Конспект педагогического мероприятия по правовому воспитанию в подготовительной группе на тему «Что значат наши имена?».
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Крылова Ольга Викторовна

Познакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом “Свидетельство о рождении».   Дать знания детям о происхождении имен, их смысловой значемости для человека.Закрепить понятия: "имя, отчество, фамилия", показать их исторические традиционные корни, незримую связь между поколениями семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  педагогического  мероприятия по правовому воспитанию

в  подготовительной  группе  на тему «Что значат наши имена».

Программное содержание:

  • Познакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом “Свидетельство о рождении».   (Образовательные  области: «Познание», «Социализация»)
  • Закреплять знания о происхождении имён, их смысловой значимости для человека.                                                                                                   бразовательные  области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация») 
  • Расширить знания детей о понятиях «имя, отчество, фамилия», показать их исторические традиционные корни. Выявить незримую связь между поколениями семьи. Вызвать чувство гордости за великих соотечественников.                                                                       (Образовательные  области:  «Познание», «Социализация»).
  • Упражнять в словообразовании на примере подбора ласкательной и полной формы имени.                                                                                бразовательные  области:  «Познание», «Коммуникация»).
  • Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям, желание  правильно обращаться к ним.                                                                (Образовательные  области: «Социализация», «Коммуникация»)  
  • Закреплять умение оформить работу, красиво расположить, аккуратно приклеить фотографии. Вызвать желание продолжить создание генеалогического древа дома, вместе с родными.                            (Образовательная область «Художественное творчество»).            

Предварительная работа:

  1. Выставка книг в центре книги по теме «100 великих имен».
  2. Консультация для родителей “Что в имени твоём”.
  3. Чтение дополнительной литературы: А. Барто “Имя и фамилия”.
  4. Рассказ воспитателя “Как и почему появились имена”.
  5. Домашнее задание “Моё имя, как оно появилось”.
  6. Совместное изготовление альбома “Моё имя”
  7. Рисование “Подарок другу”.
  8. Составление рассказов детьми “Моя семья”.

Материал к занятию:

  • фланелеграф;
  • лист ватмана с семейными фотографиями;
  • заготовка поезда;
  • заготовка вагончиков с именами детей;
  • заготовки генеалогических деревьев на каждого ребенка;
  • заготовки отксерокопированных семейных фотографий.

Ход занятия

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Ребята, мы с вами встречаемся каждый день, знаем друг друга хорошо. Посмотрите внимательно друг на друга, чем мы отличаемся друг от друга? (ответы детей: ростом, цветом волос, цветом глаз и др.).  Что у нас есть общее? (ответы детей). Несмотря на то, что у нас много общего и мы сказали об отличиях, но все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что же это? (предположения детей).

Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру “Радио”.  Послушайте внимательно: “Потерялся ребенок, у него две руки, две ноги, два глаза, два уха, один нос, один рот. Кто же это? Непонятно. А вот сейчас кого ищут: потерялся мальчик, он темноволосый, одет в синюю рубашку, зовут его Валера. Кто же потерялся? Правильно – это наш Валера. Как вы догадались? Конечно, я назвала имя мальчика. Называя имя, мы можем определить, о ком идет речь, к кому обращаются. Так что же есть у каждого, чего не видно, но чем мы все отличаемся друг от друга? Верно – это имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Сегодня мы поговорим с вами о праве на имя.

Воспитатель. Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Имена давались с давних времен, к выбору имени для своих детей папы и мамы относятся очень внимательно. Взрослым хочется, чтобы их дети росли крепкими, добрыми, сильными, милыми. По имени можно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, мальчик или девочка, молодой человек или пожилой. Значение имен разное, например, Добрыня (делающий добро). Было необычное имя Любомир (любящий мир, людей), вам знакомо имя Людмила (людям милая). А знаете ли вы, что обозначают ваши имена?(опрос детей, при необходимости помощь: Лариса – чайка; Вадим – имеющий привлекательность, зовущий, любимый; Валерий – бодрый, крепкий; Максим – величайший; Дмитрий – плодородие; Иван – милость Божья; Яков – идущий по пятам, последователь; Станислав – славный своей крепостью).

Имена бывают разные. Давайте составим с вами необычный поезд: из имен, которые вам знакомы. На фланелеграфе выставляется поезд, дети по очереди “прицепляют” вагоны, на которых написаны имена (вместе с детьми проговорить их).Все эти имена разные. Вам известны имена Надежда, Вера, Любовь – они были придуманы на Руси очень давно и поэтому называются старорусскими. Но у нас есть много имен, которые пришли к нам из других стран. Это, например, моё имя – пришло к нам от древних греков. Вот дома побеседуйте с родителями, откуда пришло ваше имя

Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имена у вас маленькие, но, когда вы подрастете,  ваши имена тоже подрастут и станут полными. Вставайте в круг, мы с вами послушаем, как красиво звучат ваши полные имена:

Игра “Моё полное имя” (дети, начиная с воспитателя, передают по кругу мяч и называют своё полное имя).

