Малые формы русского народного фольклора
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Все начинается с поэзии пестования — колыбельных песен, пестушек. Древнерусские слова «баять», «убаюкивать» означают говорить, уговаривать, заговаривать. Колыбельные песни — это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Народ создал множество песенок и потешек именно для эмоционального контакта с ребенком.
Баю-бай, баю-бай, Ты, собаченька, не лай, Мою дочку не пугай! И в гудочек не гуди, До утра не разбуди! А приди к нам ночевать, В люльке Машеньку качать.
Баю-бай, за рекой Скрылось солнце на покой. У Алешиных ворот Зайки водят хоровод. Заиньки, заиньки, Не пора ли баиньки? Вам под осинку, Алеше — на перинку. Баю-баю, Лешенька, Засыпай скорешенько!
Баюшки, баюшки, Скакали горностаюшки, Прискакали к колыбели, На Сережу поглядели. Говорит горностай: — Поскорее подрастай. Я к себе тебя снесу, Покажу тебе в лесу И зайчонка, и волчонка, И на елке кукушонка, А под елками — лису!
Котя, котенька, коток, Котя — серенький хвосток, Приди, котя, ночевать, Приди Васеньку качать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу — Дам кусок пирога И кувшин молока. Ешь ты, котя, не кроши, Котя, больше не проси.
Люли, люли, люли, Прилетели гули. Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Тихо Машу усыплять: — Спи, малютка, почивай, Глаз своих не открывай.
ЗАКЛИЧКИ
Заклички и приговорки рождены языческой верой во всемогущие силы природы. Связанные с древнейшими ритуальными обрядами служения солнцу, воде, земле и другим природным стихиям, они в течение многих веков приобщали ребенка к закономерностям земледельческого быта, к последовательной смене видов труда в соответствии с годовым круговоротом солнца. И каждая из природных стихий запечатлелась в закличках как чудесная сила. С их помощью обращались с просьбами об урожае, благополучии. Отсюда и название — закличка, от слова «закликать» — звать, приглашать, обращаться. Заклички — это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, переживаний. Эмоция радости, доверия, убежденность в хорошем заложены в самом строе стиха — в волнообразных поворотах, в смене картинок — просьб, в бойком, задорном ритме звучания каждой строчки, каждого слова. Повторные сочетания действий ребенка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания.
Ах ты, радуга-дуга, Ты высока и туга! Дай нам солнышка- Колоколнышка. Солнышко, покажись, Красное, нарядись! Чтобы год от года Давала нам погода
Теплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зеленого горошка. Гром гремучий, Тресни тучи, Дай дождя С небесной кручи. Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай — Сколько хочешь поливай!
ПРИГОВОРКИ
Приговорки — способ интимного общения с природой один на один. Приговорки нацелены на домашний быт, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено в них вниманием. Приговорка своим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле, в огороде. Для каждого растения существует свое определение, ласковое слово. Обратите внимание на звуковое подобие слов: «репка» — «крепка», «капуста» — «виласта» — «пудаста», объединяющее предмет с его необходимыми и желан¬ными признаками. Так ребенок воочию видит, каково назначение растения, его здоровая, живая красота. В этом видится профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе. Приговорки во время игр — это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастные случаи. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила. Моменты воздействия на организм ребенка, не всегда приятные для него, под звучание приговорок превращаются в эмоциональный контакт, в форму речевого общения.
Улитка, улитка, Высунь рожки — Дадим лепешки, Свиные ножки, Каши горшок, Хлеба ворошок!
Матушка репка, Уродись крепка, Ни густа, ни редка, До великого хвоста.
Земелюшка добра, Вырасти гриба — Гриба грибового, В бору борового.
ПРИБАУТКИ
Фольклорные прибаутки — небольшие стихотворения из двух—четырех, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, обрисовано предельно кратко, только в главных, определяющих чертах. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя — коток, курочка — рябушечка. Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, движение, объем, цвет и даже вкус. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться это смешное передавать в слове Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.
Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках.
Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик — Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет.
На болоте стоит пень — Шевелиться ему лень. Шея не ворочается, А посмеяться хочется.
ПЕРЕВЕРТЫШИ Среди народных стишков большую группу составляют такие, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определенному правилу — перевертышу. Нелепицы, чепуха, небывальщина — прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Самоутвержде¬ние необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Естественное возникновение этого чувства в игре-перевертыше является одним из ценных педагогических достоинств этого жанра устного народного творчества. Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.
Как петух в печи пирогипечет, Кошка на окошке рубаху шьет, Поросенок в ступе горохтолчет, Конь у крыльца в три копытабьет, Уточка в сапожках избу метет.
Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выскочила палка с бабою в руке И давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик — овес, Лошадь села в сани, а мужик повез.
ПРИМЕТЫ
Приметы — прекрасный образец «земледельческой мысли» народа. Знания природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые дошли до наших дней. В коррекционной работе приметы: • помогают расширить словарный запас детей; • способствуют развитию слуховой памяти; • дают возможность поднять интерес у детей и снять напряжение; • развивают фонематический слух; • оказывают помощь в автоматизации звуков речи; • знакомят с ритмичностью народного календаря.
