Презентация. Мастер - класс для родителей "Использование дидактических игр для развития речи детей в средней группе"
презентация

Суркова Лилия Анатольевна

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного образования. Очень важно создать условия для того, чтобы ребенок мог охотно вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на них, слушать ответы других, рассказывать о событиях происходящих рядом. Поэтому родители должны знать методику "как научить говорить своего ребенка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_dlya_roditeley.pptx908.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс для родителей «Использование дидактических игр для развития речи детей в средней группе».

Слайд 2

Особенности развития речи детей 5-го года жизни. Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. Очень важно создать условия для того, чтобы ребенок мог охотно вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности. Дети учатся участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу, говорить по очереди, не перебивая собеседника.

Слайд 3

В процессе общения дошкольники учатся адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника (выразить сочувствие, помочь, пожалеть). Дошкольники упражняются в использовании средств интонационной речевой выразительности (силы голоса, интонации, ритма и темпа речи) дня привлечения и сохранения внимания сверстника в процессе речевого общения. Учатся использовать в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. Стремятся к самоутверждению в коллективе сверстников, проявляют избирательность во взаимоотношениях и общении с ними: предпочтения в выборе партнеров по играм и общению. Используют элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, при разрешении конфликтов ; в игровом общении ориентируются на ролевые высказывания партнеров, поддерживают их.

Слайд 4

Связная речь. У детей развивается: - диалогическая речь: в разговорном общении пользуются (с помощью воспитателя) разными типами предложений в зависимости от характера поставленного вопроса; замечают неточности и ошибки в своей речи и в речи товарищей, доброжелательно исправляют их; формулируют вопросы поискового характера (Почему? Зачем? Для чего?). - монологическая речь : составляют описательные рассказы (5—6 предложений) о предметах, рассказы из личного опыта; самостоятельно пересказывают литературные произведения, воспроизводят текст по иллюстрациям; сочиняют повествовательные рассказы по игрушкам, картинам; составляют описательные загадки и загадки со сравнением, описательные загадки о предметах и объ­ектах живой и неживой природы; пользуются элементарными формами объяснительной речи.

Слайд 5

Словарь. Дошкольники осваивают и используют в речи новые слова. - названия предметов и материалов, из которых они изготов­лены (ткань, бумага, дерево, резина). - названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух), некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и т.п.). - слова , обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества, цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т.п.), явлений (холодно, мокро, солнечно и т.п.). - слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и другие), а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки ( живые организмы растут, размножаются, развиваются; посуда-это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи и т.д.). - слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими: слова приветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального сочувствия и другие.

Слайд 6

Грамматически правильная речь. Дети осваивают умение свободно пользоваться в речи простыми предложениями (полными, распространенными, с однородными членами). Правильно используют суффиксы и приставки при словообразовании и для выражения отношений между объектами. Учатся самостоятельно пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания. Звуковая культура речи. Дети овладевают произношением наибо­лее трудных звуков - свистящих, шипящих , [л], [ р ]. К пяти годам дети чисто произносят все звуки. Учатся говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы; эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.

Слайд 7

Подготовка к обучению грамоте. Дошкольники знакомятся терминами «слово», «звук», учатся использовать их. Узнают, что слова состоят из звуков , звучат по-разному, могут быть длинными и короткими. Учатся сравнивать слова по протяженности. Учатся звуковому анализу слова : самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем - по представлению.

Слайд 8

На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь! 1 ) Развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

Слайд 9

2 ) Художественное слово в воспитании дошкольников. Чтение художественной литературы являются хорошим помощником для развития фантазии, воображения, памяти, умение внимательно слушать, сконцентрироваться и отвечать на вопросы. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности. 3) Речь и мелкая моторика рук. В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом.

