Рассказ по картине как метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaznaya_rech.pptx | 1.57 МБ |
svyaznaya_rech.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объект исследования : связная речь детей старшего дошкольного возраста Предмет исследования : рассказ по картине как средство развития связной речи Цель исследования: изучить и апробировать на практике возможности использования рассказывания по картине в развитии связной речи старших дошкольников Задачи исследования: Изучить теоретические основы развития связной речи старших дошкольников с использованием рассказывания по картине. Провести экспериментальную работу по развитию связной речи старших дошкольников с помощью рассказывания по картине Оценить эффективность использования рассказывания по картине для развития связной речи старших дошкольников. РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Теоретическая основа исследования Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным , А.А. Леонтьевым и др. Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик , Т.А Ладыженской , Ф.А. Сохина, А.М. Бородич , Т.Б. Филичевой и др. Методы исследования теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент, обработка экспериментальных данных Теоретическая значимость рассмотрено влияние рассказывания по картине на развитие связной речи старших дошкольников Практическая значимость подобран и апробирован цикл занятий с использованием рассказывания по картине, способствующих развитию связной речи. старших дошкольников РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
виды речевых умений РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Типы картин, которые используются для развития связной речи РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МБДОУ детский сад № 15 г. Кирово-Чепецка, Кировской области констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент; контрольный эксперимент РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Результаты констатирующего эксперимента РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Имя Ф. Описательная речь Повествовательная речь Рассказ по картине Итого Задание 1 Задание 2 Задание 1 Задание 2 Злата Б. С С С С Н С Дима Б. Н Н Н Н Н Н Марк Б. С В С С С С Алина В. С С С С С С Глеб Д. Н С Н Н Н Н Тимофей Ж. С С Н Н С С Ангелина К. В В В С В В Тимофей Л. С С С С С С Даша М. С В С С С С Александр Н. Н С С Н Н Н Иван П. Н Н Н Н Н Н Илья П. С С С С С С Андрей Р. Н С С Н Н Н Соня Р. С С С С С С Вика С. С В С С В С Маша С. С В С С В С Полина С. В В В С В В Алена Т. Н Н Н Н Н Н Артем У. Н С С Н Н Н Тимур Ч. С С С С С С Лев Ч. С В С С В С
РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Результаты контрольного эксперимента РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Имя Ф. Описательная речь Повествовательная речь Рассказ по картине Итого Задание 1 Задание 2 Задание 1 Задание 2 Злата Б. В В С В С В Дима Б. С С С С Н С Марк Б. В В В В С В Алина В. В В С С С С Глеб Д. С С С Н Н С Тимофей Ж. С С Н Н С С Ангелина К. В В В В В В Тимофей Л. С В С В С С Даша М. В В С В С В Александр Н. С С С С Н С Иван П. С С С Н Н С Илья П. С В С В С С Андрей Р. С С С С С С Соня Р. С С С С С С Вика С. В В В С В В Маша С. В В В В В В Полина С. В В В С В В Алена Т. Н С Н С Н Н Артем У. С С С С С С Тимур Ч. С В В С С С Лев Ч. В В В В В В
Результаты контрольного эксперимента РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Предварительный просмотр:
Проблема развития связной речи всегда остается актуальной, поскольку выступает одной из центральных образовательных задач в дошкольном возрасте, влияя на формирование личности ребенка и его социализацию, успешность в школьном обучении. В процессе формирования связной речи постепенно происходит усложнение речевых способностей ребенка.
По мнению исследователей, уровень умения рассказывать в дошкольном периоде является одним из основных показателей при психологическом обследовании готовности ребенка к школе, а потому является наиболее актуальной задачей развития дошкольников. Педагоги, ориентируясь на требования ФГОС, должны применять в работе по обучению связной речи творческие, активные методы, поскольку они позволяют осуществить развитие одновременно множества познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, воображения, а также стимулировать познавательную активность ребенка.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена следующими факторами:
- социальным заказом на развитие связной речи у детей дошкольного возраста;
- необходимостью совершенствования качества работы педагогов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных педагогический условий в ДОУ.
Установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Слайд 2 – объект, предмет, цель и задачи исследования.
Слайд 3 – Теоретическая основа исследования, теоретическая и практическая значимость работы.
Связная речь – это речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Основная и главная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух формах – диалоге и монологе. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Монологическая речь это развернутый, организованный вид речи. К основным видам монологов относят: определение, описание, повествование, рассуждение, побуждение, вопрос-ответ. Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты.
Слайд 4 – Виды речевых умений в монологической речи
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить, что методика развития речи в процессе обучения рассказыванию по картине опирается на классическое наследие русской педагогики
Картина - это рисунок, образно раскрывающий какой-либо текст, подчиненный содержанию и стилю произведения. С картинками малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Картина - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится.
