Конспект ООД по развитию речи. Лексико-грамматические игры и упражнения по теме «Инструменты»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Нургалеева Райля Давлетовна

Конспект занятия по развитию речи. Лексико-грамматические упражнения по теме "Инструменты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_razvitiyu_rechi_instrumenty.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6

г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

               Образовательная область: «Речевое развитие»

               Раздел: Развитие речи

               Тема: Лексико-грамматические игры и упражнения по теме
              «Инструменты»
               Возрастная группа: подготовительная к школе группа

                                                            Выполнил: Нургалеева Р.Д.

                                                            Стаж работы в данной должности- 23 года

Туймазы – 2018

Цель: расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий.
Задачи:

Образовательные:
- систематизировать представления детей об инструментах;

- продолжать учить классифицировать предметы по определенным признакам;
- активизация и актуализация словаря по теме «Инструменты»;

- закрепить образование относительных прилагательных;
- учить подбирать слова - действия.

Развивающие:
- развитие зрительного восприятия и внимания;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- коррекция речи с движением.
Воспитательные:
-воспитание навыков сотрудничества, доброе отношение друг другу; уважительное отношение к труду взрослых.
Оборудование: предметные картинки,  загадки по теме «Инструменты», посылка, письмо,  игрушечные инструменты.

Ход занятия:
Вводная часть  
                                                                                                            Организационный момент
Воспитатель. Ребята, прихожу утром в детский сад, а на столе лежит письмо.  Адресовано письмо вам. Хотите прочитаю. (Воспитатель читает письмо: «Дорогие мои ребята! Пишет вам Дедушка Мороз! Проезжал мимо вашего детского сада, увидел ваши рисунки. Как красиво вы рисовали инструменты. Было видно, вы очень старались. Оставляю вам новогодний сюрприз. Если вы отгадаете мои загадки, выполните все мои задания- вас ждет сюрприз. Удачи, ребята!»).
Основная часть
Воспитатель: Дед Мороз предлагает вам вот такие загадки. Загадки дослушайте до конца,  если отгадали, поднимите руки.
1. Я землю копала - ничуть не устала. А кто мною копал, тот и устал. (Лопата).

2.Шурупу уховёртка
Зовут её (Отвёртка).

3. Листья падают в саду, я их быстренько смету. (Грабли).
4. Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (Пила).
5. Одна подружка
   
Пролезла другой в ушко.(Иголка с ниткой).
6. Волосы сушить он может  и с прической он поможет.(Фен).
7. Он взбивает быстро все: кремы, пенки. (Миксер).

(По мере отгадывания загадок, воспитатель выставляет картинки).
Воспитатель: Еще раз назовем эти предметы. (Ответы детей).

Молодцы, ребята.  А как можно одним словом назвать эти предметы?
Дети: Инструменты.
Воспитатель: Правильно. Всю неделю мы с вами говорим об инструментах. Что же такое инструмент?
Дети: Инструменты - это предметы, которые помогают людям в работе.

Воспитатель: Чтобы узнать, из какого материала сделаны эти инструменты, мы поиграем в игру «Что? Из чего?» (закрепить образование относительных прилагательных):
Иголка из железа – железная ручка;
ручка лопаты, граблей из дерева – деревянная ручка;
ручка пилы, миксера из пластмассы – пластмассовая ручка;
шнур фена из резины- резиновый шнур;

ручка отвертки из резины – резиновая ручка.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:

Мы пилили, (Делают пилящие движения) 
Мы рубили, (Делают рубящие движения)
Громко молотком стучали, (Стучат кулачком по ладошке)
Свежей краской покрывали. (Выполняют движения руками вверх и вниз) 
Мама очень нас хвалила (Хлопают в ладоши) 
И печеньем угостила. (Поглаживают живот ладошкой) 
Воспитатель: Для чего же нужны инструменты? Чтобы ответить на этот вопрос, мы поиграем в игру «Скажи правильно».
Что делают с инструментами?
(Воспитатель показывает картинки на доске, дети подбирают действия).

Пилой – пилят доску;
иглой – шьют одежду;
лопатой – копают землю;
миксером - взбивают кремы;
граблями- сгребают листья;
молотком - забивают гвозди.
Воспитатель:  Инструменты очень нужны. Но только в руках мастеров они творят чудеса.  Люди разных профессий используют в своей работе инструменты. Давайте поиграем в игру «Закончи предложение».
Например, «Строителям нужны строительные инструменты».
Садовнику нужны (садовые инструменты).
Врачу нужны (медицинские инструменты).
Швее нужны (швейные инструменты).
Столяру нужны (Столярные инструменты).
Музыканту нужны (музыкальные инструменты).

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Кому что нужно для работы?»
(
На доске лото с инструментами). Вы должны называть инструменты и угадать, людям какой профессии относятся эти инструменты. Работа у доски- 4 ребенка).

Слесарь – отвертка, плоскогубцы, ключ;
Повар- нож, блендер, кастрюля, половник, сковорода;
Парикмахер- фен, ножницы, расческа, зеркало, массажная расческа, распылитель или пульверизатор.
Швея - ножницы, иголки, нитки, швейный метр, швейная машинка.
Воспитатель: А сейчас опять немножко отдохнем. Подходите к нашей елке. Посмотрите, ребята. Это у нас снежинки. Я возьму одну снежинку, положу на ладонь и тихонечко подую. Дуть надо правильно. Вдыхаем через нос и выдыхаем медленно через рот- делаем упражнение на дыхание. Молодцы! А сейчас проходите, пожалуйста, на свои места.

Воспитатель: Хочу с вами поиграть еще в одну игру.  Нужно выделить «лишний» предмет по принадлежности к профессии, объяснить, почему он «лишний»:
Топор, клещи, стеклорез, дрель (Дрель-электроинструмент, Топор, клещи, стеклорез
- ручной).
Пинцет, шприц, градусник, рулетка (Рулетка-строительный, остальные- медицинские).
Шило, лейка, лопатка, грабли- шило- сапожный инструмент, остальные- садовые).
Итог ООД. Оценка деятельности детей
Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами говорили на занятии? (Об инструментах). Какие виды инструментов вы запомнили? (Садовые, столярные, медицинские, музыкальные, слесарные, сапожные, швейные). Еще раз вспомнили, для чего они нужны, из какого материала сделаны, какими инструментами пользуются люди той или иной профессии. Молодцы, ребята.

Хочу предложить вам еще одну игру: «Лото. Профессии». Вы должны подобрать картинки к предложенным вам профессиям. Сначала называете профессию, потом инструменты, которыми он пользуется. Работаем в паре. Если готовы, поднимите руки.
Молодцы! Мы продолжим работу по ознакомлению с инструментами и профессиями. А Дед Мороз  приготовил нам подарки. Сладости вы получите на Новогоднем празднике. А сегодня - сюрприз. Вы любите играть с инструментами? (Ответы детей). Сейчас можете взять и поиграть с подарками.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для развития лексико-грамматического строя в младшей группе по теме "Инструменты"

Материал для развития лексико-грамматического строя в младшей группе по теме "Инструменты"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему "Лексико-грамматические упражнения"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17583544","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"392"}}]]...

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых жанров фольклора по теме «Профессии. Трудовые действия. Инструменты» в Подготовительной групе.

Цель: Знакомство детей с малыми жанрами фольклора; уточнить и расширить представления детей о различных прогрессиях. p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115% } ...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего возраста Тема: «День Победы».

Цель: развитие общих речевых навыков.Коррекционно-образовательные задачи: расширять и активизировать словарь по теме «День Победы», «Война», «Военные профессии...