ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskie_igry_i_uprazhneniya.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ЧТО МЫ ВИДИМ НА КАРТИНЕ?
Дидактическая задача: развивать умение составлять предложения с опорой на картинку; учить дополнять простые нераспространенные предложения.
Оборудование: сюжетные картинки на тему «В детском саду», «Школа», «Летом в лесу», «Уборка урожая».
Содержание. Учитель показывает детям картинку и составляет по ней простое нераспространенное предложение, например:Алеся идет. Ребенок должен повторить фразу и добавить к ней одно-два слова, например: Алеся идет в школу. Следующий участник добавляет еще слова к этому предложению: Алеся идет в школу с портфелем и т, д. Выигрывает тот, кто придумает и произнесет правильно самое длинное предложение.
Когда дети овладеют правилом игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.
ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Дидактическая задача: упражнять детей в составлении простых и сложных предложений; учить понимать причинные связи между явлениями.
Содержание. Учитель начинает предложение, а дети должны закончить его. Например: Максим утром...
Вариант. Усложнение игры - дополнение фразы до сложносочиненного или сложноподчиненного предложения. Например: Ира надела теплую шубу, потому что... или Женя играет в мяч, а Игорь... .
КТО ДОГАДАЛСЯ?
Дидактическая задача: составлять предложения со значением противопоставления; воспитывать умение доказывать правильность своих суждений.
Оборудование: таблицы слов.
Содержание. На доске или таблицах написаны пары слов, например: снег - уголь; мед - лук; подберезовик- мухомор; лошадь - тигр. Дети читают слова, затем выбирают пару слов и составляют с ними предложения со значением противопоставления. Например: Снег белый, а уголь черный и т. д.
СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО-ДРУГОМУ
Дидактическая задача: упражнять в синонимической замене предложений разного типа.
Оборудование: игрушки, сюжетные картинки.
Содержание. Учитель показывает детям картинку, ребята с одной парты составляют по картинке разные предложения, например: Мама взяла зонт, потому что на улице идет дождь или На улице идет дождь, и мама взяла зонт. За хороший ответ дети получают игрушки, которые в конце игры подсчитываются.
ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ?
Дидактическая задача: учить выбирать из художественных произведений законченные предложения; развивать память детей.
Оборудование: книжки для чтения.
Содержание. Учитель произносит предложение из знакомого детям прозаического или стихотворного текста, а дети называют произведение, откуда взято предложение. Далее дети сами проговаривают предложения из стихов и сказок, потешек и загадок, получая в награду книги для чтения.
УШЕЛ ОЛЕНЬ С ОЛЕНЕНКОМ
Дидактическая задача: учить употреблять в речи существительные в творительном падеже; упражнять в умении правильно строить предложение.
Оборудование: звездочки.
Содержание. Учитель рассказывает о том, что на праздник собрались животные со своими детенышами. Когда наступил вечер, они стали расходиться. Первым ушел олень с олененком. Кто ушел за ними? Дети придумывают предложения: Следом ушел зубр с зубренком и т. д. Ребенок, после которого никто ничего не придумает, получает в награду звездочку.
Вариант. На день рождения к Тане пришли ее друзья: Ира пришла с Колей, Петрусь с Тарасом и т. д.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Дидактическая задача: составлять слова из определенного количества слогов; упражнять в правильном построении предложений.
Оборудование: индивидуальные кассы букв, песочные часы.
Содержание. По команде дети должны за определенное время выложить из букв слова, состоящие из одного, двух, трех слогов. Слова должны быть проанализированы и прочитаны на предыдущих занятиях. С выложенными словами дети придумывают предложения.
ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ САМ
Дидактическая задача: закреплять навык составления предложений, обращая внимание на сочетание слов в предложении.
Оборудование: фишки.
Содержание. Учитель предлагает детям придумать предложение из определенного количества слов. Тот, кто первый выполнил задание, получает фишку.
Вариант. Учитель называет два-три слова, дети составляют из них предложения. Выигрывает ряд, у которого больше фишек.
ЧТО МЫ СПРЯТАЛИ?
Дидактическая задача: составлять предложения на определенную тему.
Оборудование: разные предметы, игрушки.
Содержание. Игра проводится по рядам. У каждого ребенка под бумажным колпачком, в мешочке или конверте лежит небольшой предмет. Дети должны быстро составить предложение о своем предмете и по сигналу учителя сказать его. При повторении игры предметы под колпачком должны быть заменены (дети закрывают глаза, а учитель и двое детей быстро меняют игрушки у нескольких ребят).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматические игры и упражнения МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ
Четвертый год жизни — важный этап в освоении ребенком грамматического строя речи. Это период интуитивного постижения языковых закономерностей, время пробуждения языкового сознания. Следовательно...
Грамматические игры и упражнения
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию комплекс грамматических игр и упражнений для младшего дошкольного возраста....
Грамматические игры и упражнения
Развитие грамматического строя речи...
Лексические и грамматические игры и упражнения для дошкольников
Игры учат выделять ,называть признаки предмета, его качаство и дейтвия...
Интегрированное занятие по развитию речи по теме: "Рассказывание по картине "В школу". Лексико-грамматические игры и упражнения".
Занятие предназначено для проведения в подготовительной группе детского сада. Охватывает такие области как познание и речевое развитие. Будет интересно воспитателям и учителям начальных классов....
Лексико-грамматические игры и упражнения для дошкольников
Материал будет интересен логопедам, воспитателям логогрупп и студентам педССУЗов....
Конспект ООД по развитию речи. Лексико-грамматические игры и упражнения по теме «Инструменты»
Конспект занятия по развитию речи. Лексико-грамматические упражнения по теме "Инструменты....