Январь — году начало, зиме — середка. Много частых и длинных сосулек — к урожаю. Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит. У февраля два друга: метель и вьюга. В марте день с ночью меряется, равняется. В марте мороз трескуч, да не жгуч. Солнышко с апрельской горки в лето катится. Апрельские ручьи землю будят. Май леса наряжает, лето в гости ожидает. Коли в мае дождь, будет и рожь. Проводит июнь на работу, отобьет от песен охоту. В июнь-разноцвет дня свободного нет Июль — макушка лета. В июле солнце без огня горит Август — разносол, всего вдоволь. В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит. Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд. Если журавли летят высоко, не спеша — будет хорошая осень. Плачет октябрь холодными слезами. Октябрьский гром — зима снежная. Ноябрь — ворота зимы. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются. Декабрь год кончает, зиму начинает Декабрь-стужайло: на всю зиму землю студит.
СКОРОГОВОРКИ
Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами. Скороговорка — веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство, любимая игра в словотворчество. Особенность скороговорки в том, что в ней нет «чепухи», абсурдных словосочетаний. Скороговорка представляет картинку знакомых реалий повседневной жизни. Еще одна особенность скороговорки — ее сложная ритмика. Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи. Методика разучивания скороговорки На былинке пылинка, Пылинка на былинке. • Прохлопать ритм скороговорки. • Произнести скороговорку хором, индивидуально. • Послушать, какие звуки выделил голосом логопед. • Повторить эти звуки, четко артикулируя. • Произнести звуки [п], [б] хором и по одному. • В каких словах слышится звук [п], в каких — звук [б]? • Произнести скороговорку тихо, громко. • Произнести скороговорку грустно, весело. • Выделить голосом слова «пылинка» и «былинка» в следующей последо¬вательности: На былинке пылинка, Пылинка на былинке. На былинке пылинка, Пылинка на былинке. • Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом.
ДРАЗНИЛКИ
Народные дразнилки предназначены для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Содержание традиционной народной дразнилки — «чепуха», нелепица, перевертыш. В дразнилке все искажения — звуковые, смысловые, образные действия — приписываются тому, кого дразнят. В ней сочетаются смех, веселье, дураченье посторонних, тех, кто кричит дразнилку, и обида, стыд, негодование того, кого дразнят. Дразнилка склонна к преувеличению и преуменьшению. Она учит подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым жизненным ситуациям. В дразнилке удалось сохранить четкость, ритмичность, краткость, выразительность.
Антошка-картошка, Соломенная ножка, Сам с ноготок, Голова с локоток.
Ленчик-пончик Съел батончик, Поросенка и быка, Выпил крынку молока, Еще клеть поел хлебов, Три корзины пирогов.
ЗАГАДКИ
Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» — иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком. Поэтому каждая загадка для отгадывающего — это своеобразное испытание на сообразительность. Если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы. Народные загадки — важный жанр, овладение которым способствует умст¬венному развитию ребенка. Загадка — игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, а отгадать. Доля гаданий, т. е. сверхусилия, озарения, в этой игре зна¬чительна. Неожиданности сопоставления, нестандартности мышления, образности учат ребенка загадки. Они сближают далекое с близким, неизвестное со знакомым, неведомое с привычным. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы. По типу структурной логической задачи существует пять видов загадок. 1. Загадки с точно названными признаками. Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло, Спать ляжет в дупло. (Сова) 2. Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками. Такие загадки труднее для отгадывания. В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет. (Подсолнух) 3. Загадки с отрицательными сравнениями. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко) (Т. е. жидкое и белое, но не вода и не снег.) 4. Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, т. е. содержащие и отрицание, и иносказания. Не украшения, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет. (Месяц и звезды) 5. Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками. Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая. (Озеро) Хотя в старшем дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки. Причины ошибок: • невнимательно слушают загадку; • не запоминают полностью содержание загадки; • при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке; • не имеют достаточных знаний о загаданном; • не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке. Можно выделить несколько видов деятельности детей в играх с загадками 1. Загадывание загадок. 2. Отгадывание загадок. 3. Доказательство правильности отгадок. 4. Сравнение загадок об одном и том же. 5. Сравнение загадок о разном.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Поговорка сходна с пословицей, но в отличие от нее она не является полным суждением. Поговорка — часть суждения. Он — лисий хвост — Поговорка. В чужом глазу сучок видит, а в своем и бревна не замечает — Пословица. Что на уме, то и на языке. Быстрее мысли ничего нет. Ум без разума — беда. Чужим умом умен не будешь. Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях. Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка. В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы с рассказом, сказкой.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, СЧИТАЛКИ
Считалки — это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости — как бы сама судьба распоряжается распределением ролей. Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Тара-бара, Домой пора Коров доить, Тебе водить. Считалки тесно связаны с играми. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Действия часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Так, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить на безоговорочное и точное выполнение правил. Вам прислали сто рублей, Что хотите, то купите, Черный, белый не берите, «Да» и «нет» не говорите!
СКАЗКИ
Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей. Игра и прелесть сказки — в незамысловатом прибавлении к хорошо известным фактам все новых и новых деталей и подробностей. Трудность игры заключается не только в том, чтобы запомнить все подробности, но и в том, чтобы уловить их порядок, не перепутать, что за чем следует. В этом — секрет сказки. В сказке, обращенной к детям, элементы фантастики в изображении отношений почти отсутствуют. Птицы, звери и люди представлены в ней в натуральную величину, поэтому они побеждают врагов с помощью необычных, порой фантастических поступков. Коррекционная работа зачастую невидима, кропотлива, сложна. Она включает в себя разные виды деятельности: массаж, постановку звука, автоматизацию звуков речи, различные игры и упражнения для выработки дыхания, для мелкой и общей моторики, развития связной речи, грамматического строя речи. От оптимального решения логопеда, его выдумки, фантазии и творческого подхода зависит выбор речевого материала для индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которую называют связью поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.
|