«Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (старшая группа)

Килёва Оксана Николаевна

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kilyova_doklad_kineziologiya.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Килёва О.Н. (Воспитатель МБДОУ №61 « Лель»)

Статья из опыта работы.      

 «Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы представим вам свой опыт работы по использованию методов кинезиологии для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными  нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении и нарушениями в речи. Всё это может быть следствием недостаточной работы мозга.

   Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение коррекционной работы. Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Название «кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» (kinesis), «движение» и «логос» (logos), «наука». Кинезиология — это наука о движении.

    Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

     Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны даёт возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребёнка через тренировку тонких движений пальцев рук.

Иван Петрович Павлов писал: «развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обеих полушариях даёт человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».

    Самый благоприятный период для интеллектуального, речевого развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное воздействие.

      Опираясь, на исследования ученых в области кинезиологии, мы в своей работе стали использовать кинезиологические упражнения. Эти упражнения: 

Повышают стрессоустойчивость. 

 Синхронизируют работу полушарий.

 Формируют пространственные представления.

 Улучшают мыслительную деятельность, внимание и память.

 Развивают мелкую моторику.

 Развивают высшие психические функции.

 Развивают речевую активность.

 Облегчают обучение процессу чтения и письма.

 Снижают утомляемость. 

     Все это необходимо для полноценного развития детей как с нарушением речи, так и для общего развития речи.

Из всего многообразия комплексов, предложенного авторами практической кинезиологии, на занятиях мы используем различные кинезиологические упражнения. Мы приведем лишь по несколько примеров из разных направлений нашей работы.

  1)    Двигательные упражнения развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше выстраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкенезии).

Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Ребёнок повторяет 8–10 раз. Выполнение руками сначала поочерёдно, затем совместно.

Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее ребёнок перебирает пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлении. Выполнение сначала руками поочерёдно, затем совместно. 8–10 повторений.

Лягушка. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук. Совмещать с движением языка влево, вправо. 8–10 повторений.

Например, упражнение «Живот-Макушка» можно проводить в режимном моменте пробуждения после дневного сна.

Живот-Макушка. Поглаживание живота правой рукой по часовой стрелке, постукивание левой ладошкой по макушке. Потом поменять руки.

2) Упражнения на дыхание улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Ныряльщик. Исходное положение - стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть - открыть нос и сделать выдох.

Свеча. Исходное положение - сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечки маленькими порциями воздуха.

 3) Перекрёстные движения способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. 

Ухо - нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши. Поменять положение рук.

Перекрёстное марширование. Медленно шагать попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.

4)  Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

 Огонь и лёд. По команде «огонь» - интенсивные движения телом, по команде «лёд» - замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 6–8 раз.

Сорви яблоко. Исходное положение - стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растёт яблоня с чудесными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда их не удаётся. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. То же самое провести для левой руки.

Тряпичная кукла и солдат. Исходное положение - стоя. Ребята, полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперёд и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и негнущегося. Повторить 5–8 раз.

Все упражнения можно использовать и с дополнительными целями.

Например, упражнение «Колечко» подходит для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам.

Упражнение «Солдат и тряпичная кукла» дополнить задачей: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков, изменяем название упражнения: «Солдат Макар стоит по стойке смирно, а кукла Мила мягкая, как резина», затем называем согласные твёрдые и мягкие, а дети, услышав твёрдый звук, должны выпрямиться и вытянуться в струнку как солдат, называем мягкий согласный звук – расслабиться и стать такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Выбирая правильное действие, дети бывают то солдатом, то куклой, различая при этом твёрдые и мягкие согласные звуки. 

  Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

      Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Совместные  движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, активизируя интеллектуальную деятельность, координацию движений и мелкую моторику. Поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка, помогает удерживать интерес ребёнка к артикуляционной гимнастике.

  Сейчас есть очень много готовых игр и пособий по кинезеологии. 

Это и межполушарные доски. Межполушарная доска - это развивающая игра, предназначенная для стимуляции работы обоих полушарий головного мозга. Развивающая детская игра представляет собой поле со спиралью, по которому ребенок одновременно проводит фишками двумя руками по спирали. 

Различные шаблоны и лабиринты для рисования двумя руками.

    Нейровосьмерка — тренажер для активации мыслительных способностей и развития интеллекта ребенка. В упражнениях с тренажером участвуют одновременно руки и глаза, задействованы оба полушария, речевой центр и мозжечок. Координированные движения стимулируют рост нервных клеток, увеличивают число нервных связей в мозге и улучшают межполушарное взаимодействие.

    Чтобы коррекционно-развивающая работа показала положительный результат, рекомендуется проводить комплексы кинезиологических упражнений утром со всей группой перед занятиями или как часть занятия. Упражнения с детьми выполняются ежедневно, в доброжелательной обстановке, стараясь выполнять точные движения. Продолжительность занятий кинезиологическими упражнениями зависит от возраста детей и может составлять от 5 до 20 минут в день.  

Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих занятиях, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

 Для более результативной деятельности ведется работа не только с детьми, но и родителями. Так в рамках данной работы было проведено родительское собрание по теме: «Кинезиологические упражнения для развития головного мозга» и мастер-класс. Предлагается информация для самостоятельного ознакомления в приемной группы.  Привлечение родителей к данной проблеме помогает решать её быстрее и эффективнее.

    Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

    Исходя из наблюдений и практической работы с детьми, можно говорить, что использование кинезиологического метода в работе с дошкольниками положительно влияет на формирование словесной речи ребенка, на его эмоциональное здоровье, у детей повышается речевая активность. Они быстро овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

«Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Важной задачей, стоящей перед педагогами, является раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направле...

Картотека игр и упражнений на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Специальные занятия в игровой форме способны своевременно пр...

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР по лексической теме «Дом, в котором я живу».

Предлагаемый комплекс речевых игр и упражнений даст возможность родителям в домашних условиях способствовать расширению словарного запаса и грамматического строя речи детей с ТНР старшего дошкольного ...

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

В данной картотеке представлены игры по звуковой культуре речи, игры на развитие словаря, игры на формирование грамматического строя речи, игры на развитие связной речи....

«Использование нейропсихологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс«Использование нейропсихологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Цель проведения мастер-класса: повышение уровня знаний воспитат...