Диагностика речевого развития детей логопедической группы. Система оценивания
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
После обследования речи детей логопед должен методически грамотно оценить уровень речевого развития воспитанников. В этом поможет методический материал система оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_otsenivaniya.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии оценки результативности логопедической работы в старшей группе | |||||
I период обучения | Звукопроизношение | Фонематические процессы | Звуковой анализ и синтез | Лексико-грамматические категории | Связная речь |
На I- этапе -(постановка звука)-низкий уровень На II-этапе (автоматизация звука)- средний уровень На Ш-этапе (дифференциация)- высокий уровень | - различение звуков на слух: а, о, у, и, п, т, к, ы, й, ль; - повторение слоговых рядов: па-по-пу. кы-ты-мы | -выделение ударного гласного в начале слова (Аня, ива ); -выделение 1-го и последнего согласного в слове (мак, кот). -анализ и синтез слогов типа ау, ат | -согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными; -категория лица и числа глаголов настоящего времени; -ед. и мн. число существительных | - составление простых предложений по сюжетной картинке | |
II период обучения | - различение звуков на слух: п, пь. т, ть, к, кь, х, хь, ы; - повторение слоговых рядов: па-по-пу, пы-пы-ты | -анализ и синтез прямого слога (па, то); -выделение ударного гласного после согласного (мак, кот, дым); -звуковой анализ слов типа (дым, кит, тик); -составление схем слогового состава слова (мухи, петухи, хек) | -согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий пояс, о зеленой вазе, красные карандаши); -согласование числительных с существительными; - спряжение глаголов настоящего времени по образцу, в ед. и мн. числе (пилить пень) | составление предложений по опорным предметным картинкам (дети, снеговик. Дети лепят снеговика) | |
III период обучения | - различение звуков на слух и выделение их из ряда звуков, слогов: ль, з, зь, с, ц, ш, ж; -определение наличия данных звуков в слове и их позиции (начало, конец слова); -повторение цепочки из 3 слов: так - бак- мак, дом-дам-дым | - составление звуковой схемы односложных слов (сок, шум ) с цветовым обозначением гласных и согласных звуков | -образование уменьшительной формы существительного (ящичек, вазочка); - образование прилагательных (клюквенный морс, сосновый лес); -подбор слов с противоположным значением (тонкий - толстый) | -составление сложносочиненных предложений; -пересказ рассказа (4-5 предложений) | |
| Критерии оценки результативности логопедической работы в подготовительной к школе группе | ||||
I период обучения
| Звукопроизношение | Фонематические процессы | Звуковой анализ и синтез | Лексико-грамматические категории | Связная речь |
На I- этапе -(постановка звука)- низкий уровень На II-этапе (автоматизация звука)- средний уровень
На Ш-этапе (дифференциация)- высокий уровень | - различение звуков на слух (всех гласных + согласные п, т, к, м, д, х, л, ь, й, с); - повторение слоговых рядов па-по-пу-пы , ка-та-га-ха; -придумать слова, начинающиеся на звук п, т, к, м, р. | -анализ и синтез слогов типа ак, ма и слов типа мак, кит с характеристикой каждого звука (гласный-согласный, твердый-мягкий) | - образование ед. и мн. числа существительных родительного падежа; -согласование глаголов единственного числа настоящего времени с существительным; -родовая принадлежность предметов (ж., муж., ср. род) | - составление предложений по сюжетной картинке; - составление предложений из слов данных полностью или частично в начальной форме | |
