Круглый стол для педагогов ДОО «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»
методическая разработка
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством использования авторских дидактических игр.
Задачи:
- актуализировать знания педагогов об этапах реализации рабочей Программы воспитания, об эффективных методах и формах работы по нравственно-патриотическому воспитанию;
- повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования ДОО;
-создать условия для личностной и профессиональной самореализации педагогов путем преобразования РППС ДОО.
Форма проведения: круглый стол с использованием элементов аукциона педагогических идей.
План проведения:
- Сообщение «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: современные подходы и перспективы».
- Деловая игра для педагогов
3. Рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_nravstv_vospit.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района Челябинской области
Круглый стол для педагогов ДОО
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников:
современные подходы и перспективы»
Старший воспитатель
Нестерова Е.Е.
2023г.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством использования авторских дидактических игр.
Задачи:
- актуализировать знания педагогов об этапах реализации рабочей Программы воспитания, об эффективных методах и формах работы по нравственно-патриотическому воспитанию;
- повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования ДОО;
-создать условия для личностной и профессиональной самореализации педагогов путем преобразования РППС ДОО.
Форма проведения: круглый стол с использованием элементов аукциона педагогических идей.
План проведения:
- Сообщение «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: современные подходы и перспективы».
- Деловая игра для педагогов
3. Рефлексия.
Ход Круглого стола
I. Введение.
Уважаемые коллеги, открываем работу Круглого стола. Сегодня всем участникам будет предоставлена возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулируем общее мнение. Надеемся, что чтобы все участники Круглого стола будут активны, инициативны и придерживаться следующих правил:
1. Время свято – говори ясно и сжато.
2. Закон один: все слушают, когда говорит один.
3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
Начнем с разминки. Для определения темы Круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. (На трех столах разложены фрагменты пословиц. Педагоги делятся на группы и собирают пословицы.)
Педагоги зачитывают собранные пословицы:
1. Родительское слово мимо не молвится. (Семейное воспитание).
2. Добрый человек добру и учит. (Нравственное воспитание).
3. Родной край – сердцу рай. (Патриотическое воспитание).
Предоставляю слово участникам обсуждения.
- Уважаемые педагоги. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего Круглого стола является всегда особенно актуальной – это «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»
II. Основная часть
С 2021-2022 учебного года в МКДОУ №10 г.Сим реализуется рабочая Программа воспитания как часть ООП ДО, были разработаны и внедрены Календарные планы воспитательной работы. С 1 сентября 2023 года все детские сады переходят на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Минпросвещения приказом от 25.11 2022г. № 1028 утвердило новую ФОП ДО.
Цель ФОП ДО : организовать обучение и воспитание дошкольника как гражданина Российской Федерации, формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами;
· создать единое ядро содержания дошкольного образования;
· создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и обучения детей, которое обеспечит и ребенку, и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания. Рабочая Программа воспитания является частью Образовательной программы дошкольного образования
Согласно рабочей Программе воспитания целью воспитания в ДОО является личностное развитие дошкольников, создание условий для позитивной социализации детей на основе базовых ценностей российского общества.
Данная цель осуществляется через решение следующих задач:
- создать условия для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
- формировать у детей высокий уровень духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
- поддерживать единство и целостность, преемственность и непрерывность воспитания;
-формировать внутреннюю позицию личности ребенка по отношению к окружающей социальной действительности.
При разработке рабочей программы воспитания учитывалась следующая нормативно-правовая база: ФЗ от 31 июля 2020 г. № 304 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, ФГОС дошкольного образования.
В законодательных документах воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества на разных уровнях.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлым играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.
Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы, поэтому самую существенную помощь по воспитанию патриотических чувств оказывают работники детского сада.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них отражаются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изумлениями, поведениями птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и многообразии. Огромное значение имеет пример взрослых в особенности же близких людей. На конкретных фактах их жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтальных и трудовых подвигов) прививаются детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
В рабочей Программе воспитания ДОО сделан упор на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Рабочая Программа воспитания направлена на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, педагогу, старшим поколениям, а также на подготовку личности к успешной социализации и трудовой деятельности.
Предоставляю слово участникам обсуждения темы Круглого стола «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОО:
1. Патриотическое направление воспитания.
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Задачи гражданско-патриотического направления воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
З) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:
- формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России.
- развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
- ознакомлении детей с историей, героями, государственными символами, культурой, традициями России и своего народа;
- организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;
- формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
Предоставляю слово участникам обсуждения темы Круглого стола «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»
2. Социальное направление воспитания
Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы.
