Индивидуальная работа по закреплению звука с (сь) В средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Анненкова Любовь Александровна

Индивидуальная работа по закреплению звука с (сь). В средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _zvukovaya_kultura_rechi_zvuk_s_s_.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 15" города Алейска Алтайского края

Индивидуальная работа по закреплению звука с (сь)

В средней группе.

Тема: Звуковая культура речи: звуки с и сь.

Программное содержание:  

Объяснить артикуляцию звука с, упражнять в правильном, отчетливом произнесении звука (в словах и фразовой речи).

Развитие внимания, развитие артикуляционного аппарата, слухового внимания, фонематического восприятия.

Воспитывать

Методика проведения:

  1. Покажите ребёнку на рисунке «В магазине» лишь те игрушки, в названии которых есть звук с(сь): самолёт, автобус, гусь, санки и др. Предложите назвать их так, чтобы ясно слышался звук сссамолёт, автобуссс, гуссси, сссанки.

2. Прочитайте стихотворения так, чтобы ребенок мог закончить фразы, т.е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.

- И-го-го! – поёт лошадка. –

Спи, мышонок, сладко… (сладко).

(С. Маршак)

Дядя Стёпа в этот раз

Утопающего … (спас).

(С. Михалков)

Динь – дон. Динь – дон.

В переулке ходит …(слон).

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты … (спишь).

(И. Токмакова).

Для птенцов и для

Зверят

Тоже нужен

Детский … (сад).

На даче и в лесу

Были разные птицы

Сороки, стрижи,

Воробьи и …(синицы).

(Н. Полякова)

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-слонихой

Топал …(слонёнок).

За мамой – лисицей

Крался … (лисёнок)

(А. Екимцев)

Почётный диплом получил «водолаз».

Он в море тонувшего мальчика … (спас).

(Е. Александровна)

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая … (лисица).

(В. Голяховский)

Ходит рыжий, пьёт из лужи,

Не боится лютой стужи.

Хвост лохматый, чёрный нос…

Кто же это?

Рыжий … (пёс).

(И. Киуру)

3. Работу по рассказу «Лисья школа» целесообразно распределить на две части: в первой части «А ты так можешь?» ребенок упражняется в четком произнесении звука с (сь), во второй части «умеете ли вы слушать?» ставится задача развития слухового внимания и фонематического восприятия.

А ты так можешь?

Летела мимо леса и увидела на поляне лису с лисятами. Кого увидела сорока на поляне? (Ребёнок называет.) Сорока была очень любопытной. Решила она послушать, о чём это лиса говорит со своими малышами. Подлетела поближе, села на ветку и слушает. А лиса в это время учила своих лисят (это была лисья школа) правильно и чётко говорить звук с. Какой звук? (Ребёнок отвечает). Скажет лиса какое – нибудь слово,  а  а лисята повторяют вслед за ней это слово так, как она сказала. Скажет лиса: «Ссснег».  И лисята так же: «Ссснег». Скажет она: «Хвоссст». И лисята повторяют. Как? («Хвосссст», -называет ребёнок).  «Усссы» -говорит лиса. Лисята произносят: …Как?

Занятие продолжается. Взрослый просит ребёнка повторять слова, которые произносит лиса, например, ссскамейка, сссанки, лиссс, колесссо, носсс, лессс и др. Важно проследить, чтобы малыш чётко, протяжно произносил в данных словах звук с.

Умеете ли вы слушать?

Утром прилетела сорока на поляну, а лиса и лисята уже сидят на своих местах. «Сейчас, - говорит лисятам лиса, - проверю, умеете ли вы сидеть тихо и внимательно слушать. Я буду называть слова, а вы, когда услышите в слове звук с, поднимете свои лапки». Что вы должны услышать? (Отвечает ребёнок). Ещё раз напоминаю, - говорит лиса, - вы поднимаете лапку лишь тогда, когда услышите в названии предмета звук с. Какой звук? (Ребёнок повторяет). А если в слове звука с нет, поднимать лапку не надо». Когда не надо лисятам поднимать лапку? (Ребёнок отвечает). Если он молчит, то взрослый ещё раз говорит, когда не надо поднимать лапку). И вот лиса стала называть слова: сссахар. Надо поднимать лисятам лапку? (Ребёнок отвечает).

Для упражнения в правильном выделении слов со звуком с можно использовать такие слова: ссстол, дерево, кусст, трава, елка, лесс, сссорока, часы, ветка, гриб. При этом надо следить за реакцией ребёнка на каждое названное слово; если он ошибся, взрослый спрашивает: «В слове дерево есть звук с? А если нет, то руку поднимать не надо».

4. Предложите ребёнку чётко с обычной громкостью повторить за вами чистоговорки.

 Су-су-су-тихо осенью в лесу. Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

5. Ребенок должен отгадать отгадки и определить, есть ли в слове-отгадке звук с (звук с взрослый выделяет голосом). Загадки выучить.

У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней. (лиса.) 

Бел, да не сахар, нет ног, а идёт. (Снег).

Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал – там и пропал. (Сахар).

Висит сито не руками свито. (Паутин).

Семьдесят одёжек и все без застёжек. (Капуста).

Непоседа птица эта-

Одного с берёзой цвета. (Сорока).

(В. Мусатов).

Маленькое сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребятам всем. (Бублик).

(А. Рождественская).

Какой это мастер

На стекле нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз).

(Е. Благинина).

6. Выучите с ребенком стихотворения. Следите, чтобы при чтении малыш четко произносил все звуки с (сь)

Заяц

Мчится заяц от лисы

Хвост дрожит, дрожат усы

Встали сосны на пути.

От погони не уйти!

Нет спасения в бору!

Прыгнул к ёжику в нору…

(Е. Александрова).

Щука

Стой, плотва и караси!

И пощады не проси!

Я хозяйка здесь, в пруду.

На охоту я иду.

(А. Леонтьев).

Пёс

Молодого злого пса

В нос ужалила оса.

-Не скули, - сказал я псу, -

Прогони скорей осу.

Светофор

Встал на грядке помидор

Красный, словно светофор.

Видят козы – красный свет:

В огород прохода нет.

(Л. Клюшев).

7. Прочтите ребёнку рассказ.

Вася и Оксана вынесли в сад стол и два стула. Вася принес бумагу, краски и две кисточки. Дети сели за стол и стали рисовать. Вася нарисовал самолет и автобус. А Оксана – снеговика, санки и маленькую собачку.

Предложите малышу ответить на вопросы: «Что вынесли в сад Вася и Оксана? Что принёс Вася? Куда сели дети? Что нарисовал Вася? Что нарисовала Оксана?»

8. Взрослый вместе с ребёнком рассматривает иллюстрацию «Осень», малыш отвечает, что на ней изображено. Затем взрослый просит найти на картинке предметы в названии которых встречается звук с (сь).  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД (Подготовка к обучению грамоте) "Закрепление звука т, буквы т" ( подготовительная группа)

НОД (Подготовка к обучению грамоте) "Закрепление звука т, буквы т" ( подготовительная группа)...

Индивидуальная работа по физическому развитию на прогулке в средней группе.

Индивидуальная работа по физическому развитию на прогулке  в средней группе....

Работа по закреплению звука Ц

Ребята, закрепляем звуки Ц, С, Р, Л, Ш, Ж  и находим их в начале, середине и конце слов!...

Задания для закрепления звука и буквы «К» для группы с ЗПР среднего дошкольного возраста

Данные задания рекомендованы для закрепления материала вместе с родителями дома, они используются для закрепления звука и буквы «К». Может использоваться для средней группы дошкольного воз...

Задания для закрепления звука и буквы «Т» для группы с ЗПР старшего дошкольного возраста

Данные задания рекомендованы для закрепления материала вместе с родителями. Материал заданий может использоваться для старшей группы дошкольного возраста с задержкой психического развития на индивидуа...

Конспект НОД индивидуальной работы на автоматизацию звука л в слогах и словах в старшей компенсирующей группе для детей с ТНР «АБВГДейка» (5-6 лет) на тему: «Путешествие с Колобком» (ОНР III уровень, дизартрия)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (Звуковая культура речи), «Речевое развитие» (Формирование лексико-грамматических средств языка)....