II период обучения | - различение звуков на слух, с-з, з-ш, с-сь, б-бь, т-сь-дь, ш-с-ж, л- ль-р, р-рь-л, п-б; - повторение слоговых рядов тя-тя-дя, са-са -за, ста-зда-зда- ста; -подобрать слово на заданный звук (б, бь, с, сь, ш, ж, л) с указанием его позиции в слове (начало, середина, конец) | - звуко-слоговой анализ слов типа косы, сани, суп, утка, с характеристикой каждого звука (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой по отношению к парным по звонкости-глухости звукам) | -согласование числительных с сущ. в роде, числе, падеже; - образование уменьшительной формы существительных; -употребление сочетаний прилагательных с существительными в разных падежах ед. и мн. числа в предложении (Дети кормили морковкой белого кролика. Дети давали корм белым кроликам) с опорой на картинки | -составление предложений с данным словосочетанием (серенькую белочку, серенькой белочке); -добавление в предложение пропущенных предлогов (на, под, над, к, от, с, из, в, между) с опорой на наглядность | |
III период обучения | - различение звуков на слух ивыделение их из ряда звуков, слогов ( ч-ть-сь-щ, ц-ть-с, щ-ч- сь-ш); -повторение цепочки из 4 слогов ча-тя-ся-ща, ащ-ощ-ищ-ищ; -подобрать слово, которое начинается на тот же звук, что и слово, названное логопедом | - составление звуко-слоговой схемы слов (булка, слон, грозы, фартук) с качественной характеристикой каждого звука; -составление слов из букв разрезной азбуки и из слогов. | -образование уменьшительно- ласкательной формы существительных и прилагательных; - образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учить - учитель- учительница-ученик) - составление предложения с данным словом (дом, идет, солнечный) | -составление рассказа по серии сюжетных картинок (3картинки) |
Диагностика речевого развития детей логопедической группы
(по периодам обучения)
Система оценивания
3 балла – ребёнок самостоятельно и безошибочно справился с предложенным заданием, ответ верный по структуре; наблюдается прочность усвоенных умений и навыков; помощь педагога не потребовалась - ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ
2 балла – ребёнок справился с предложенным заданием, в ответе наблюдаются незначительные ошибки, которые воспитанник исправляет; ответ верный по структуре; умения и навыки на этапе формирования; потребовалась помощь педагога в виде отдельных наводящих вопросов - СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ
1 балл – ребёнок справляется с заданием только с помощью педагога; ошибки самостоятельно не замечает; ответ неверный по структуре; умения и навыки не сформированы – НИЗКИЙ УРОВЕНЬ
0 баллов – ребёнок с заданием не справился; помощь взрослого не принимает; умения и навыки не сформированы; отказ от выполнения задания
ИТОГИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ В БАЛЛАХ
Раздел обследования | Баллы | Критерии оценки |
| 0 | Звукопроизношение не нарушено. |
1 | Нарушено произношение одной группы. | |
2 | Нарушено произношение двух групп звуков. | |
3 | Нарушено произношение трёх групп звуков. | |
4 | Нарушено произношение четырёх и более групп звуков. | |
| 0 | Слоговую структуру слов воспроизводит без ошибок. |
1 | Нарушения редки, главным образом в малознакомых словах. | |
2 | Нарушения в предложениях. В словах – незначительные. | |
3 | Нарушения грубые, на уровне слов (упрощения, перестановки, уподобления слогов и т.д.) | |
4 | Звукокомплексы, звукоподражания. | |
| 0 | Сформированы соответственно возрасту. |
1 | Самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи взрослого. | |
2 | Только половину заданий на свой возраст выполняет верно. | |
3 | Выполняет правильно только задания для более младшего возраста, с более трудными не справляется. | |
4 | Не сформированы. Не выполняет ни одного задания. | |
| 0 | Грамматические категории использует без затруднений. |
1 | Редкие аграмматизмы. | |
2 | Ошибки в словообразовании и словоизменении, но типичные. | |
3 | Ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невозможность образовать формы слов. | |
4 | Грамматический строй не сформирован. | |
| 0 | Лексический запас сформирован по возрасту. |
1 | Запас в приделах обихода (обычно номинативный словарь, умение подобрать антонимы). | |
