Кластер - как средство развития связной речи у детей с ОВЗ
консультация по логопедии (старшая группа)

Аленина Юлия Талгатовна

Кластер - как средство развития связной речи у детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных игровых технологий для развития связной речи с детьми с ОНР  в работе учителя – логопеда.

Аленина Юлия Талгатовна

учитель – логопед,

I квалификационной категории

«Если у вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у нас, и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет несколько идей».

                                                                                                                                   Бернард Шоу

К проблемам российского образования сегодня относят то, что у школьников низкий уровень работы с информацией. Можно сказать, что это проблемы не дошкольного образования. Но знания, навыки и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. Современная жизнь показывает, что уже от дошкольника требуется умение мыслить самостоятельно, логически, умение обобщить и сделать вывод, мыслить творчески.

А если у ребенка нарушено речевое развитие либо идет задержка психического развития, то ему трудно самостоятельно воспринимать и интерпретировать получаемую информацию. Одна из главных причин этого – бедный словарный запас и несформированность грамматического строя речи. (Слайд 2)

Для обеспечения оптимальных условий развития речи детей с общим недоразвитием речи в своей работе применяю современные  игровые технологии. Технология развития критического мышления - один из современных методов, направленных на развитие у ребёнка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы Одним из таких технологий является – Кластер. Представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Оптимизирует процесс коррекции речи детей, помогает повысить результативность логопедического воздействия. Служит для создания благоприятного эмоционального фона. Способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных  психических функций, оздоровлению всего организма.

Основная часть.        

Применение технологии Кластер  возможно  на протяжении всего занятия, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Например, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе занятия, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Форма работы при использовании данной технологии может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя-логопеда и коллектива.

        Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.В зависимости от способа организации занятия, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе бумаги у каждогоребенка при выполнении индивидуального задания.

        Данная технология  может применяться практически на всех занятиях, при изучении самых разных тем.

В своих таблицах придерживаюсь общих правил оформления:

- все понятия должны представлять собой картинный или графический материал, понятный ребенку;

- в начале введения кластерных таблиц использую не более 3-4 смысловых единиц, чтобы дети постепенно привыкали к этому способу обобщения информации, затем количество элементов увеличивается;

- применяю  игровые приемы, чтобы ребенку было интересно.

Достоинства и результаты применения кластерных таблиц  в логопедической работе:

-  позволяют охватить большой объем информации;

- вовлекают всех детей  в обучающий процесс, им это интересно;

- дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

        Применение таких таблиц развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и вырабатывать и высказывать свое мнение, дает свободу творческой деятельности. Развивает навыки  одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности творческой переработки информации.

        Методическая составляющая: пособие содержит кластерные таблицы, на различные лексические темы. Разработаны конспекты занятий с использованием данного пособия.

Список литературы.

1.Бондаренко Е. «Учителя создают собственные образовательные ресурсы» / Е.Бондаренко /Народное образование – 2008.- №4 – с. 189 194

2. Заир – Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма /Заир – Бек С.И. / Библиотека  школы.-   2009 - №12 – с. 10 – 15

3. Загашев И.О. Заир – Бек С.И. Критическое мышление технология развития/ - СПб: Альянс «Дельта», 2003.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование 2009. – 256с.

5. Сорина Г.В. Критическое мышление история и современный статус/ Вестник Московского университета. Философия. – 2003 - №6. – с. 97 - 110

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Портфолио "Настольный театр как средство развития связной речи у детей с ОНР"

В данном портфолио обобщён опыт работы по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями через театрализацию сказок....

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Сказка как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Представленный материал поможет педагогам в использовании мнемотехники в работе с детьми  является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представл...