Развитие речи у детей в раннем возрасте.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Маркина Любовь Федоровна
В возрасте до 3 лет ребенок переживает очень важный этап развития – освоение родного языка. Именно в этом возрасте происходит формирование речи. Взрослые родители и воспитатели, должны оказать помощь малышу в этот непростой для ребенка период. Важно правильно организованное общение и систематические занятия по развитию речи. Это поможет ребенку не просто заговорить, но и компенсировать возможные нарушения, например; «отставание в речевом развитии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_markina_l.f._vospitatel.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие речи у детей в раннем возрасте.

Маркина Любовь Федоровна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад № 67 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

В возрасте до 3 лет ребенок переживает очень важный этап развития – освоение родного языка. Именно в этом возрасте происходит формирование речи. Взрослые родители и воспитатели, должны оказать помощь малышу в этот непростой для ребенка период. Важно правильно организованное общение и систематические занятия по развитию речи. Это поможет ребенку не просто заговорить, но и компенсировать возможные нарушения, например; «отставание в речевом развитии».

На сегодняшний день видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи. Мы стараемся постоянно разговаривать с детьми, включать каждого ребенка в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях.

Оказание помощи по развитию речи у детей 3 года жизни.

В возрасте 2 - 3-летнего возраста, нам помогают специальные приемы стимуляции речевой активности, игровая деятельность, сказки, потешки, использование игровых песенок, совместная деятельность с детьми и др.

Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка на втором году жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи.

В ясельной группе развитие речи начинается с раздевалки, с того момента, когда мама или папа привели своего ребёнка в детский сад. Воспитатель здоровается, с ребёнком. В эти первые минуты нахождения в детском саду и общения с воспитателем уже происходит развитие речи ребёнка. Дети склонны к подражанию. Они чутко реагируют на состояние, настроение и окружающих его взрослых.

Программное содержание, предлагаемое детям на всех занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, закрепляется в процессе повседневного общения с ними и самостоятельных игр в быту.

Важнейшим принципом построения системы занятий является постепенное усложнение их содержания. В нашей группе имеются различные пособия для проведения занятий по развитию речи: кукольный, настольный театр, различные книжки и картинки, дидактические игры, сделанные своими руками.

Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы. Выполняют просьбы взрослых, состоящих из двух частей.

Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол игрушку, сядь на диван, посмотри книжку).

Занятие по развитию речи проводятся в три этапа. Первая часть – вводная, игровой момент. Вторая часть – основная, и заключительная, закрепление материала.

В нашей группе созданы условия по развитию речи.

Мною подобраны иллюстрированные материалы по разнообразным темам: «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Одежда», «Цветы», «Животные», «Транспорт», а также сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», и многие другие сказки, книжки раскладушки, книжки-малышки.

Дыхательные гимнастика

«Понюхаем цветочек»

Цель: во время прогулок, покажите ребенку, как можно нюхать цветы, медленно вдыхая его носом. Затем дайте подуть на одуванчик ртом, чтобы он видел, как разлетаются пушинки.

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье»

Цель: развитие артикуляционной моторики. Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу. Артикуляционная гимнастика «З.

Подвижные игры с речевым сопровождением

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи.

Например; подвижные игры, «Мишка косолапый», «Зайка серенький сидит» и другие.

Игры с самомассажем

Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

«Дождик» (массаж спины)

(дети встают «паровозиком»)

Дождик бегает по крыше

Кап, кап, кап (постукивают пальчиками по спинке впередистоящего)

По веселой звонкой крыше

Кап, кап, кап (похлопывание ладонями по спине)

Игры – подражания с речевым сопровождением

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.  

«Шум в лесу»

Шу-шу-шу, шу-шу-шу, мы в лесу слыхали шум. Ша-ша-ша, ша-ша-ша, это листья так шуршат. Ши-ши-ши, ши-ши-ши, это мышка шуршит, Шу-шу-шу, шу-шу-шу, это ветер шумит. Ш-ш-ш-ш-ш-ш – это мишка спит. Тс-с-с-с-с.

Пальчиковые игры

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

«Зайка»

Зайка, зайка, где твой носик? (хлопки)—

Вот, вот, вот! (показать носик)

Зайка, зайка, где ушки? (хлопки)—

Вот, вот, вот! (показать ушки)

Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)—

Вот, вот, вот! (показать руки)

Зайка, зайка, ушки хвостик? (хлопки) —

Вот, вот, вот! (показать хвостик)

Игры с различными предметами и материалами

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

«Светофор»

Цель: изучить форму предмета - круг, цвета – красный, желтый, зеленый.

Демонстрационный материал: круги трех цветов.

Список используемой литературы:

1."Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада"

Автор: Гербова Валентина Викторовна, Издательство: Мозаика - Синтез,2010 г.

2. Развитие игровой деятельности (2-3 года)

Автор: Губанова Н. Ф. Издательство: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017

3. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста.

Планирование образовательной деятельности. ФГОС.

Автор: Литвинова О.Э. Издательство: Детство-Пресс, 2016 г.

4.Развивающие занятия для детей раннего возраста

Автор/составитель: Якупова Н.Н. Издательство: Гном и Д 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи для детей группы раннего возраста по сказке «Репка»

Конспект НОД по развитию речи для детей группы раннего возраста по сказке «Репка»...

Статья "Развитие речи у детей в раннем возрасте"

Развитие речи у детей в раннем возрасте.Раннее детство - это период, когда ребенок интенсивно развивается физиологически и психически. В это важное время интеллектуальное развитие малыша зависит от ег...

Развитие речи у детей в раннем возрасте

Переход от речевого понимания к воспроизведению в основном происходит на втором году жизни. С каждым днем словарный запас ребенка будет расширяться, и в полтора года составит около 35 слов. Развитию р...

Конспект игры-занятия по развитию речи для детей группы раннего возраста на тему: «Магазин игрушек»

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность....

Конспект ОД по развитию речи для детей группы раннего возраста на тему: "В гости к снеговику"

Цель: Расширять знания об окружающем миреФормировать умение детей чётко, ясно, громко произносить знакомые слова,    обозначающие предмет, его назначение (для чего это нужно).Развитие а...

Конспект занятия по развитию речи для детей группы раннего возраста «Оденем куклу Катю на прогулку»

Конспект занятия по развитию речи для детей группы раннего возраста  «Оденем куклу Катю на прогулку»...

Конспект НОД по развитию речи для детей группы раннего возраста Тема: «Как дети курочке помогали»

Цель: Обогатить словарь детей по теме.Задачи :Образовательные:-познакомить детей  с домашними птицами ,различать их;-совершенствовать умение подражать действиям взрослых в игре;-упражнять детей ...