2 | Лексический запас беден. Выполняет только половину заданий. | |
3 | Лексический запас резко ограничен. Не выполняет и половины заданий. | |
4 | Лексика отсутствует. | |
| 0 | В полном объёме. |
1 | Понимание на уровне целостного текста или рассказа. Для ответов на вопросы по смыслу требуется помощь взрослого. | |
2 | Понимание грамматических форм, предложно-падежных конструкций, временных и пространственных отношений на уровне фразы. | |
3 | Понимание ситуативное, только на уровне знакомых слов. | |
4 | Обращённая речь малопонятна для ребёнка, он не может выполнить даже простых поручений. | |
| 0 | Без затруднений. |
1 | Рассказ бедный. Требуется помощь взрослого, наводящие вопросы. Присутствует некоторая смысловая неточность. | |
2 | Синтаксические конструкции фраз бедные. Нарушена последовательность в передаче сюжета. | |
3 | Простая аграмматичная фраза со структурными нарушениями. | |
4 | Связной речи нет. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПО КОЛИЧЕСТВУ БАЛЛОВ:
1 - 3 балла (1-й, реже 3-й раздел) – НПОЗ; 13 – 18 баллов – ОНР 3;
4 – 6 балла (1-й и 3-й разделы) – ФФНР; 19 – 24 балла – ОНР 2;
7 – 12 баллов – ОНР 4; 25 – 28 баллов – ОНР 1.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
№ | Фамилия, имя ребёнка | Начало/конец учебного года | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Итого | Логопедическое заключение |
1 | Начало\конец | ||||||||||
2 | Начало\конец | ||||||||||
3 | Начало\конец | ||||||||||
4 | Начало\конец | ||||||||||
5 | Начало\конец | ||||||||||
6 | Начало\конец | ||||||||||
7 | Начало\конец | ||||||||||
8 | Начало\конец | ||||||||||
9 | Начало\конец | ||||||||||
10 | Начало\конец | ||||||||||
11 | Начало\конец | ||||||||||
12 | Начало\конец | ||||||||||
13 | Начало\конец | ||||||||||
14 | Начало\конец | ||||||||||
15 | Начало\конец | ||||||||||
16 | Начало\конец | ||||||||||
17 | Начало\конец | ||||||||||
18 | Начало\конец | ||||||||||
19 | Начало\конец | ||||||||||
20 | Начало\конец | ||||||||||
21 | Начало/конец | ||||||||||
22 | Начало\конец |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие детей логопедической группы во время умывания, кормления.
Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующие развитие речевой культуры будет опираться н...
Мониторинг речевого развития детей логопедической группы
Мониторинг речевого развития заполняется учителем логопедом после логопедического обследования детей в сентябре, в ноябре и в мае месяце...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ...
Использование "Методики автоматизированного логопедического обследования детей 4-8 лет (студия "ВиЭль") для эффективной диагностики речевого развития детей с ТНР
Из опыта работы учителя-логопеда по применению на практике компьютерной программы "Логопедическое обследование" (В.М. Акименко) при диагностике речевого развития детей с ТНР в группе к...
«Использование педагогом – психологом активных форм работы с родителями, способствующих установлению партнерских отношений и объединению усилий в речевом развитии детей логопедической группы с ФФНР»
laquo;Использование педагогом – психологом активных форм работы с родителями, способствующих установлению партнерских отношений и объединению усилий в речевом развитии детей логопедической груп...
Диагностика речевого развития детей подготовительной логопедической группы с ОНР 3ур.
Диагностика речевого развития детей в логопедической подготовительной группе по всем компонентам речевой системы проводилась в начале и в конце 2021-2022 учебного года. В данном документе отражается д...
Статья «Комплект инструментария для комплексной диагностики речевого развития детей общеобразовательных групп, созданный в соответствии с ФОП ДО»
Педагогами ГБДОУ детский сад № 49 Пушкинского района Санкт-Петербурга была создана инновационная разработка – комплект инструментария для комплексной диагностики речевого развития детей в соотве...