Круглый стол для педагогов ДОО «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»
методическая разработка

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников  посредством использования авторских дидактических игр.

Задачи:

- актуализировать знания педагогов об этапах реализации рабочей Программы воспитания,    об эффективных  методах и формах работы по нравственно-патриотическому воспитанию;

- повысить  эффективность воспитательной деятельности в системе образования ДОО;

-создать условия для личностной и профессиональной самореализации педагогов путем преобразования РППС ДОО.

Форма проведения: круглый стол с использованием элементов аукциона педагогических идей.

План проведения:

  1. Сообщение «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: современные подходы и перспективы».
  2. Деловая игра для педагогов

3. Рефлексия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_nravstv_vospit.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района Челябинской области

Круглый стол для педагогов ДОО

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников:

современные подходы и перспективы»

                                    Старший воспитатель

                                                     Нестерова Е.Е.

2023г. 

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников  посредством использования авторских дидактических игр.

Задачи:

- актуализировать знания педагогов об этапах реализации рабочей Программы воспитания,    об эффективных  методах и формах работы по нравственно-патриотическому воспитанию;

- повысить  эффективность воспитательной деятельности в системе образования ДОО;

-создать условия для личностной и профессиональной самореализации педагогов путем преобразования РППС ДОО.

Форма проведения: круглый стол с использованием элементов аукциона педагогических идей.

План проведения:

  1. Сообщение «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: современные подходы и перспективы».
  2. Деловая игра для педагогов

3. Рефлексия.

Ход Круглого стола

I. Введение.

  Уважаемые коллеги, открываем работу Круглого стола. Сегодня всем участникам будет предоставлена  возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулируем общее мнение. Надеемся, что  чтобы все участники Круглого стола будут  активны, инициативны и придерживаться следующих правил:

1. Время свято – говори ясно и сжато.

2. Закон один: все слушают, когда говорит один.

3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.

Начнем с разминки. Для определения темы Круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. (На трех столах разложены фрагменты пословиц. Педагоги делятся на группы и собирают пословицы.)

Педагоги зачитывают собранные пословицы:

1. Родительское слово мимо не молвится.  (Семейное воспитание).

2. Добрый человек добру и учит.   (Нравственное воспитание).

3. Родной край – сердцу рай.   (Патриотическое воспитание).

Предоставляю слово участникам обсуждения.

- Уважаемые педагоги. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего Круглого стола является всегда особенно актуальной – это «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»

II. Основная часть

  С 2021-2022 учебного года в МКДОУ №10 г.Сим   реализуется рабочая Программа воспитания как часть ООП ДО,  были разработаны и внедрены Календарные планы воспитательной работы. С 1 сентября 2023   года все детские сады  переходят на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Минпросвещения приказом от 25.11 2022г. № 1028 утвердило новую ФОП ДО.

Цель ФОП ДО : организовать обучение и воспитание дошкольника как гражданина Российской Федерации, формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами;

·   создать единое ядро содержания дошкольного образования;

·   создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и обучения детей, которое обеспечит и ребенку, и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания. Рабочая Программа воспитания является частью Образовательной программы дошкольного образования

 Согласно рабочей  Программе воспитания целью воспитания в ДОО является  личностное развитие дошкольников, создание условий для  позитивной социализации детей на основе базовых ценностей российского общества.

Данная цель осуществляется через решение следующих задач:

- создать условия для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

- формировать у детей высокий уровень духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

- поддерживать единство и целостность, преемственность и непрерывность воспитания;

-формировать внутреннюю позицию личности ребенка по отношению к окружающей социальной действительности.

При разработке рабочей программы воспитания учитывалась следующая нормативно-правовая база:  ФЗ от 31 июля 2020 г. № 304 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, ФГОС дошкольного образования.

   В законодательных документах воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества на разных  уровнях.

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлым играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему   Отечеству.

  Патриотическое   чувство   не   возникает   само   по   себе,   это   результат длительного,   целенаправленного   воспитательного   воздействия   на   человека,   начиная   с самого   раннего   возраста.   Патриотическое   воспитание   начинается   в   дошкольные   годы, поэтому самую существенную помощь по воспитанию патриотических чувств оказывают работники детского сада.  

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее   окружение.   Постепенно   ребенок   знакомится   с   детским   садом,   своей   улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них отражаются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями   времен   года,   погодными   изумлениями,   поведениями   птиц,   насекомых, растений.   Причем   эти   наблюдения   непосредственно   связаны   с   трудом   и   различными сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и многообразии. Огромное   значение   имеет   пример   взрослых   в   особенности   же   близких   людей.   На конкретных фактах их жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной   войны,   их   фронтальных   и   трудовых   подвигов)   прививаются   детям   такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

В рабочей Программе воспитания ДОО сделан  упор на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Рабочая  Программа воспитания  направлена на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, педагогу, старшим поколениям, а также на подготовку личности к успешной социализации и трудовой деятельности.

Предоставляю слово участникам обсуждения темы Круглого стола «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОО:

1.  Патриотическое направление воспитания.

     Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.

 Задачи гражданско-патриотического направления воспитания:      

1)                 формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;

2)                 воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

З) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;

4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:

- формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России.

-  развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

      При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

- ознакомлении детей с историей, героями, государственными символами, культурой, традициями России и своего народа;

- организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;

- формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

Предоставляю слово участникам обсуждения темы Круглого стола «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»

2. Социальное направление воспитания

Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

основные задачи социального направления воспитания.