2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
З) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатель ДОО стремится сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
- организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.;
- воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
- учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;
- учить детей анализировать поступки и чувства — свои и других людей;
- организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
- создавать доброжелательный психологический климат в группе.
Предоставляю слово участникам обсуждения темы Круглого стола «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»
3. Духовно-нравственное направление воспитания
Ценности - добро, милосердии, истина, любви к ближнему, почитание старших и др.
При реализации духовно-нравственного направления решаются следующие задачи:
- развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
Направления деятельности воспитателя: беседы, чтение нравственных сказок, стихов, притч; проведение тематических досугов, православных праздников; организация выставок; занятия кружка «Добрый мир»
4. Познавательное направление воспитания
Ценность - знания.
Задачи познавательного направления воспитания:
- развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы.
- формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
- приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
- совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
- организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
- организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеотеки, презентации, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
5. Физическое оздоровительное направление воспитания
Ценность — жизнь и здоровье. Цель данного направления — сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
- обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
- закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
- укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
- формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
- организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
- воспитание основ экологической культуры, обучение основам безопасности жизнедеятельности. Направления деятельности воспитателя:
- организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
- создание детско-взрослых проектов по воспитанию здорового образа жизни;
- введение физкультурно-оздоровительных традиций в ДОО.
Предоставляю слово участникам обсуждения темы Круглого стола «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»
6. Трудовое направление воспитания
Ценность — труд. Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
З) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи)
При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:
- показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
- воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;
- предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;
- собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
- связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.
Предоставляю слово участникам обсуждения темы Круглого стола «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»
7. Эстетическое направление воспитания
Ценности — культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство — уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;
З) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО стремится сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
- учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;
-оспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
- воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
- воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
- эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
- увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
- создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
- развитие музейной и театральной педагогики.
Предоставляю слово участникам обсуждения темы Круглого стола «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»
8. Экологическое направление воспитания
Ценность – природа вокруг нас. Цель – формирование начала экологической культуры дошкольников.
Задачи:
-формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к природе;
-накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии;
-формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, правильного поведения и общения;
-воспитание потребности в созидании и творчестве;
-создание условий для полноценного экологического воспитания;
-воспитание любви к природе через прямое общение с ней.
Направления деятельности воспитателя по экологическому воспитанию предполагают следующее:
- готовностью педагога к осуществлению экологического образования;
- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
- построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
- активным участием родителей в воспитательном процессе.
Предоставляю слово участникам обсуждения темы Круглого стола «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»
Конечно, реализация рабочей Программы воспитания будет неэффективной без современных подходов, которые воспитатели отразили в создании авторских дидактических игр нравственно-патриотической направленности. Участники представляют свои разработки по теме.
Рефлексия.
Предлагаю участникам Круглого стола «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы» нарисовать свои представления о Родине и
Под музыку педагоги рисуют свои представления и потом рассказывают о своих впечатлениях.
Заключение.
Педагог обязан быть патриотом, чтоб пробудить в ребенке чувство любви к Родине. В бурном осуждении вопроса нравственно-патриотического воспитания дошкольников, у нас с вами выработалось единое мнение, что становления человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного края. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. И каждый воспитатель и специалист нашего детского сада должен стараться пробудить, а не навязать ребенку чувство любви к Родине, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол для родителей на тему « Экономическое воспитание дошкольников»
Цель: Обратить внимание родителей на экономическое воспитание детей.Познакомить родителей с особенностями отношения ребенка к деньгам, труду взрослых, семейному бюджету.Оборудование: музыкальное сопро...
Круглый стол для педагогов: "Воображение, мышление и речь дошкольника. Их взаимосвязь в развитии ребенка"
Познавательные психические процессы у детей очень активно развиваются в дошкольном возрасте. На круглом столе обсуждается развитие воображения, мышления и речи дошкольника....
Круглый стол для педагогов ДОУ "Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста"
Данный материал будет полезен методистам, педагогам ДОУ...
Круглый стол с родителями по теме: « Трудовое воспитание дошкольников в саду и дома»
Цель: познакомить родителей с особой ролью семьи в воспитании у детей трудолюбия Задачи:• познакомить родителей с особенностями трудового воспитания детей в семье и детском саду;&bull...
Круглый стол для воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников « Растим патриотов»
Круглый стол...
Круглый стол для педагогов " Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников"
Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры. Складывая смысл со...
Конспект. Круглый стол для педагогов. Тема: «Составляющие читательской грамотности дошкольников»
Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответ...