Кубик Блума как современный метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи
Хочу остановиться на игровом приеме, который меня заинтересовал своей универсальностью, а также тем, что его можно применить не только в любой форме организации образовательной деятельности и на любой ступеньке обучения, но и на любом этапе занятия . Он так же соотносится с любой изучаемой темой. Разработан приём американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, приём так и называется "Кубик Блума".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knyazeva_2.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Кубик Блума как современный метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Согласно требованиям ФГОС, работая с детьми, мы находимся в постоянном поиске новых приемов и методов через применение различных инновационных технологий. При этом нельзя забывать, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра.
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, опираются на принцип «учить не науке, а учить учиться». Ведь мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. А как развивать в ребёнке навыки критического мышления, словарный запас, диалогическую и монологическую, связную речь? Какие приёмы и технологии использовать?
Хочу остановиться на игровом приеме, который меня заинтересовал своей универсальностью, а также тем, что его можно применить не только в любой форме организации образовательной деятельности и на любой ступеньке обучения, но и на любом этапе занятия . Он так же соотносится с любой изучаемой темой. Разработан приём американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, приём так и называется "Кубик Блума".
Как вы уже поняли из названия, оборудование представляет собой куб, у которого 6 граней на каждой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа.
Давайте рассмотрим это на практическом примере разнообразных тем.
У вас на столах лежат кубики Блума и кубики с карточками, которые прикрепляются к кубикам с помощью липучек, рассмотрим их.
1 грань Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д. Например, «Назови три весенних месяца. Какие весенние праздники ты знаешь?». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
2 грань Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему весной возвращаются перелётные птицы? Какая перелётная птица возвращается первой?
3 грань Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
- Как ты думаешь, какие изменения в природе происходят весной? Как встречают весну звери?
4 грань Предложи. Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например: Предложи игры, в которые можно поиграть в весенний день
5 грань Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай красивые слова о весне. Как её можно описать.
6 грань Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например, «Нравится ли тебе такое время года как весна? За что ты её любишь?
Рассмотрев все грани кубика, ответьте на вопрос «Какую или какие образовательные области мы затрагиваем, работая с данным пособием?»
(речевое развитие, познавательное развитие, коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое)
Дети, выполняя действия с кубиком Блума описывают, сравнивают, находят ассоциации, применяют и оценивают значение.
Варианты использования «Кубика Блума» на занятиях
«Кубик Блума» универсален. Возможны два варианта работы с ним:
- Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.
- Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.
«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы и имеется накопленный запас знаний, так как в группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу. А более слабые ребята не будут чувствовать себя невостребованными (личностно-ориентированная технология). Если ответ даётся неполный, то другие дети (педагог) могут его дополнить и исправить.
Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе. Этот способ работы помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды. Ответ на каждый вопрос «кубика Блума» помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.
Данный прием больше всего подходит для детей старшего дошкольного возраста, т. к. он вносит элемент игры в занятие, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребёнка.
Из опыта работы:
Кубик Блума представлен автором как прием технологии критического мышления. Его применение рассчитано на детей с нормативной сформированностью познавательной деятельности и социально-эмоционального развития. Я, как педагог, работающий в условиях коррекционной группы, решила попробовать применить эту технологию с детьми старшей группы, адаптировав её, с учетом специфики восприятия материала и умственных возможностей моих воспитанников.
Работу с данным пособием выстроила таким образом:
В понедельник в первой половине дня во время заполнения доски выбора дети формулируют вопросы, на которые бы хотели получить ответы, что-то узнать по теме недели. Мы-педагоги, сформулированные вопросы, переносим на кубик, дополняем своими вопросами. Дети активно принимают участие в оформлении кубиков. Так же учитываем требования программы для наших детей.
Ответы на вопросы дети получают и закрепляют в течении всей недели не только в непосредственно образовательной деятельности, но и на прогулке, режимных моментах.
Кубик Блума мы не всегда используем как прием в НОД. Часто мы применяем его в индивидуальной работе по развитию связной речи, как самостоятельную дидактическую игру, организованную педагогом или детьми.
Родители так же знакомы с приемом работы «кубик Блума». Нами было проведено родительское собрание с практическими заданиями по использованию кубиков Блума. Для успешной и эффективной работы по развитию связной речи родителям совместно с детьми предлагалось создание кубиков Блума на различные темы в качестве домашнего задания.
Кубики, созданные из различных материалов, различных размеров, в разной цветовой гамме привлекают внимание детей, развивают мелкую моторику, тактильные ощущения, психические процессы.
Кубики Блума находятся в открытом доступе для детей нашей группы. Дети в самостоятельной деятельности часто используют их, закрепляя свои знания в интересующих их темах.
Наряду с "тематическими" кубиками, которыми дети играют для закрепления темы, можно использовать "литературные" кубики, с целью анализа прослушанного, прочитанного или заученного произведения. Приведу пример применения Кубика Блума в процессе заучивания стихотворения Ю. Тувима "Овощи". Назови - "Что принесла хозяйка с базара? Назови все это одним словом"; объясни – "Как ты понимаешь выражение "крутой кипяток", "в душном горшке"?", почему - "Почему автор назвал суп овощным?"; придумай - "Что ещё можно сварить из этих овощей?"; предложи – "Какие овощи ты бы купил сам на базаре?"; поделись - "Какие овощи можно есть сырыми, какие - только вареными?".
Хочу обратить внимание педагогов на технические моменты в использовании Кубика Блума. Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, что куб кинули слабо или, наоборот, сильно и предложить повернуть куб другой гранью. Также необходимо предусмотреть и подготовить запасные варианты вопросов или заданий на каждую грань куба.
С этой целью д ля эффективной работы над развитием связной речи мною создается картотека вопросов для «кубиков Блума» по различным темам, изучаемым в детском саду. Вопросы строятся на основе программных требований к знаниям, умениям, навыкам детей, ориентированы на детей старшей и подготовительной группы. Так же картотека создается в помощь педагогу к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Опора на принцип личностно-ориентированного подхода при выборе задания и постановке вопроса дает возможность учитывать и считаться с индивидуальными особенностями каждого обучающегося: одному дать задание легче, другому - труднее, одному стоит помочь наводящим вопросом, а от другого потребовать вполне самостоятельного ответа.
Тема кубиков нам настолько понравилась, что сейчас мы используем кубики - «физкультминутки», кубики для развития графо-моторных навыков, кубики для развития воображения и творчества, кубики по обучению счету.
Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности. Но практика показывает, что приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот приём помогает в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.
В практике использования "Кубика Блума" я определилась, что использование этого педагогического приема имеет массу преимуществ: его можно эффективно применять как часть занятия, а можно посвятить все занятие "в игру с кубиком".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС «КУБИКИ ИСТОРИЙ, ИЛИ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Мастер-класс «Кубики историй, или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
Описание опыта работы по теме:«КУБИКИ ИСТОРИЙ, ИЛИ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития...
Рассказ по картине как метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Э...
Мастер-класс «Кубики историй», или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг&r...
Мастер-класс «Кубики историй, или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты и т.д.Дети любознательны, им...
Самообразование " Нетрадиционные методы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста "
Цель: оценка эффективности использования методов и приемов в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Кубик Блума современный метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Кубик Блума как современный метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Согласно требованиям ФГОС, работая с детьми, мы находимся в постоянном поиске новых приемов и методов ч...