Фольклор в коррекции речевых нарушений
консультация по развитию речи

Султанова Алина Алиевна

В работе представлен материал об использовании фольклорных элементов для коррекции речевых нарушений у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор в коррекции речевых нарушений.

Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.

Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ. Простые русские люди, которые давным-давно впервые спели эти песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось народом из уст в уста, от родителей к детям. Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли. Поэтичны и красивы наши народные песни: задушевные и нежные колыбельные, которыми женщины убаюкивают своих детей; веселые, шуточные песенки. Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа. Недаром великий поэт А. С. Пушкин говорил о них: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!». Остроумны и разнообразны народные загадки: о природе, о доме, о людях, о животных, о предметах, которые окружают человека, одним словом, обо всем, что мы видим, слышим, знаем. Над одними народными потешками, дразнилками мы весело смеемся, над другими задумываемся, над пословицами и приговорками порой грустим. Может быть, некоторые из приведенных ниже песенок и загадок вы помните, а потом расскажете, споете, загадаете — и снова заживет новой жизнью художественное слово народа, дошедшее до нас из глубины веков.

Значение устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать простой забавой.

На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаменима работе.

Мы можем взять ее в помощники в овладении детьми родным языком.

Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет и упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки об разны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации.

Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Обучающиеся не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, норма отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.

Стихотворная «шумиха» незаменима в коррекционной работе. Мы можем взять ее в помощники в овладении обучающимися родным языком. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. Фольклор поможет развить фонематический слух. Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие нарушения слуха и речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки. Нравственные заповеди лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки. Народное творчество дает возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове. Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед обучающимися откроется сила народного слова. Говоря о народном творчестве, мы подразумеваем не только русский фольклор, но и творчество других народов.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Все начинается с поэзии пестования — колыбельных песен, пестушек. Древнерусские слова «баять», «убаюкивать» означают говорить, уговаривать, заговаривать. Колыбельные песни — это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Народ создал множество песенок и потешек именно для эмоционального контакта с ребенком.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собаченька, не лай,

Мою дочку не пугай!

И в гудочек не гуди,

До утра не разбуди!

А приди к нам ночевать,

В люльке Машеньку качать.

Баю-бай, за рекой

Скрылось солнце на покой.

У Алешиных ворот

Зайки водят хоровод.

Заиньки, заиньки,

Не пора ли баиньки?

Вам под осинку,

Алеше — на перинку.

Баю-баю, Лешенька,

Засыпай скорешенько!

Баюшки, баюшки,

Скакали горностаюшки,

Прискакали к колыбели,

На Сережу поглядели.

Говорит горностай: —

Поскорее подрастай.

Я к себе тебя снесу,

Покажу тебе в лесу

И зайчонка, и волчонка,

И на елке кукушонка,

А под елками — лису!

Котя, котенька, коток,

Котя — серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать,

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу —

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ешь ты, котя, не кроши,

Котя, больше не проси.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Тихо Машу усыплять: —

Спи, малютка, почивай,

Глаз своих не открывай.

ЗАКЛИЧКИ

Заклички и приговорки рождены языческой верой во всемогущие силы природы.

Связанные с древнейшими ритуальными обрядами служения солнцу, воде, земле и другим природным стихиям, они в течение многих веков приобщали ребенка к закономерностям земледельческого быта, к последовательной смене видов труда в соответствии с годовым круговоротом солнца. И каждая из природных стихий запечатлелась в закличках как чудесная сила. С их помощью обращались с просьбами об урожае, благополучии. Отсюда и название — закличка, от слова «закликать» — звать, приглашать, обращаться.

Заклички — это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, переживаний. Эмоция радости, доверия, убежденность в хорошем заложены в самом строе стиха — в волнообразных поворотах, в смене картинок — просьб, в бойком, задорном ритме звучания каждой строчки, каждого слова.

Повторные сочетания действий ребенка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания.

Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Дай нам солнышка-

Колоколнышка.

Солнышко, покажись,

Красное, нарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Гром гремучий,

Тресни тучи,

Дай дождя

С небесной кручи.

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай —

Сколько хочешь поливай!

ПРИГОВОРКИ

Приговорки — способ интимного общения с природой один на один. Приговорки нацелены на домашний быт, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено в них вниманием.

Приговорка своим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле, в огороде. Для каждого растения существует свое определение, ласковое слово. Обратите внимание на звуковое подобие слов: «репка» — «крепка», «капуста» — «виласта» — «пудаста», объединяющее предмет с его необходимыми и желанными признаками. Так ребенок воочию видит, каково назначение растения, его здоровая, живая красота. В этом видится профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе.

Приговорки во время игр — это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастные случаи. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила.

Моменты воздействия на организм ребенка, не всегда приятные для него, под звучание приговорок превращаются в эмоциональный контакт, в форму речевого общения.

Улитка, улитка,

Высунь рожки —

Дадим лепешки,

Свиные ножки,

Каши горшок,

Хлеба ворошок!

Матушка репка,

Уродись крепка,

Ни густа, ни редка,

До великого хвоста.

Земелюшка добра,

Вырасти гриба —

Гриба грибового,

В бору борового.

ПРИБАУТКИ

Фольклорные прибаутки — небольшие стихотворения из двух—четырех, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, обрисовано предельно кратко, только в главных, определяющих чертах.

Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя — коток, курочка — рябушечка.

Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, движение, объем, цвет и даже вкус.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик —

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

На болоте стоит пень —

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

ПЕРЕВЕРТЫШИ

Среди народных стишков большую группу составляют такие, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определенному правилу — перевертышу.

Нелепицы, чепуха, небывальщина — прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Самоутверждение необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Естественное возникновение этого чувства в игре-перевертыше является одним из ценных педагогических достоинств этого жанра устного народного творчества. Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.

Как петух в печи пироги

печет,

Кошка на окошке рубаху шьет,

Поросенок в ступе горох

толчет,

Конь у крыльца в три копыта

бьет,

Уточка в сапожках избу метет.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик — овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

ПРИМЕТЫ

Приметы — прекрасный образец «земледельческой мысли» народа. Знания природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые дошли до наших дней. В коррекционной работе приметы:

• помогают расширить словарный запас детей;

• способствуют развитию слуховой памяти;

• дают возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;

• развивают фонематический слух;

• оказывают помощь в автоматизации звуков речи;

• знакомят с ритмичностью народного календаря.

Январь — году начало, зиме — середка.

Много частых и длинных сосулек — к урожаю.

Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

У февраля два друга: метель и вьюга.

В марте день с ночью меряется, равняется.

В марте мороз трескуч, да не жгуч.

Солнышко с апрельской горки в лето катится.

Апрельские ручьи землю будят.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Коли в мае дождь, будет и рожь.

Проводит июнь на работу, отобьет от песен охоту.

В июнь-разноцвет дня свободного нет

Июль — макушка лета.

В июле солнце без огня горит

Август — разносол, всего вдоволь.

В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.

Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд.

Если журавли летят высоко, не спеша — будет хорошая осень.

Плачет октябрь холодными слезами.

Октябрьский гром — зима снежная.

Ноябрь — ворота зимы. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

Декабрь год кончает, зиму начинает

Декабрь-стужайло: на всю зиму землю студит.

СКОРОГОВОРКИ

Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.

Скороговорка — веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство, любимая игра в словотворчество.

Особенность скороговорки в том, что в ней нет «чепухи», абсурдных словосочетаний. Скороговорка представляет картинку знакомых реалий повседневной жизни.

Еще одна особенность скороговорки — ее сложная ритмика.

Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи.

Методика разучивания скороговорки:

На былинке пылинка,

Пылинка на былинке.

• Прохлопать ритм скороговорки.

• Произнести скороговорку хором, индивидуально.

• Послушать, какие звуки выделил голосом логопед.

• Повторить эти звуки, четко артикулируя.

• Произнести звуки [п], [б] хором и по одному.

• В каких словах слышится звук [п], в каких — звук [б]?

• Произнести скороговорку тихо, громко.

• Произнести скороговорку грустно, весело.

• Выделить голосом слова «пылинка» и «былинка» в следующей последо¬вательности:

На былинке пылинка,

Пылинка на былинке.

На былинке пылинка,

Пылинка на былинке.

• Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом.

ДРАЗНИЛКИ

Народные дразнилки предназначены для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде.

Содержание традиционной народной дразнилки — «чепуха», нелепица, перевертыш. В дразнилке все искажения — звуковые, смысловые, образные действия — приписываются тому, кого дразнят. В ней сочетаются смех, веселье, дураченье посторонних, тех, кто кричит дразнилку, и обида, стыд, негодование того, кого дразнят.

