Педагогический проект "Веселые пальчики"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
«Формирование речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики и игровую деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poputnikova_proekt_po_razvitiyu_rechi_ml_gr.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Березовское муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21» Дошкольное отделение
Педагогический проект
«Веселые пальчики»
Тема: «Формирование речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики и игровую деятельность».
Составитель:
Попутникова Мария Григорьевна
Воспитатель I кв.к.
г. Березовский, п. Лосиный
2022 г.
Актуальность
Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни. На сегодняшний день проблема развития речи достаточно актуальна. Благоприятным условием для развития речи младших дошкольников, обогащения их словаря является ИГРА. Знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности. Игра, наиболее доступный ребёнку, интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний. Уже давно ни для кого не секрет, что игры на развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитые отделы мозга, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, педагоги активизируют у детей сенсорные основы познания. Поэтому очень важно в работе по развитие речи у ребёнка особое внимание уделять мелкой моторики.
Цель проекта: формирование речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики и игровую деятельность.
Задачи:
- Обогатить словарный запас детей.
- Повысить речевую активность.
- Улучшить моторику, координацию движений кистей, пальцев рук.
- Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
- Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
- Привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии речи детей.
Паспорт проекта
Продолжительность проекта: сентябрь 2023 – май 2024 г.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Этапы проекта:
Организационный:
- Изучение проблемы.
- Планирование работы.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
- Тематическое планирование работы.
- Оформление памяток, буклетов по теме «Особенности речевого развития детей 3-4 лет».
Практический:
- Работа с детьми (совместная деятельность педагога с детьми, индивидуальная работа с детьми, организация самостоятельной деятельности с детьми).
- Работа с родителями (привлечение родителей к изготовлению нетрадиционного оборудования, консультации, наглядная информация).
- Работа с педагогами выступления, консультации.
Итоговый:
- Анализ результатов
- Презентация проекта
Работа по развитию мелкой моторики рук и координации движений:
1. Пальчиковый игротренинг
• пальчиковые игры, с использованием масасажера «Су Джок»;
• нейрогимнастика.
2. Игры с различными материалами
• пластилинография;
• нетрадиционные техники рисования: ладошкой, пальцем;
• конструирование.
3. Дидактические игры
• шнуровки
• игры с мелкими предметами
• пазлы, мозаика
• волшебный мешочек.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Работа по развитию и активизации словарного запаса, повышению речевой активности.
• дидактические игры на развитие речи;
• настольные игры;
• беседы;
• наблюдения;
• чтение художественной литературы.
Работа с родителями
• консультации,
• беседы
• родительское собрание
• участие родителей в обогащении развивающей предметно-пространственной среды.
Предполагаемый результат:
- Составлена система работы по формированию речевой деятельности детей.
- Созданы условия, обеспечивающие эффективное использование данной системы.
- Составлены методические рекомендации родителям по созданию условий проведения дидактических игр и игр на развитие мелкой моторики в домашних условиях, консультации по изготовлению дидактических игр.
-Изготовлен дидактический материала и дидактические игры.
- Подобраны картотеки: пальчиковых игр, нейрогимнастики, самоммасажа и т.д.
Перспективный план по формированию речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики и игровую деятельность на 2023-2024 учебный год в младшей группе №2 «Смешарики».
