Доклад Использование игровой технологии «Кластер» как способ развития связной речи.
статья по развитию речи

Нясимя Фатиховна Халимова

Технология "Кластер" актуальна для детей с речевыми нарушениями, так как ее применение развивает связную речь и системное мышление детей, дает возможность дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ispolzovanie_igrovoy_tehnologii.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

№1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР

п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Доклад

Использование игровой технологии  

«Кластер»

 как способ развития связной речи.

Воспитатель:

 Халимова Н.Ф.

Самара 2024г.

Использование игровой технологии  «Кластер» как способ развития связной речи.

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении. А если у ребенка нарушено речевое развитие либо идет задержка психического развития, то ему трудно самостоятельно воспринимать и интерпретировать получаемую информацию. Одна из главных причин этого – бедный словарный запас и несформированность грамматического строя речи.

К проблемам российского образования сегодня относят то, что у школьников низкий уровень работы с информацией. Можно сказать, что это проблемы не дошкольного образования. Но знания, навыки и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. Современная жизнь показывает, что уже от дошкольника требуется умение мыслить самостоятельно, логически, умение обобщить и сделать вывод, мыслить творчески.

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования требует изменений во взаимодействии взрослых и детей. Одной из задач является не просто передать детям знания, научить детей самостоятельно искать знание, и не только находить, но и уметь анализировать и оценивать. В создании условий для такого обучения помогают новые педагогические технологии, одной из которых является технология  «Кластер».

Кластер пришел к нам из информационных технологий. В переводе с английского – скопление, гроздь, пучок, совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами.

Эта технология актуальна для детей с речевыми нарушениями, так как ее применение развивает связную речь и системное мышление детей, дает возможность дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности.

Цель работы по технологии «Кластер»: формирование у детей навыков связной речи. Цель достигается в результате решения задач:

  1. Проводить работу от простого к сложному.
  2. Развивать все компоненты устной речи детей.
  3. Способствовать практическому овладению воспитанниками нормами речи.
  4. Поощрять свободу высказывания.
  5. Учить систематизировать большой объем информации.
  6. Поддерживать инициативность, самостоятельность, интерес детей.
  7. Воспитывать коммуникативные навыки.

Ожидаемые результаты.

  • Дети научатся ставить вопросы и свободно высказываться.
  • Научатся выделять главное.
  • Смогут устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения и переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом.
  • Научатся сравнивать, анализировать, проводить аналогии.
  • Научатся систематизировать большой объем информации.
  • Научатся сотрудничеству и взаимодействию с детьми и взрослыми.
  • Достигнут высоких результатов в обучении.

Конечно, при работе по технологии существуют риски: ребенок не полностью усвоил материал или очень застенчив, здесь подключается индивидуальная работа, помощь педагога и детей.

Как составляется кластер? В центре листа наша тема, вокруг нее картинки – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией или стрелочкой с темой. У каждой крупной смысловой единицы свои картинки и т.д. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Кластер – схема «Гроздь»

При работе с «гроздьями» нужно придерживаться следующих  рекомендаций:

1. Оцените тему, с которой будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «гроздья»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

2. Помогите детям, если у них возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы, ключевые слова или фразы.

3. Озвучьте свои «гроздья».

4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить их.

5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче. 

Кластер «Животные»

 Например, построение с детьми горизонтального кластера в виде грозди по теме «Животные» способствовало систематизации и обобщению знаний о классификации животных, местах их обитания и пользе для человека. Для составления кластера использовали условные обозначения, первые буквы слов, картинки.

Кластер - схема «Логическая цепь»

Данный кластер отражает строгую взаимосвязь, последовательность или цикличность объектов и явлений. С его помощью дети усваивают последовательность времен года, дней недели, различных процессов.

В работе по составлению «Кластера» необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться говорить или записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не закончится время или картинки, пока идеи не иссякнут.
3.Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Кластер может применяться во время образовательной деятельности, при изучении самых разных тем. Дети на занятиях имеют возможность прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения. При таких условиях каждый ребенок чувствует свои успехи и закрепляет их.

Форма работы при использовании данной технологии может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой или подгрупповой. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей педагога и детского коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, это может быть индивидуальная работа, где с каждым ребенком создается собственный кластер. Ребенку предлагается несколько картинок, нужно найти связь между ними. Далее составляется общая графическая схема. Применение этой технологии помогает свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, и позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Достоинства и результаты применения метода

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Технология «Кластер» универсальна, так как она может применяться на этапе вхождения или погружения в тему или обобщения темы; вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, делая его интересным; дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение. Итогом работы является правильно выполненный кластер. Образовательная деятельность с применением «Кластера» формирует обстановку сотрудничества и воспитывает в детях чувство собственного достоинства, ориентирует их на успех, дает возможность дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности.  Научившись составлять кластеры, дети будут больше проявлять самостоятельность. В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию детей, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

Педагог всегда должен быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания. 

Детям интересна и доступна технология «Кластер», поэтому ее применение необходима в работе с детьми старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: "Игровые технологии в ДОО для развития связной речи дошкольников".

Использование технологии «Мнемотехника» в работе с детьми дошкольного возраста.МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и восп...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии.Образовательная область «Речевое развитие. Развитие речи». «Звуковая культура речи: звуки [У], [А]»

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии. Целью занятия является формирование правильного произношения звуков [...

Мастер-класс "Лего-технология", как способ развития связной речи дошкольников

Использование лего, как способ развития всех компонентов речи детей дошкольного возраста вне занятий...

Доклад по теме: «Использование методов и приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Доклад по теме:«Использование методов и приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»                        ...

Технологии речевого развития "Мнемотехника-способ развития связной речи у дошкольников"

Технология речевого развития «мнемотехника –способ развития связной речи у дошкольников»«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучи...

Использование ТРИЗ-технологии (моделирование сказок) в развитии связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Использование ТРИЗ-технологии (моделирование сказок) в развитии связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста...

Кластер - как средство развития связной речи у детей с ОВЗ

Кластер - как средство развития связной речи у детей с ОВЗ...