Слайд 5 – Типы картин, которые используются для развития связной речи
Решая задачи обучения детей связной речи на разных возрастных этапах можно добиться формирования полноценной монологической речи. Развитию речи ребенка необходим богатый чувств опыт, получаемый им от восприятия различных предметов. Поэтому картины имеют особое значение в развитии связной речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли.
Слайд 6 Опытно-экспериментальная работа проводилась в старшей группе.
Исследование проводилось с детьми старшей возрастной группы
Цель: провести экспериментальную работу по развитию связной речи старших дошкольников с помощью рассказывания по картинам.
В основу констатирующего эксперимента были положены элементы стандартизированной методики «Обследование состояния связной речи детей с ОНР» В.П. Глухова, т.к. в настоящее время она представляется наиболее объективной и удобной в использовании и обработке результатов.
Слайд 7 – результаты констатирующего эксперимента
В процессе составления рассказа по картине большенству детей потребовалось неоднократное повторение наводящих вопросов, указания со стороны экспериментатора на основные признаки времени года. В лучшем случае это были отдельные, чаще всего не связанные друг с другом высказывания. Различные нарушения проявлялись как на уровне логико-смысловой организации, так и в использовании средств языка для обеспечения грамматической связи между предложениями, а также между отдельными словами и словосочетаниями в предложении. Чаще всего детские рассказы представляли собой хаотичную передачу личных впечатлений. Или же дошкольники воспроизводили заученные штампы без опоры на наглядный материал.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения специального обучения с целью формирования специальных умений для построения связных монологических высказываний.
В рамках формирующего эксперимента нами был разработан перспективный план.
Слайды 8 и 9. В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования мы использовали специально разработанные серии дидактических картин разных типов.
В обучении детей рассказыванию по картине мы выделили несколько этапов.
Подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему:
- обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;
- постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Во время второго этапа мы учили детей рассматривать и описывать сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
Постепенно задание усложнялось, подводя детей к самостоятельному рассказыванию. Так, воспитатель давал образец рассказа по одной картине, а дети рассказывали по другой. Активно использовался и прием рассказывания по плану.
Во время третьего этапа, когда дети научились составлять небольшие рассказы описательного характера, мы перешли к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. Дети составляли связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии. Так дети постепенно приходят к самостоятельному составлению сюжетных рассказов.
Использовали мы прием составления коллективного рассказа по картине: один ребенок придумывает, то что происходило с героями раньше, другой излагает события, изображенные на картине, третий придумывает последующие поступки и приключения героев.
Для лучшего понимания и определения замысла той или иной картины мы использовали музыку, поэтические произведения. Это вызывает более пристальное внимание к картине, подчеркивает ее настроение, помогает подобрать для описания определения, сравнения.
В процессе выполнения задания по придумыванию рассказов детям выдвигалось требование строить своё произведение в соответствии с правилами сюжетного повествования: обрисовка действующих лиц, времени и места действия; причина события, развитие событий, кульминация; окончание событий. Сочинения детей стали более стройными, развёрнутыми, законченными.
Таким образом, дети учились составлять рассказы в разных вариантах, получили немалый положительный опыт, который, помог им формировании речевых умений и навыков. Умения и навыки по составлению рассказов по картинам, полученные в процессе специально организованного обучения, закреплялись в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.
После проведения формирующего этапа был проведен контрольный этап эксперимента по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью рассказывания по картине.
Цель: выявить динамику уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной работы.
Методики использовались те же, что в констатирующем эксперименте.
Результаты представлены на слайде 10.
Чтобы выявить динамику уровня развития связной речи детей, сравнили итоговые результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Полученные результаты в диаграмме на слайде 11.
Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития снизился на 28%. Соответственно количество детей с высоким уровнем увеличилось на 28%, а количество детей со средним уровнем развития не изменилось.
Таким образом, после проведения формирующего этапа был проведен контрольный этап эксперимента по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием рассказывания по картинам. На основании результатов можно сделать вывод, что у большинства детей уровень развития связной речи значительно улучшился. Дети показали хорошие результаты, что подтверждает нашу гипотезу о том, что использование рассказывания по картинам позволяет эффективно развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...
Приложение 6.2. к Программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение включасет в себя описание пособий, используемых в работе по данной программе....
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов с использованием метода моделирования.
Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши до...
Конспект СОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Рассказ по картинам из серии «Домашние животные»
Материал обучает детей составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений......
Самообразование " Нетрадиционные методы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста "
Цель: оценка эффективности использования методов и приемов в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Кубик Блума современный метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Кубик Блума как современный метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Согласно требованиям ФГОС, работая с детьми, мы находимся в постоянном поиске новых приемов и методов ч...
Кубик Блума как современный метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Хочу остановиться на игровом приеме, который меня заинтересовал своей универсальностью, а также тем, что его можно применить не только в любой форме организации образовательной деятельности и на любой...