Месяц | Форма работы | Результат |
Сентябрь | Изучение методической литературы Работа с родителями: - Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников». Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников». Составление плана работы. | |
Октябрь. | 1. Пальчиковая игра «Черепаха» (с шариком) 2. Упражнение «Капитанское» (нейрогинастика) 3.Игра «Шнуровка». 4.Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». 5.Настольная игра «Мозаика». 6. «Мухомор — лекарство для животных» (техника: рисование пальчиками). 7.Дидактическая игра «Чудесный мешочек». 8. Пластилинография «Божья коровка», «Витамины в баночке». Работа с родителями: - Консультация для родителей «Игры и упражнения для развитии мелкой моторики». - Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе. | |
Ноябрь | 1. Пальчиковая игра «Ёжик» (с шариком) 2. Упражнение «Класс» (нейрогимнастика) 3. «Падают, падают листья…» (техника: рисование пальчиками). 4. Дидактическая игра «РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК» 5.Конструирование из палочек «Флажок». 6.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная). 7. Пластилинография «Украсим кукле платье», «Вышла курочка гулять…». 8. Игра «Застегни-расстегни». Работа с родителями: - Буклет «Пальчиковые игры для малышей». | |
Декабрь | 1. «Мальчик-пальчик» (с массажными кольцами) 2. Упражнение «Колечки» (нейрогимнастика) 3. Конструирование из палочек «Елочка» 4. Настольная игра «Собери картинку» 5. «Разноцветные мячи» (техника: рисование пальчиками). 6. Дидактическая игра «ТЕРЕМОК», «ЧЕГО НЕ СТАЛО?» 7. Пластилинография «Ежик», «Тигренок». 8. Игра «Гладкое-шершавое». Работа с родителями: - Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников». | |
Январь | 1. «Я мячом круги катаю» (с шариком) 2. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» (нейрогимнастика) 3. Конструирование из палочек «Кораблик» 4.Игры на выкладывания фигурок животных из геометрических фигур. 5. «Бусы для куклы» (техника: рисование пальчиками). 6. Дидактическая игра «ПОРУЧЕНИЯ», «ЛОТО» 7. Пластилинография «Как у котика усы удивительной красы», «Украсим елку шариками». 8. Настольная игра «Собери картинку» по сказкам Работа с родителями: - Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки». | |
Февраль | 1. Раз – два – три – четыре – пять, вышли пальцы погулять… (с кольцом) 2. Упражнение «Ладушки» (нейрогимнастика) 3. Конструирование «Башня» 4. Игра «Найди игрушку» (с песком или манкой) 5. «Осьминожки» (техника: рисование ладошками и пальчиками). 6. Дидактические игры «ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА», «ПРЯТКИ» 7. Пластилинография «Зернышки для птички» 8. Игра «Сотер» Работа с родителями: - Консультация «Роль нейрогимнастики в речевом развитии дошкольников» | |
Март | 1. «Ходит ежик без дорожек» (с шариком) 2. Упражнение «Класс – заяц» (нейрогимнастика) 3. Конструирование из палочек «Окно», «Домик». 4.Настольные игры «Мозаика». 5. «Стая птичек» (техника: рисование ладошками). 6. Дидактические игры «ПОТЕРЯЛИСЬ», «ДОМИКИ» 7. Пластилинография «Ветка мимозы» 8.Игры с прищепками Работа с родителями: - Создание картотеки потешек для работы с детьми для применения в режимных моментах. | |
Апрель | 1. На поляне, на лужайке, целый день скакали зайки (с шариком). 2. Упражнение «Попробуй, повтори» (нейрогимнастика) 3. Конструирование из палочек «Ракета» 4. Настольная игра «Собери Бусы» 5. «Поделись улыбкою своею» (техника: рисование ладошками и пальчиками). 6. Дидактические игры «УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК», «ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ…» 7. Пластилинография «Звездное небо» 8. Игра «Вкладыши» Работа с родителями: - Консультация «Развитие мелкой моторики с использованием подручного материала для детей младшего дошкольного возраста». | |
Май | 1. «Медведи» (с шариком) 2. Упражнение «Резиночки» (нейрогимнастика) 3.Конструирование из палочек «Бабочка», «Рыбка» 4. Настольная игра «Разложи по образцу» 5. «Жили у бабуси» (техника: рисование ладошками). 6. Дидактические игры «ПОЕЗД», «КУРОЧКА – РЯБУШЕЧКА» 7. Пластилинография «Подводное царство», «Гусеница». 8. Настольная мозаика. Работа с родителями: Консультация «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект педагогического проекта для родителей и детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Умные пальчики". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.
Цель проекта: научить родителей ортопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.Задачи проекта:Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую м...
Педагогическая копилка "Наши пальчики-язычку помощники"
Педагогическая копилка для педагогов, детей и их заботливых родителей по развитию мелкой моторики руки "Наши пальчики-язычку помощники"...
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Вариативная часть рабочей программы. Педагогический проект «Пальчики помогают говорить»
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникаль...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...
Педагогический проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают»
. Ведение 2.1.Актуальность Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей ...