ООД "Что значат наши имена"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Создание социальной ситуации развития для формирования у детей представления о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_deyatelnost_chto_znachat_nashi_imena.docx | 15.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД «Что значат наши имена»
Цель: Создание социальной ситуации развития для формирования у детей представления о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей.
Задачи:
Создать условия для рассказа о том, как на Руси давали имена и что они означали; объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии; вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям.
Методы: рассказ воспитателя, чтение отрывка из книги Н. Носова «Приключения Незнайки», беседа, игра-упражнение «Обратись по имени».
Предварительная работа: в качестве домашнего задания предложить детям уточнить полное имя своих родных — дедушки, бабушки, отца, матери.
Ход занятия:
— Ребята, садитесь поудобнее, кто как хочет. Посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся.
Выслушав ответы детей, воспитатель продолжает:
— Несмотря на то что у нас много общего, все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? Имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена — это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как, например, Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Вера, Любовь, - все это древнерусские имена.
По имени можно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой. У человека есть еще и отчество и фамилия. (Спросите детей, как зовут их родителей, бабушку, дедушку, как будут звать их самих, когда они вырастут; помочь ответить, если они затрудняются.)
К человеку можно обращаться по имени (к сверстнику, брату, сестре) или по имени и отчеству и на «вы» (к старшим людям). Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, — невежливо. Именно поэтому всегда помнят имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, имена своих друзей и не ленятся приветливо называть их, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой.
А вы хорошо знаете имена своих друзей? Как вы обращаетесь к ним? (Предложите детям разные варианты обращения по имени: Лена — Леночка — Аленушка; Игорь — Игорек; Таня — Танечка — Таню-ша; Вова — Володя ~ Вовочка.)
Далее переходим к игре «Обратись по имени».
1. Лена, у тебя «трудная» пуговица, ты не можешь ее застегнуть. Попроси Игоря помочь. Как ты это сделаешь? А как ответит Игорь?
2. Таня, у тебя нет зеленого карандаша, а у Вити есть. Попроси у него. Как ты это сделаешь? А что ответит тебе Витя?
3. У Маши в руках кукла Барби. Свете очень хочется поиграть с ней. Света, обратись к Маше, попроси куклу. Как ты обратишься? А как ответит Маша?
В конце игры воспитатель обобщает:
- Молодцы, ребята, вежливо, ласково обращались со сверстниками. А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Вы внимательно послушайте, а потом скажите, хорошо ли поступил Незнайка. (Воспитатель читает отрывок, в котором говориться о том, как Незнайка стал поэтом. Затем задает детям вопросы.) У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин... Как вы думаете, почему их так звали?
Вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка?
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку
Если не понравились, то почему?
А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки?
В конце беседы воспитатель делает обобщение: «Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно. Мыс вами никогда не будем придумывать такие дразнилки и будем обращаться друг к другу по имени, ласково».
В повседневной жизни очень важно не забывать обращать внимание на то, как дети общаются, как называют друг друга.
Можно проводить с подгруппой детей игры-загадки типа «Раздаем имена».
Сначала воспитатель, а потом и сами ребята придумывают имена-характеристики, пишут их на отдельном листочке бумаги, сворачивают, а затем предлагают вытаскивать и определять, кому какое имя больше подойдет. Например, «Веселушка», «Грустиночка», «Отважный», «Хлеболюб», «Сластена» (все зависит от фантазии воспитателя и детей).
Дошкольники могут также придумывать клички любому животному, отражая в имени его характер: Дружок, Мурлыка, Стрекотун, Хвостик, Полосатик...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что значат наши имена.
У каждого человека есть имя, которое дается ему при рождении и на протяжении всей жизни остается его опознавательным знаком. А вот откуда пошла традиция нарекать человека именем, какие име...
Проект "Что значат наши имена"
"Имя - самый сладостный звук для человека на любом языке"- писал Дейл Карнеги. Личные имена имели все люди во всех цивилизациях. Каждый год мы отмечаем дни рождения, многие отмечают именины. Родители,...
Конспект педагогического мероприятия по правовому воспитанию в подготовительной группе на тему «Что значат наши имена?».
Познакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом “Свидетельство о рождении». Дать знания детям о происхождении имен, их смысловой значемости для челове...
Что значат наши имена
Конспект занятия по формированию основ правового сознания у детей старшей группы....
Конспект занятия по познавательному развитию "Что значат наши имена"
цели:Закрепить знания о том, что у каждого человека есть свое имя,которое отличает его от других....
Что значат наши имена
Дать детям знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличается от других;Объяснить ,что к человеку можно обращаться по имени, имени отчеству и фамилии;Воспитывать желание вежливо обращат...