1)                 Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы.

2)                 Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.

З) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.

При реализации данных задач воспитатель ДОО стремится  сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

- организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами,    традиционные народные игры и пр.;

      - воспитывать у детей навыки поведения в обществе;

      - учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;

      - учить детей анализировать поступки и чувства — свои и других людей;

      - организовывать коллективные проекты заботы и помощи;

      - создавать доброжелательный психологический климат в группе.

Предоставляю слово участникам обсуждения темы Круглого стола «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»

3. Духовно-нравственное направление  воспитания

Ценности - добро, милосердии, истина, любви к ближнему, почитание старших и др.

При реализации духовно-нравственного направления решаются следующие  задачи:

- развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам

- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

Направления деятельности воспитателя: беседы, чтение нравственных сказок, стихов, притч; проведение тематических досугов, православных праздников; организация выставок; занятия кружка «Добрый мир»

4. Познавательное направление воспитания

    Ценность - знания.

Задачи познавательного направления воспитания:

- развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы.

- формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;

- приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).

Направления деятельности воспитателя:

-  совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;

- организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;

- организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеотеки, презентации, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.

5. Физическое  оздоровительное направление воспитания

     Ценность — жизнь и здоровье. Цель данного направления — сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.

 Задачи по формированию здорового образа жизни:

- обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;

- закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;

- укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей,  обучение двигательным навыкам и умениям;

- формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;

- организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;

- воспитание основ экологической культуры, обучение основам безопасности жизнедеятельности. Направления деятельности воспитателя:

- организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;

- создание детско-взрослых проектов по воспитанию здорового образа жизни;

- введение физкультурно-оздоровительных традиций в ДОО.

Предоставляю слово участникам обсуждения темы Круглого стола «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»

6. Трудовое направление воспитания

Ценность — труд.  Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания.

1)         Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых  и труда самих детей.

2)         Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.

З) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи)

 При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:

- показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать  его возможности для нравственного воспитания дошкольников;

- воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;

- предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;

- собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;

- связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.

Предоставляю слово участникам обсуждения темы Круглого стола «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»

7. Эстетическое направление воспитания

      Ценности — культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство — уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.

 Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:

1)         формирование культуры общения, поведения, этических представлений;

2)         воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии  на внутренний мир человека;

З) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений  искусства, явлений жизни, отношений между людьми;

4)         воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны  и других народов;

5)         развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;

6)         формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО стремится  сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

- учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами,  интересами, удобствами;

-оспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;

- воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;

- воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее,  после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести  в порядок свою одежду.

Приобщение детей к культурному наследию предполагает:

- эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;

- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

- увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

- создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;

- развитие музейной и театральной педагогики.

Предоставляю слово участникам обсуждения темы Круглого стола «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»

8. Экологическое направление воспитания

Ценность – природа вокруг нас. Цель – формирование начала экологической культуры дошкольников.

Задачи:

 -формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к природе;

-накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии;

-формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, правильного поведения и общения;

-воспитание потребности в созидании и творчестве;

-создание условий для полноценного экологического воспитания;

-воспитание любви к природе через прямое общение с ней.

     Направления деятельности воспитателя по экологическому воспитанию предполагают следующее:

- готовностью педагога к осуществлению экологического образования;

- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;

- построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;

- активным участием родителей в воспитательном процессе.

Предоставляю слово участникам обсуждения темы Круглого стола «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»

Конечно, реализация рабочей Программы воспитания будет неэффективной без современных подходов, которые воспитатели отразили в создании авторских дидактических игр нравственно-патриотической направленности. Участники представляют свои разработки по теме.

Рефлексия.

Предлагаю участникам Круглого стола «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы» нарисовать свои представления о Родине и

     Под музыку педагоги рисуют свои представления и потом рассказывают о своих впечатлениях.

    Заключение.

     Педагог обязан быть патриотом, чтоб пробудить в  ребенке чувство любви к Родине. В бурном осуждении вопроса нравственно-патриотического воспитания дошкольников, у нас с вами выработалось единое мнение, что становления человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного края. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. И каждый воспитатель и специалист  нашего детского сада должен стараться пробудить, а не навязать ребенку чувство любви к Родине, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей на тему « Экономическое воспитание дошкольников»

Цель: Обратить внимание родителей на экономическое воспитание детей.Познакомить родителей с особенностями отношения ребенка к деньгам, труду взрослых, семейному бюджету.Оборудование: музыкальное сопро...

Круглый стол для педагогов: "Воображение, мышление и речь дошкольника. Их взаимосвязь в развитии ребенка"

Познавательные психические процессы у детей  очень активно развиваются в дошкольном  возрасте. На круглом столе обсуждается развитие воображения, мышления и речи дошкольника....

Круглый стол с родителями по теме: « Трудовое воспитание дошкольников в саду и дома»

Цель: познакомить родителей с особой ролью семьи в воспитании у детей трудолюбия Задачи:• познакомить родителей с особенностями трудового воспитания детей в семье и детском саду;&bull...

Круглый стол для педагогов " Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников"

Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры. Складывая смысл со...

Конспект. Круглый стол для педагогов. Тема: «Составляющие читательской грамотности дошкольников»

Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответ...