Конспект открытого занятия по развитию связной речи с использованием ТРИЗ-технологии "Времена года"
план-конспект занятия по развитию речи

Стрижова Ольга Александровна

Закрепление знаний о явлениях природы в разный период года, систематизирование знаний детей о последовательности протекания различных событий, активизирование мышления детей, закрепление представлений о свойствах жидких, твердых и газообразных веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_triz.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с использованием ТРИЗ-технологии

«Времена года»

   

Вид деятельности: комплексное

Тема

Форма проведенияподгрупповая

Цель: Систематизация знаний детей о временах года

Задачи:

«Познавательное развитие»

Закрепить знания об явлениях природы в разный период года.

Систематизировать знания детей о последовательности протекания различных событий.

Активизировать мышление детей, умение перевоплощаться и абстрагироваться. Закрепить представление о свойствах жидких, твердых и газообразных веществ.

«Социально-коммуникативное развитие»

Поддерживать желание к высказыванию собственного мнения.

Развивать умение самостоятельно делать умозаключения и выслушивать мнение других детей.

«Речевое развитие»

Активизировать использование антонимов в речи

«Физическое развитие»

Способствовать развитию ловкости

«Художественно-эстетическое развитие»

Развивать чувство ритма, умение двигаться под музыку

Методы и приемы: проблемная ситуация, дидактическая игра, методы ТРИЗ (моделирование маленькими человечками, системный оператор, словесные инструкции, вопросы, уточнение.

Оборудование«черный ящик», модель времени года (по спирали, карточки с напечатанными словами названий времен года, схемы (последовательности вопросов, мольберты, снежинки двух цветов, модель системного оператора (пятиэкранка, карточки со словами «дерево»«сосулька», карточки с картинками (дерево, части дерева, лес, город, улица, сосулька, вода, лед, крыша, карточки к игре «Путаница», музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Орг. момент

Логопед: Давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом.

Станем рядышком, по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

(Берет коробку в руки) Посмотрите, что это?

Дети: Коробка

Логопед:  В нем что-то есть, хотите узнать? Тогда задавайте вопросы. Только такие. Чтобы я смогла ответить на них словами «Да» или «Нет». Последовательность вопросов смотрите по схеме.

(Схема на экране)

размер

толщина

материал действие

Дети: Это большой, (маленький, средний?

Дети:  Плоский, (тонкий, толстый, объемный?

Дети: Резиновый, (железный, бумажный, пластмассовый?

Дети: С ним можно играть, (плавать, бегать, кушать, заниматься, учиться?

Логопед: Не догадались что это? Подсказываю, это нужно для того, чтобы в ней хранить фильмы, музыку, документ и переносить в компьютер.

Дети:  Это флешка.

Логопед: Я предлагаю её открыть (Включает видео с «инопланетянином» и выводит на экран)

Инопланетянин: «Здравствуйте, жители планеты Земля. Я недавно пролетал над вашей планетой, у вас на поверхности лежало что-то белое. Теперь этого нет, солнце ярче светит! Расскажите, что это за чудо у вас происходит на Земле?»

Логопед: Я предлагаю отправиться в путешествие по временам года и записать обратное видеобращение инопланетянину. С какого сезона мы начнем путешествовать?

Логопед: С  какого месяца год начинает?

Дети: Январь.

Логопед:  Чей это месяц?

Дети: Зимний.

Логопед: Значит, наше путешествие начнется с зимы.

Дети подходят к столу. На котором написано «ЗИМА»подготовлены на мольберте два листа и снежинки двух цветов.

Логопед: Вы любите зиму? За что? Что в ней хорошего? Что плохого?

Игра «Хорошо – плохо»

На каждый ответ детей появляется снежинка - (белая – «хорошо», фиолетовая – «плохо»).

Итог игры: Значит в зиме есть хорошие моменты и плохие.

Логопед: Вы говорили. Что зимой много снега и льда. Лед какой?

Дети:  Скользкий (холодный, твердый)

Логопед:  Представим, что вы кусочек льда. Раз он твердый, в нем «человечки «крепко держатся за руки (дети под музыку выполняют указания воспитателя). Солнце пригревает. Становится тепло, лед тает, «человечки» уже не держатся за руки, они свободно двигаются, или стоим руки на пояс, появились лужи. Солнце припекло, вода с поверхности земли испаряется, мы с вами превращаемся в «газообразных человечков». Они, очень подвижные, бегают в разные стороны, кто куда захочет

кто куда захочет. Вы замечательно перевоплотились.

