«Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Халанова Нина Борисовна

Консультация учителя-логопеда Халановой Н.Б. для педагогов ДОУ

 «Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И.П. Павлов

В системе дошкольного образования постоянно идет поиск новых форм и методов работы. На сегодняшний день актуальным в работе с детьми, является нейропсихологический подход. Ценность данного подхода возрастает в связи с ростом количества детей с различными нарушениями в развитии. Чтобы помочь ребенку справиться с трудностями в обучении, педагогам, работающим с ним, необходимы знания нейропсихологии.

Нейропсихология - это наука о мозговой организации высших психических функций человека, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и т.д. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие - это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Педагогическая работа, имеющая нейропсихологическую направленность, имеет три направления:

1. Формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций.

2. Развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов.

3. Развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:

  1. Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
  3. Формируется правильное взаимодействие ног и рук
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия

Преимущества использования нейропсихологических игр:

- игровая форма обучения;

- многофункциональность;

- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом.

Нейропсихологические упражнения полезны и детям, и взрослым.

Игра «Ритмы» Педагог отстукивает карандашом по столу ритмы (сначала простые, затем сложные), ребёнок должен повторить.

Игра «Ладонь-ребро-кулак». Педагог демонстрирует последовательность из трёх движений; ладонь, ребро, кулак, а ребёнок воспроизводит эту последовательность.

Упражнение «Корректурная проба» сначала простой вариант, далее с усложнением левая рука вычёркивает одну букву, правая-другую. Работаем руками поочерёдно.

Упражнение  «Нейротаблицы на внимание». В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, фрукты или овощи и т. д. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.

 Упражнение «Умные дорожки», где нужно провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.

Игра «Веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.

Упражнения с нейротренажерами, которые способствуют развитию межполушарных связей, скорости реакции, способности к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Занятия с такими тренажерами развивают способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

Таким образом, использование нейропсихологических игр способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений. Данные игры улучшает работу правого и левого полушария. Каждое из подобных упражнений активизирует определенный участок мозга и запускает механизм объединения мысли и движения. В результате новый учебный материал воспринимается детьми более естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше усваивается, а также поддерживается положительный эмоциональный настрой, стойко удерживается интерес детей к коррекционному процессу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда Халановой Н.Б. для педагогов ДОУ

 «Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И.П. Павлов

В системе дошкольного образования постоянно идет поиск новых форм и методов работы. На сегодняшний день актуальным в работе с детьми, является нейропсихологический подход. Ценность данного подхода возрастает в связи с ростом количества детей с различными нарушениями в развитии. Чтобы помочь ребенку справиться с трудностями в обучении, педагогам, работающим с ним, необходимы знания нейропсихологии.

Нейропсихология - это наука о мозговой организации высших психических функций человека, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и т.д. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие - это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Педагогическая работа, имеющая нейропсихологическую направленность, имеет три направления:

1. Формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций.

2. Развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов.

3. Развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:

  1. Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
  3. Формируется правильное взаимодействие ног и рук
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия

Преимущества использования нейропсихологических игр:

- игровая форма обучения;

- многофункциональность;

- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом.

Нейропсихологические упражнения полезны и детям, и взрослым.

Игра «Ритмы» Педагог отстукивает карандашом по столу ритмы (сначала простые, затем сложные), ребёнок должен повторить.

Игра «Ладонь-ребро-кулак». Педагог демонстрирует последовательность из трёх движений; ладонь, ребро, кулак, а ребёнок воспроизводит эту последовательность.

Упражнение «Корректурная проба» сначала простой вариант, далее с усложнением левая рука вычёркивает одну букву, правая-другую. Работаем руками поочерёдно.

Упражнение  «Нейротаблицы на внимание». В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, фрукты или овощи и т. д. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.

 Упражнение «Умные дорожки», где нужно провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.

Игра «Веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.

Упражнения с нейротренажерами, которые способствуют развитию межполушарных связей, скорости реакции, способности к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Занятия с такими тренажерами развивают способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

Таким образом, использование нейропсихологических игр способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений. Данные игры улучшает работу правого и левого полушария. Каждое из подобных упражнений активизирует определенный участок мозга и запускает механизм объединения мысли и движения. В результате новый учебный материал воспринимается детьми более естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше усваивается, а также поддерживается положительный эмоциональный настрой, стойко удерживается интерес детей к коррекционному процессу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возраста

В данном буклете содержатся игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Эти игры родители могут использовать в совместной деятельности детей и взрослых....

Картотека игр и упражнений на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Специальные занятия в игровой форме способны своевременно пр...

Консультация Игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Основной задачей дошкольного образовательного учреждения является воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом, сделать все для то...

игры и упражнения по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

игры и упражнения по развитию речи детей старшего дошкольного возраста...

«Использование нейропсихологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс«Использование нейропсихологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Цель проведения мастер-класса: повышение уровня знаний воспитат...

Нейропсихологические методы и приемы в развитии речи детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

Нейропсихологические методы и приемы, с опорой на мозговую организацию ребенка, с помощью определенных упражнений  развивают и корригируют несформированные/ нарушенные функции речевого развития....