Мнемотаблицы для развития речи и памяти дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи
Мнемотехника особенно хорошо зарекомендовала себя в развитии речи и в развитии памяти детей дошкольного возраста. Известно, что в дошкольном возрасте память у детей непроизвольная, а восприятие наглядно-образное, поэтому то ребенку практически невозможно запомнить и выучить что-то, что не подкрепляется наглядностью.
Картинка в данной технике – это крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка. Из таких картинок совсем несложно составить мнемотаблицу на любую тему: по сказке, стихотворению, пословице или загадки. С помощью мнемотаблицы ребенок легко научится составлять описательные рассказы, осуществлять пересказ услышанного рассказа или сказки, быстро и легко заучивать стихи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotablitsy_dlya_razvitiya_rechi_i_pamyati_doshkolnikov.docx | 262.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотаблицы для развития речи и памяти дошкольников
Мнемотехника особенно хорошо зарекомендовала себя в развитии речи и в развитии памяти детей дошкольного возраста. Известно, что в дошкольном возрасте память у детей непроизвольная, а восприятие наглядно-образное, поэтому то ребенку практически невозможно запомнить и выучить что-то, что не подкрепляется наглядностью.
Картинка в данной технике – это крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка. Из таких картинок совсем несложно составить мнемотаблицу на любую тему: по сказке, стихотворению, пословице или загадки. С помощью мнемотаблицы ребенок легко научится составлять описательные рассказы, осуществлять пересказ услышанного рассказа или сказки, быстро и легко заучивать стихи. В начале мнемотаблицы составляют взрослые: родители или воспитатели, а в дальнейшем ребенок сам научится составлять такие таблицы.
Мнемотаблицы по сказкам
Заниматься можно начать уже с детьми младшего дошкольного возраста. Предложите малышу серию картинок известной ему сказки, например, «Колобок». Разложите картинки вразброс и попросите малыша сложить их соответственно сюжету сказки. Опираясь на картинки, попросите ребенка рассказать эту сказку кукле или другой игрушке.
Попробуйте вместе с ребенком составить свою мнемотаблицу по любимой сказке. Текст можно зарисовывать схематично, например, втречающихся на пути Колобка животных, изобразите в виде геометрических фигур, букв или придумайте свои образы. Такие занятия помогут не только развить связную речь, память и словарный запас, но и здорово разовьют воображение и фантазию, творческие таланты ребенка.
Теремок
Соломенный бычок – смоляной бочок
Составление описательного рассказа по мнемотаблице
Обычно детям достаточно сложно дается составление описательного рассказа. Ребенок теряется, так как у него нет определенного плана, он не знает с чего начать. С помощью мнемотаблицы все становится понятным: по порядку следует рассказать о цвете животного или птицы; о частях тела и т.д.
Рассказ о животном (птице)
Рассказ о бытовой технике
Рассказ о дереве
Заучивание стихов с помощью мнемотаблиц
Особенно эффективны таблицы при разучивании стихов. Суть мнемотехники в том, чтобы на каждое слово или словосочетание придумать изображение в виде картинки или схемы. Таким образом зарисовывается все стихотворение целиком. Так, опираясь на мнемотаблицу, ребенок старается воспроизвести стихотворение.
Но особенно эффективны для разучивания стихов «Живые мнемотаблицы».
С их помощью малыш выучит стихотворение за считанные минуты.
Систематически работая над развитием речи детей при помощи мнемотехники и мнемотаблиц можно в достаточно короткие сроки значительно расширить словарный запас, развить связную речь малыша, так как он понимает, что пересказ или рассказ-это совсем не сложно, а наоборот увлекательно и интересно, а заучивание стихов вообще превращается в занимательную игру.
Таким образом, мнемотехника является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Источник: https://stotysyhc.ru/mnemotablitsy-dlya-razvitiya-rechi-i-pamyati-doshkolnikov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика внимания и памяти дошкольников. Методы развития внимания и памяти дошкольников (игры и упражнения)
Методы развития внимания и памяти дошкольников (игры и упражнения)...
Буклет "Использование мнемотаблиц в развитии речи дошкольников"
Буклет "Использование мнемотаблиц в развитии речи дошкольников"...
роль мнемотаблиц в развитие речи дошкольников
Мнемотехника- система различных приемов облегчающих запоминание...
Использование опорных схем и мнемотаблиц для развития речи дошкольников. Выступление на педагогическом совете
Использование опорных схем и мнемотаблиц для развития речи дошкольников.Выступление на педагогическом совете...
Мнемотаблицы по развитию речи дошкольников
Мнемотехника – это система, которая включает в себя методы и приемы для запоминания в процессе обучения, это тексты в графическом виде. Применение методов мнемотехники рекомендуется начинать с...
Разработка открытого итогового занятия по развитию речи, дикции, памяти с использованием мнемотаблиц с детьми старшего дошкольного возраста воспитателя МБДОУ детский сад №2 "Сказка", Ярославской области Кузьмичёвой Елены Фёдоровны
Методическая разработка открытого итогового занятия:Конспект занятия "Игры со скороговорками"Презентация к занятию с мнемотаблицами по скороговоркам...
Консультация – презентация для родителей на тему: «Развитие речи и памяти дошкольников с ОНР средствами мнемотехники».
Ознакомление родителей с системой методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации методом мнемотехники....