Логопед: Скажите: сосульки, ручьи, проталинки – это признаки чего?

Дети: Весны.

Логопед:  Значит, после зимы наступает…весна.

Переходим к следующему столу, надпись «ВЕСНА»«пятиэкранка» 2 штуки, на мольберте, 2 слова на карточках «ДЕРЕВО»«СОСУЛЬКА», карточки.

Схема заполнения «пятиэкранки»

лес, город, парк

крыша

росток, семечко

ДЕРЕВО пень, бревно, доска, бумага

снег, вода

СОСУЛЬКА

лужа, ручей

ствол, ветви,

листья, корень

вода. лед

Логопед: дерево, если мы на «лифте» опустимся вниз, то увидим части дерева (корень, ствол, листья, что сюда еще можно дополнить? (ветки,).

 Поднимемся на вверх. Узнаем местопроизрастания дерева.

 Перейдем налево,вспомним прошлое : чем было дерево раньше.

 Пойдем направо,узнаем будущее: что с ним произойдет.

Аналогично со словом сосулька.

Логопед: Мы вспомнили и подробно рассказали о признаках весны, пора поместить идти дальше. Куда же мы дальше отправимся?

Дети: После весны наступает лето.

Переходим к следующему столу. Надпись «ЛЕТО»

Логопед:  Вы любите лето? За что вы его любите?

(Ответы детей)

 Согласна с вами, но летом так жарко. Постоянно хочется найти тень, спрятаться от жарких солнечных лучей. Значит. Можно сделать предположение, что и в летний сезон можно встретить плохие и хорошие моменты.

Логопед:  А вы можете ответить, чем лето отличается от зимы?

Игра «Скажи наоборот» 

Логопед: Играем, я буду говорить, что бывает летом. А вы. Ребята – что зимой.

Летом жарко, а зимой…холодно

Летом на деревьях листья, а зимой…голые ветки (лежит снег, листьев нет)

Летом день длинный, а зимой…короткий

Летом солнце высоко, а зимой …низко

Летом гуляют на улице долго, а зимой. мало

Летом рябина горькая, а зимой. сладкая

Летом птицы поют, а зимой…

Летом земля покрыта травой, а зимой…

На все вопросы вы ответили правильно, поместим карточки с названием летних месяцев на модель времени.

Логопед: Мне кажется, наше путешествие закончилось. Летом так хорошо, может нам остаться здесь?

Дети: Нет, остался еще один сезон – осень.

Логпоед: Верно. Мы не можем изменить ход времен года, отправляемся к осени.

Подходим к столу, написано «ОСЕНЬ», на нем лежит карточек к игре «Путаница времени» на каждого ребенка.

1) Ветка с листочками - ветка с цветами - ветка с яблоками - яблоко на тарелке

2) Зима – весна – лето - осень

3) Семечко – росток – помидор - сок томатный

4) Ветка с почками - ветка с зелеными листьями – ветка с желтыми листьями - голая ветка

5) Сентябрь – октябрь – ноябрь

6) Дети купаются – дети идут в школу – дети лепят снеговика – дети пускают ручьи

7) Птицы прилетают – вьют гнезда – кормят птенцов – улетают

Логопед: Я заметила, что все карточки перепутаны. Помогите их разобрать и поставить все на свои места.

Каждый ребенок выполняет свой вариант.

Логопед: Вот, последовательность событий восстановлена. Ребята, как вы думаете, после осени появится новое время года или все закончится?

(Ответы детей)

Логопед:  Какое время года все-таки вам понравилось больше других. Почему? Теперь мы можем отправить видео нашему инопланетному гостю, и он будет знать, что на нашей планете Земля существует 4 времени года, поэтому её поверхность меняется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятие по развитию связной речи Средняя группа

открытое занятие по сязной речи в средней группе...

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе: «В гостях у фокусника».

Конспект открытого занятия по развитию связной речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе: «В гостях у фокусника» в рамках мероприятий Дня открытых дверей (по преемственности школы и ДО...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

Конспект открытого занятия по развитию связной речи "Школа. Школьные пренадлежности"

Представлен конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. По сюжету в гости приходит герой мультфильма "Невыученные уроки" Витя...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи «Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Составление творческого рассказа на основе восприятия картины через разные органы чувств с использованием технологии ТРИЗ....