МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Организация дидактических игр по развитию речи».
консультация по развитию речи (средняя группа)
Мастер - класс для воспитателей по речевому развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_vospitateley_po_rechevomu_razvitiyu_mo.docx | 567.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 5 «Воробышек»
города Белореченска муниципального образования
Белореченский район
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Организация дидактических игр по развитию речи».
Подготовила и провела воспитатель
МБДОУ д/с №5 «Воробышек»
Шагинян Анжела Графиковна.
2022 г.
Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе.
Задачи:
- совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;
- в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию речи у дошкольников через дидактическую игру и упражнения;
- развитие у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников.
Ожидаемый результат:
У дошкольников развивается творческое воображение, фантазия, память, внимание, речь, обогащается словарный запас.
Оборудование: мяч, клавесы, презентация.
Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Шагинян Анжела Графиковна. Мне очень приятно видеть вас сегодня.
Представляю вам тему моего мастер-класса «Организация дидактических игр
по развитию речи».
Начать его хотелось со слов Е. Щукиной.
«Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»»
Актуализация:
К сожалению, в современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Для речевого развития детей используются следующие виды дидактических игр :
1. Игры с предметами – здесь используются игрушки, любые подручные предметы. Цель – научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать (и рассказать, какие функции он может выполнять. Для демонстрации используют кукол, вещи из домашнего обихода, собранные на улице листья, камешки. С предметами необходимо взаимодействовать малышу – определить, что перед ним находится, разложить объекты по величине, форме, цвету и т. д. ;
2. Настольные – проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем. Ребенок учится подбирать парные рисунки, запоминать спрятанные, узнает счет и абстрактные понятия (лото, детское домино);
3. В словесных играх – не использует других инструментов, кроме речи. Они строятся на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому.
Как думаете с помощью чего можно заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности?
- Конечно же - это игра. Одним из средств развития речи дошкольников является дидактическая игра.
- Что такое дидактическая игра?
- Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления.
Сегодня хотелось не просто рассказать вам об играх, а дать практическую возможность опробовать дидактические игры на себе, которые можно использовать в развитии речи.
Василий Александрович Сухомлинский сказал, что «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
Сейчас предлагаю вам поиграть в одну пальчиковую игру «Пять весёлых гномов» .
Лучше конечно встать и танцевать.
Под музыку мы будем выполнять ритмичные движения, но игра будет необычная, мы превратимся с вами в музыкантов, мы будем реперы.
Приготовьте пять пальцев левой руки, они будут наши помощники, а правой мы будем крутить музыкальные диски. Повторяйте за мной, танцуем не стесняемся, а в конце крикнем ВАУ. Договорились? Итак, приготовились.
№1 «Пять весёлых гномиков»
- Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук,
развитие речи, творческих способностей, фантазии.
Пять весёлых гномиков играли в прятки,
Один из них упал головою вниз.
Гномы к телефону, голос отвечает:
Лучше попробуйте киндер-сюрприз
4 гномика, 3 гномика, 2 гномика…..
Один весёлый гномик играет в прятки,
Однако тоже падает головою вниз.
Голос в телефоне снова отвечает:
Лучше попробуйте киндер-сюрприз.
Никто теперь из гномиков не играет в прятки.
Никто теперь не падает головою вниз.
Но голос в телефоне снова отвечает:
Теперь достанется детям киндер-сюрприз. Вау!!!
№2 Игры с использованием музыкальных палочек –клавесов.
Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение.
Для начала клавесы можно заменить тем, что есть под рукой: незаострённые карандаши, толстые фломастеры, палочки от суши, счётные палочки. С помощью клавесов мы будем отстукивать ритм под стишок, возьмите палочки в руки. Называется он «Дедушка – молчок».
«Дедушка – молчок»
1. Чики – чики – чики – чок! (стучать поочерёдно правой – левой палочкой по полу)
2. Кто ты, дедушка – молчок? (стучать палочкой о палочку)
3. Может, ты Боровичок? (стучать шляпками палочек при их горизонтальном положении)
4. Или ты лесовичок? (приставить палочки к голове)
5. Только лес шуршит: шу-шу (перекатывать палочки в ладонях),
6. Только лес шумит: ша-ша (стучать основаниями палочек при их вертикальном положении)
7. Только лес поёт: ши-ши (стучать шляпками палочек при их горизонтальном положении)
8. Спать пора вам, малыши. (перекатывать палочки в ладонями на полу).
№3 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Помимо игр я использую в своей работе, кинезиологические упражнения, которые с детьми провожу в игровой форме – в виде игротренингов, в которых движения рук сочетаются с речью.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, активизирующие межполушарное воздействие, которые способствуют улучшению памяти и внимания, развитию моторики и соответственно речевой функции с развитием фонематического слуха, связной речи и лексико-грамматических представлений.
- «Дом – ежик – замок»
Дом красивый, дом высокий
Ёж себе построил в соснах
На дверях замок большой
Чтобы не вошёл чужой
- «Зайчик»
-Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашёл колечко!
А колечко не простое-
Блестит словно – золотое!
«Лезгинка»
-Лезгинку пальцы танцевали
И нисколько не устали.
Ладонь-кулак
- Хочешь? Тоже делай так:
- То – ребро, а то кулак.
№4 Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы? –
-У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
№5 «Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Педагог- заяц, -дети (прыгает)(ласточка, ворона, мышь, змея, лошадь, кузнечик)
№6 Д/И «Скажи правильно»
Цель: улучшение лексики и грамматического строя речи.
Задачи:
-обучение согласованию слов;
-формирование умения выявлять причинно-следственные связи;
-формирование связной речи, умения выстраивать диалог;
-развитие любознательности, логического мышления;
- улучшение памяти, зрительной оценки, концентрации внимания;
Ход: Вашему вниманию предоставляется картинка, ведущий описывает слайд, допуская ошибки. Вам будет нужно исправить сказанное и произнести правильное предложение.
Неправильные предложения для заполнения слайдов:
-мама готовит музыку и слушает суп;
-Маша заваривает оладьи и печет чай;
-Аня решает куклу и одевает задачу;
-друзья идут по песне и распевают тропинку;
-Коля пьет бублик и ест кисель;
Итог: Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, что позволило не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.
Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребенку»
Джанни Родари
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для педагогов "Организация НОД по художественному-эстетическому развитию"
Мастер класс для педагогов на тему: "Организация НОД по художественному-эстетическому развитию" (изобразительная деятельность)....
Мастер-класс для педагогов «Организация сотрудничества с семьей с целью повышения уровня речевого развития детей»
Мастер- класс представляет собой систему организации сотрудничества педагогов с семьей с целью повышения уровня речевого развития детей. Этот опыт работы, на мой взгляд, может заинтересовать не только...
Мастер-класс на тему «Использование дидактических игр по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста »
Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи....
Мастер – класс для педагогов «Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников»
Мастер - класс может быть интересен для педагогов для повышения профессионального мастерства....
Презентация. Мастер - класс для родителей "Использование дидактических игр для развития речи детей в средней группе"
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного образования. Очень важно создать условия для того, чтобы ребенок мог охотно вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать ...
Мастер - класс для педагогов "Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников"
Мастер - класс может быть интересен для педагогов для повышения профессионального мастерства...
Мастер-класс для педагогов «Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием словесных и дидактических игр в образовательном процессе ДОУ. Задачи:Повысить профессиональный уровень педагогов...