет, солнечный)

-составление рассказа по серии сюжетных картинок (3картинки)

Диагностика речевого развития детей логопедической группы

 (по периодам обучения)

Система оценивания

3 балла – ребёнок самостоятельно и  безошибочно справился с предложенным заданием, ответ верный по структуре; наблюдается прочность усвоенных умений и навыков; помощь педагога не потребовалась - ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

2 балла – ребёнок справился с предложенным заданием, в ответе наблюдаются незначительные ошибки, которые воспитанник исправляет;  ответ верный по структуре; умения и навыки на этапе формирования; потребовалась помощь педагога в виде отдельных наводящих вопросов - СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

1 балл – ребёнок справляется с заданием только с помощью педагога; ошибки самостоятельно не замечает; ответ неверный по структуре; умения и навыки не сформированы – НИЗКИЙ   УРОВЕНЬ

0 баллов – ребёнок с заданием не справился; помощь взрослого не принимает; умения и навыки не сформированы; отказ от выполнения задания

ИТОГИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ В БАЛЛАХ

Раздел обследования

Баллы

Критерии оценки

  1. Звукопроизношение

0

Звукопроизношение не нарушено.

1

Нарушено произношение одной группы.

2

Нарушено произношение двух групп звуков.

3

Нарушено произношение трёх групп звуков.

4

Нарушено произношение четырёх и более групп звуков.

  1. Слоговая структура

0

Слоговую структуру слов воспроизводит без ошибок.

1

Нарушения редки, главным образом в малознакомых словах.

2

Нарушения в предложениях. В словах – незначительные.

3

Нарушения грубые, на уровне слов (упрощения, перестановки, уподобления слогов и т.д.)

4

Звукокомплексы, звукоподражания.

  1. Фонематические представления

0

Сформированы соответственно возрасту.

1

Самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи взрослого.

2

Только половину заданий на свой возраст выполняет верно.

3

Выполняет правильно только задания для более младшего возраста, с более трудными не справляется.

4

Не сформированы. Не выполняет ни одного задания.

  1. Грамматический строй

0

Грамматические категории использует без затруднений.

1

Редкие аграмматизмы.

2

Ошибки в словообразовании и словоизменении, но типичные.

3

Ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невозможность образовать формы слов.

4

Грамматический строй не сформирован.

  1. Лексический запас.

0

Лексический запас сформирован по возрасту.

1

Запас в приделах обихода (обычно номинативный словарь, умение подобрать антонимы).

2

Лексический запас беден. Выполняет только половину заданий.

3

Лексический запас резко ограничен. Не выполняет и половины заданий.

4

Лексика отсутствует.

  1. Понимание речи.

0

В полном объёме.

1

Понимание на уровне целостного текста или рассказа. Для ответов на вопросы по смыслу требуется помощь взрослого.

2

Понимание грамматических форм, предложно-падежных конструкций, временных и пространственных отношений на уровне фразы.

3

Понимание ситуативное, только на уровне знакомых слов.

4

Обращённая речь малопонятна для ребёнка, он не может выполнить даже простых поручений.

  1. Связная речь.

0

Без затруднений.

1

Рассказ бедный. Требуется помощь взрослого, наводящие вопросы. Присутствует некоторая смысловая неточность.

2

Синтаксические конструкции фраз бедные. Нарушена последовательность в передаче сюжета.

3

Простая аграмматичная фраза со структурными нарушениями.

4

Связной речи нет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПО КОЛИЧЕСТВУ БАЛЛОВ:

1 - 3 балла (1-й, реже 3-й раздел) – НПОЗ;                              13 – 18 баллов – ОНР 3;

4 – 6 балла (1-й и 3-й разделы) – ФФНР;                                  19 – 24 балла – ОНР 2;

7 – 12 баллов – ОНР 4;                                                                25 – 28 баллов – ОНР 1.            

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

Фамилия, имя ребёнка

Начало/конец учебного года

1

2

3

4

5

6

7

Итого

Логопедическое заключение

1

Начало\конец

2

Начало\конец

3

Начало\конец

4

Начало\конец

5

Начало\конец

6

Начало\конец

7

Начало\конец

8

Начало\конец

9

Начало\конец

10

Начало\конец

11

Начало\конец

12

Начало\конец

13

Начало\конец

14

Начало\конец

15

Начало\конец

16

Начало\конец

17

Начало\конец

18

Начало\конец

19

Начало\конец

20

Начало\конец

21

Начало/конец

22

Начало\конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей логопедической группы во время умывания, кормления.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующие развитие речевой культуры будет опираться н...

Мониторинг речевого развития детей логопедической группы

Мониторинг речевого развития заполняется учителем логопедом после логопедического обследования детей в сентябре, в ноябре и в мае месяце...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ...

Использование "Методики автоматизированного логопедического обследования детей 4-8 лет (студия "ВиЭль") для эффективной диагностики речевого развития детей с ТНР

Из опыта работы учителя-логопеда  по применению на практике компьютерной программы "Логопедическое обследование" (В.М. Акименко) при диагностике речевого развития детей с ТНР в группе к...

«Использование педагогом – психологом активных форм работы с родителями, способствующих установлению партнерских отношений и объединению усилий в речевом развитии детей логопедической группы с ФФНР»

laquo;Использование педагогом – психологом активных форм работы с родителями, способствующих установлению партнерских отношений и объединению усилий в речевом развитии детей логопедической груп...

Диагностика речевого развития детей подготовительной логопедической группы с ОНР 3ур.

Диагностика речевого развития детей в логопедической подготовительной группе по всем компонентам речевой системы проводилась в начале и в конце 2021-2022 учебного года. В данном документе отражается д...

Статья «Комплект инструментария для комплексной диагностики речевого развития детей общеобразовательных групп, созданный в соответствии с ФОП ДО»

Педагогами ГБДОУ детский сад № 49 Пушкинского района Санкт-Петербурга была создана инновационная разработка – комплект инструментария для комплексной диагностики речевого развития детей в соотве...