Слайд 10

Игры по дороге в детский сад и на прогулке. «Кто самый внимательный». Цель: развивать внимание, умение согласовывать существительные с прилагательными. Назвать предмет, который встретился на пути, параллельно выделять отличительный признак этого предмета. Например: «Я увидел горку, она большая» или «Я увидел машину, она красного цвета». "Назови части предмета". Цель: обогащать словарь, развивать умение соотносить предмет и его части. По дороге в детский сад взрослый и ребенок рассматривает дома, машины, деревья, птиц и т.д. Дети по очереди называют части предметов.

Слайд 11

«Рыба, птицы, звери». Цель: учить подбирать обобщающие слова. На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечислит и назовет, к примеру, щука, карась, окунь, ребенок должен назвать обобщающее слово. "Кто кем был или что чем было" Цель: активизировать словарь и расширять знания об окружающем. Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

Слайд 12

"Скажи наоборот" Цель: расширение словаря антонимов. Дедушка старый, а внук … Дерево высокое, а куст … Море глубокое, а ручеёк … Дорога широкая, а тропинка … Перо легкое, а гиря … Летом нужна летняя одежда, а зимой … «Угощение». Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А – арбуз, ананас, Б – банан, бутерброд и т.д. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. В качестве усложнения предложить ребенку добавить прилагательное, обозначающее признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином», или числительное: «Я угощаю тебя двумя апельсинами».

Слайд 13

«Один – много». Цель: научить образовывать существительные множественного числа. Оборудование: мяч. Ход: взрослый называет существительное по данной теме в единственном числе и бросает ребенку мяч; ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число. «Назови ласково». Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные. Оборудование: различные предметы. Ход: показать ребенку предмет и спросить, как называется он называет затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко») и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»).

Слайд 14

Игры на кухне. «Скажи, какой?» Цель: учить выделять и называть признаки предмета. Взрослый показывает ребенку предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он продолговатый, зеленый, хрустящий»). «Что убрали?». Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме. Оборудование: предметы по теме. Ход: выставить на столе перед ребенком предметы по теме; попросить ребенка отвернуться, а в это время убрать один из предметов; ребенок должен догадаться, какого предмета нет.

Слайд 15

«Чудесный мешочек». Цель: закрепить названия предметов и их свойства. Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме. Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет. 1 вариант: малыш по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах. 2 вариант: малыш должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.

Слайд 16

«Игры с бельевыми прищепками». Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ёжика, прищепки будут играть иголки.

Слайд 17

«Сухой бассейн». На дне миски с фасолью (рисом, пшеном и т.д.) спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Кто быстрее их достает. «Лепка из теста». При приготовлении выпечки дать ребенку кусочек теста и предложить ему слепить любую фигуру.

Слайд 18

В заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера , который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком!

Слайд 19

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» Автор презентации: Суркова Лилия Анатольевна. 2017-2018 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов: "Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобраовательная школа № 6" дошкольне группы  Мастер - класс для педагогов в дошкольном образовательном учреждениин...

мастер -класс " Использование интерактивных дидактических игр в развитии речи детей дошкольников."

Применение интерактивных дидактических игр с использованием компьютерных технологий позволяют стимулировать непроизвольное внимание детей, позволяют сделать процесс обучения интересным....

Мастер- класс "Создание мультимедийных дидактических игр по развитию речи детей дошкольного возраста"

С помощью пособия  педагоги смогут познакомиться с правилами оформления электронных игр, с  процессом использования эффектов анимации  и  триггеров в программе PowerPoint....

Мастер-класс «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей при формировании понятийного аппарата у дошкольников о России».,дидактическая игра Кубики географических историй

в данную разработку входит мастер-класс по теме «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей при формировании понятийного аппарата у дошкольников о России» , пр...

Конспект мастер класса по изготовлению дидактической игры по развитию речи детей раннего возраста ПДД".

Конспект мастер – класса по изготовлению дидактической игры по  по развитию речи детей раннего возраста "ПДД" Цель: повышения педагогической культуры педагогов, укр...