Дразнилка склонна к преувеличению и преуменьшению. Она учит подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым жизненным ситуациям. В дразнилке удалось сохранить четкость, ритмичность, краткость, выразительность.

Антошка-картошка,

Соломенная ножка,

Сам с ноготок,

Голова с локоток.

Ленчик-пончик

Съел батончик,

Поросенка и быка,

Выпил крынку молока,

Еще клеть поел хлебов,

Три корзины пирогов.

 

ЗАГАДКИ

Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» — иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком. Поэтому каждая загадка для отгадывающего — это своеобразное испытание на сообразительность. Если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы.

Народные загадки — важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка.

Загадка — игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, а отгадать. Доля гаданий, т. е. сверхусилия, озарения, в этой игре значительна.

Неожиданности сопоставления, нестандартности мышления, образности учат ребенка загадки. Они сближают далекое с близким, неизвестное со знакомым, неведомое с привычным. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

По типу структурной логической задачи существует пять видов загадок.

1. Загадки с точно названными признаками.

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло,

Спать ляжет в дупло.

(Сова)

2. Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками. Такие загадки труднее для отгадывания.

В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет.

(Подсолнух)

3. Загадки с отрицательными сравнениями. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления.

Жидко, а не вода, бело, а не снег.

(Молоко)

(Т. е. жидкое и белое, но не вода и не снег.)

4. Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, т. е. содержащие и отрицание, и иносказания.

Не украшения, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет.

(Месяц и звезды)

5. Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.

Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая.

(Озеро)

Хотя в старшем дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки.

Причины ошибок:

• невнимательно слушают загадку;

• не запоминают полностью содержание загадки;

• при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

• не имеют достаточных знаний о загаданном;

• не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Можно выделить несколько видов деятельности детей в играх с загадками:

1. Загадывание загадок.

2. Отгадывание загадок.

3. Доказательство правильности отгадок.

4. Сравнение загадок об одном и том же.

5. Сравнение загадок о разном.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Поговорка сходна с пословицей, но в отличие от нее она не является полным суждением. Поговорка — часть суждения.

Он — лисий хвост — поговорка.

В чужом глазу сучок видит, а в своем и бревна не замечает — пословица.

Что на уме, то и на языке.

Быстрее мысли ничего нет.

Ум без разума — беда.

Чужим умом умен не будешь.

Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях.

Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.

В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы с рассказом, сказкой.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, СЧИТАЛКИ

Считалки — это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости — как бы сама судьба распоряжается распределением ролей.

Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Тара-бара,

Домой пора

Коров доить,

Тебе водить.

Считалки тесно связаны с играми.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Действия часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Так, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить на безоговорочное и точное выполнение правил.

Вам прислали сто рублей,

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

СКАЗКИ

Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей.

Игра и прелесть сказки — в незамысловатом прибавлении к хорошо известным фактам все новых и новых деталей и подробностей. Трудность игры заключается не только в том, чтобы запомнить все подробности, но и в том, чтобы уловить их порядок, не перепутать, что за чем следует. В этом — секрет сказки.

В сказке, обращенной к детям, элементы фантастики в изображении отношений почти отсутствуют. Птицы, звери и люди представлены в ней в натуральную величину, поэтому они побеждают врагов с помощью необычных, порой фантастических поступков.

Коррекционная работа зачастую невидима, кропотлива, сложна. Она включает в себя разные виды деятельности: массаж, постановку звука, автоматизацию звуков речи, различные игры и упражнения для выработки дыхания, для мелкой и общей моторики, развития связной речи, грамматического строя речи.

От оптимального решения учителя-дефектолога, его выдумки, фантазии и творческого подхода зависит выбор речевого материала для индивидуальных занятий по РСВ и ФП.

Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которую называют связью поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Использование фольклора в коррекции речевых нарушений

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать простой забавой.На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаме...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

"Использование фольклора для коррекции речевых нарушений у детей"

Рекомедации учителя - логопеда родителям и педагогам по использованию различных фольклорых форм для исправления речевых нарушений у детей....

"Использование малых форм русского народного фольклора в коррекции речевых нарушений у дошкольников"

В данном материале приводится краткое описание малых фольклорных форм русского устного творчества, а также их значение в развитии речи дошкольников....