Кластер - как средство развития связной речи у детей с ОВЗ
консультация по логопедии (старшая группа)
Кластер - как средство развития связной речи у детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кластер как средство развития связной речи | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных игровых технологий для развития связной речи с детьми с ОНР в работе учителя – логопеда.
Аленина Юлия Талгатовна
учитель – логопед,
I квалификационной категории
«Если у вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у нас, и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет несколько идей».
Бернард Шоу
К проблемам российского образования сегодня относят то, что у школьников низкий уровень работы с информацией. Можно сказать, что это проблемы не дошкольного образования. Но знания, навыки и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. Современная жизнь показывает, что уже от дошкольника требуется умение мыслить самостоятельно, логически, умение обобщить и сделать вывод, мыслить творчески.
А если у ребенка нарушено речевое развитие либо идет задержка психического развития, то ему трудно самостоятельно воспринимать и интерпретировать получаемую информацию. Одна из главных причин этого – бедный словарный запас и несформированность грамматического строя речи. (Слайд 2)
Для обеспечения оптимальных условий развития речи детей с общим недоразвитием речи в своей работе применяю современные игровые технологии. Технология развития критического мышления - один из современных методов, направленных на развитие у ребёнка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы Одним из таких технологий является – Кластер. Представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Оптимизирует процесс коррекции речи детей, помогает повысить результативность логопедического воздействия. Служит для создания благоприятного эмоционального фона. Способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.
Основная часть.
Применение технологии Кластер возможно на протяжении всего занятия, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Например, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе занятия, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Форма работы при использовании данной технологии может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя-логопеда и коллектива.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.В зависимости от способа организации занятия, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе бумаги у каждогоребенка при выполнении индивидуального задания.
Данная технология может применяться практически на всех занятиях, при изучении самых разных тем.
В своих таблицах придерживаюсь общих правил оформления:
- все понятия должны представлять собой картинный или графический материал, понятный ребенку;
- в начале введения кластерных таблиц использую не более 3-4 смысловых единиц, чтобы дети постепенно привыкали к этому способу обобщения информации, затем количество элементов увеличивается;
- применяю игровые приемы, чтобы ребенку было интересно.
Достоинства и результаты применения кластерных таблиц в логопедической работе:
- позволяют охватить большой объем информации;
- вовлекают всех детей в обучающий процесс, им это интересно;
- дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
Применение таких таблиц развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и вырабатывать и высказывать свое мнение, дает свободу творческой деятельности. Развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности творческой переработки информации.
Методическая составляющая: пособие содержит кластерные таблицы, на различные лексические темы. Разработаны конспекты занятий с использованием данного пособия.
Список литературы.
1.Бондаренко Е. «Учителя создают собственные образовательные ресурсы» / Е.Бондаренко /Народное образование – 2008.- №4 – с. 189 194
2. Заир – Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма /Заир – Бек С.И. / Библиотека школы.- 2009 - №12 – с. 10 – 15
3. Загашев И.О. Заир – Бек С.И. Критическое мышление технология развития/ - СПб: Альянс «Дельта», 2003.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование 2009. – 256с.
5. Сорина Г.В. Критическое мышление история и современный статус/ Вестник Московского университета. Философия. – 2003 - №6. – с. 97 - 110
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...
Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Эффективность опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт позволит повысить интерес ре...
Портфолио "Настольный театр как средство развития связной речи у детей с ОНР"
В данном портфолио обобщён опыт работы по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями через театрализацию сказок....
Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные...
Сказка как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Представленный материал поможет педагогам в использовании мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представл...
Составление загадок как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
методика обучения составлению загадок...