Лексические и грамматические игры и упражнения для дошкольников
материал по развитию речи на тему
Игры учат выделять ,называть признаки предмета, его качаство и дейтвия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskie_i_grammaticheskie_igry_i_uprazhneniya_dlya_doshkolnikov.docx | 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексические и грамматические игры и упражнения для дошкольников
«Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша», а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он. продолговатый, зеленый, хрустящий») .
«Укрась слово»
Цель. Учить подбирать к существительному как можно больше прилагательных.
Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.
Солнце: яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т. д. Платье: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т. д.
«Кто больше увидит и назовет»
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы) . Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно… ухий(длинноухий) . А хвост у зайца. (короткий) , значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки) .
«Кто что умеет делать»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. Аналогично игра проводится на другие темы.
«Кто назовет больше действий»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.
-Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.
«Где что можно делать»
Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
- Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе, ловить рыбу.)
«Кто больше слов скажет»
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.
«Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .
- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный. (еще какой) . Сахар сладкий, а лимон. (кислый) . Весной погода теплая, а зимой. (холодная) .
-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба. (плавает) , кузнечик. (прыгает) , уж. (ползает) . Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает, тигр. (рычит) , мышь. (пищит) , корова. (мычит) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматические игры и упражнения МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ
Четвертый год жизни — важный этап в освоении ребенком грамматического строя речи. Это период интуитивного постижения языковых закономерностей, время пробуждения языкового сознания. Следовательно...
Грамматические игры и упражнения
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию комплекс грамматических игр и упражнений для младшего дошкольного возраста....
Грамматические игры и упражнения
Развитие грамматического строя речи...
Интегрированное занятие по развитию речи по теме: "Рассказывание по картине "В школу". Лексико-грамматические игры и упражнения".
Занятие предназначено для проведения в подготовительной группе детского сада. Охватывает такие области как познание и речевое развитие. Будет интересно воспитателям и учителям начальных классов....
Лексико-грамматические игры и упражнения для дошкольников
Материал будет интересен логопедам, воспитателям логогрупп и студентам педССУЗов....
Лексические и грамматические игры и упражнения «Скажи какой»
Лексические и грамматические игры и упражнения«Скажи какой»...
"Лексические и грамматические игры для старших дошкольников".
В материале представлены словестные игры на развитие лексического и грамматического строя речи старших дошкольников....