Мастер-класс на тему «Использование дидактических игр по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста »
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Влазнева Ирина Сергеевна

Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №57»

Энгельсского муниципального района  Саратовской области.

Мастер-класс на тему

«Использование дидактических игр по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста »

Составила воспитатель

 высшей категории Влазнева И.С.

Энгельс , 2017 г.

ИГРЫ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ 

«Громко-шепотом»

Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Ход игры:

Воспитатель говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально).

— Су-су-су — кот прогнал осу. (Текст проговаривается быстро и медленно.)

Можно предложить детям закончить фразу самостоятельно: «Са-са-са — (там летит оса), су-су-су (как прогнать осу?), (я боюсь осу) и т. п.

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

«Лодочка и пароход»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

Ход игры:

Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.

Воспитатель: Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тшух, тшух» (дети повторяют звукосочетание) .

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

«Что общего»

Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.

Ход игры:

Объясните, что общее у предметов.

У 2 предметов:

огурец, помидор (овощи);

ромашка, тюльпан (цветы);

слон, муравей (животные).

У 3 предметов:

мяч, солнце, шар — ...

тарелка, ваза, чашка — ...

лист, трава, крокодил — ...

«Как назвать того, кто...?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям назвать того, кто ...

  • Кто на паровозе ездит? (Машинист)
  • Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен)
  • Кто песни сочиняет? (Композитор)
  • Кто играет на рояле? (Пианист)
  • Кто все ломает? (Хулиган)
  • Кто водит самолет? (Летчик, пилот)
  • Кто такой полководец?
  • Кто главнее: маршал или полководец?

Вариант 2.

Родители называют глагол, а ребенок профессию (продает - продавец). 

«Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры:

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать:

«Свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);

«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);

«старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка);

«свежее»… (молоко, мясо, варенье);

«старое»…(кресло, сиденье, окно).

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

«Кто кем был?»

Цель: Развивать мышление, расширить словарь. Закрепить падежные окончания. 

Ход игры:

Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были. 

Родители, бросая мяч ребёнку, называют предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: 

цыпленок – яйцом,

лошадь – жеребенком,

корова – теленком,

дуб – желудем,

рыба – икринкой,

яблоня – семечком, 

лягушка – головастиком,

бабочка – гусеницей,

хлеб – мукой, 

шкаф – доской, 

велосипед – железом, 

рубашка – тканью,

ботинки – кожей, 

дом – кирпичом. 

«Один – много»

Цель: Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных.

Ход игры:

Одно колесо — много колес.

Одно яблоко — много яблоко.

Одна кукла — много кукол.

Одна книга — много книг.

Одна кисточка — много кисточек.

Одно полотенце — много полотенец.

Одно кресло — много кресел.

Один карандаш — много карандашей.

Один стул — много стульев.

Один помидор — много помидоров.

Один апельсин — много апельсинов.

Один лимон — много лимонов.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«Хорошо - плохо»

Цель: Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Мир не плох и не хорош - объясню, и ты поймешь. 

Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Взрослый: дождь.

Ребёнок: дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: город. 

Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо - не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно. 

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).

Взрослый: зима.

Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер. 

«Если бы...»

Цель: Развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления — синтез, прогнозирование, экспериментирование.

Ход игры:

Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

 «Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактические игры по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста".

Основная цель данной методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры. Использование дидактических игр способствует решению следующих задач: поб...

Мастер класс для родителей «Использование метода матриц на конструктивно модельной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Мастер класс для родителей «Использование метода матрицна конструктивно модельной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»...

Мастер класс для педагогов «Использование метода матриц на конструктивно модельной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Мастер класс для педагогов «Использование метода матрицна конструктивно модельной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»...

Дидактический материал «Копилка символов и моделей» для занятий по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, используя метод «Моделируем сказку».

Методический материал содержит описание  применения  дидактического наглядного пособия  «Копилка символов и моделей»  для развития речи детей старш...

План работы по самообразованию по теме:«Использование теории решения изобретательских задач в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованиювоспитателя  высшей квалификационной категорииподготовительной к школе группе.Пахомовой Ларисы Борисовнына 2021 – 2022 учебный год. По теме: «И...

Мастер – класс на тему: «Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

Мастер- класс на тему: «Использование нетрадиционной техники пейп –арт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Мастер- класс на тему: «Использование нетрадиционной техники пейп –арт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Цель: создание педагогических условий для обучения детей и взро...