Воспитатель. Ребята, как вы обращаетесь к своим друзьям, братьям, сестрам? (По имени.) А к взрослому человеку? (По имени отчеству.) Подойдите, пожалуйста, к фотографиям и познакомьте нас со своими мамами, папами, близкими (дети называют имена отчества своих родных) – фотографии размещены на стенде.

Воспитатель: «А кроме имени и отчества, что еще должно быть у каждого человека?»

Дети: «Фамилия».

Воспитатель: «Слово фамилия происходит от термина «фемели», что означает семья. Фамилия передается из поколения в поколение семьи. Бывают фамилии, которым больше тысячи лет! Получается, что когда мы называем человека по фамилии, то, как будто, вспоминаем всех его предков».

Воспитатель: «Фамилия берет свое начало от имени, или профессии, или какой-нибудь особенности предка по отцовской линии. Например, Иванов – был сыном Ивана, Кузнецов – сыном кузнеца, у Беспалова не хватало пальца. А каким был предок Смирнова?»

Дети: «Смирным».

Воспитатель: «Медведев?»

Дети: «Огромный, как медведь».

Воспитатель: «Кудряшов?»

Дети: «Кудрявый»

Воспитатель: «Носов?»

Дети: «С большим носом»

Воспитатель: «Молчанов?»

Дети: «Молчаливый»

Воспитатель: «Веселов?»

Дети: «Он веселый был! «.

Воспитатель: «Мы с вами, ребята, многое узнали из истории фамилий. Есть имена и фамилии, которые известны людям всего мира. Если какой-нибудь человек в своей жизни очень много сделал для своей страны, для людей, его имя и фамилия становятся настолько известными, что превращаются в символ.

Воспитатель: «Давайте вспомним  имена и фамилии людей, которые для всего мира стали символами России».

Дети: «Пушкин, Гагарин, Путин и т.д.».

Воспитатель: «Вот посмотрите, какая замечательная книга "Великие люди России". Мы уже знакомились с этой книгой. Видите, как много в нашей стране талантливых людей, которые прославили свои имена и Россию. Может быть и вы, когда станете постарше, прославите свои имена и фамилии».

Воспитатель: «Ну, давайте немного подвигаемся».

Физкультминутка:

По дороге Петя шел (ходьба на месте),

Он горошину нашел (упор присев, встать),

А горошина упала (наклоны вперед, дотянуться до носочков),

Покатилась и пропала (наклоны головы вправо – влево),

Ох, ох, ох, ох (руки на голову, наклоны туловища вбок),

Где-то вырастет горох (Руки вверх, потянуться на носочках).

Показываю “Свидетельство о рождении”.

– Кто знает, что это за документ? Этот документ называется “Свидетельство о рождении”. Сюда записывают фамилию, имя, отчество человека, дату рождения, фамилию, имя, отчество его родителей. У вас у каждого есть свидетельство о рождении. Когда придете домой, попросите маму показать этот документ, пусть она прочтет все записи, и вы еще раз услышите, как звучит ваше имя и имена ваших родителей. А когда вы станете взрослыми, у вас появится еще один документ – это паспорт. Как вы думаете, что в нем написано? (ответы детей). Его вы сможете тоже посмотреть у своих родителей.

Вы сказали, что хорошо знаете своих друзей, сейчас мы это проверим – поиграем в игру “Угадай, кто позвал” (в кругу).

– Молодцы, были внимательными, поэтому верно угадывали имя ребенка, который позвал. Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: «Чтобы никто не запутался и не забыл имена своих предков, люди придумали делать схему семьи, она похожа на дерево. Поэтому, так и называется – генеалогическое древо. Генеалогия – это наука о семейном родстве. Я отсканировала и распечатала фотографии, которые вы принесли, и сейчас мы с вами сделаем генеалогическое древо ваших семей.

Звучит песня «Моя семья» (слова и музыка А.Ермолова).

Дети проходят к столикам, где приготовлены листы с заранее нарисованными деревьями, отсканированные фото ребенка, мамы, папы, сестры, или брата (у кого есть). Приклеивают фото.

Воспитатель: «Ну вот, у нас получились самые простые генеалогические деревья. А дома вы сможете добавить фотографии бабушек и дедушек».

Звучит песня «Моя семья» (слова и музыка А.Ермолова).

 

Предлагаю игру “Я, мои друзья” (занятие закончено).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе на тему "Я имею право"

Это занятие основано на путешествии по сказкам, в процессе которого дети узнают о своих правах, а именно: право на имя, право на бесплатное образование, право на свой дом, право жить и воспитываться в...

Конспект открытого занятия по правовому воспитанию в старшей группе на тему: "Право на имя"

Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания, что каждый человек имеет право на имя. Сформировать представление о том, кого называют тёзкой.Познакомить с ласковыми именами...

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе на тему: «Конвенция о правах ребенка».

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе на тему: «Конвенция о правах ребенка»....

Сценарий мероприятия по правовому воспитанию в подготовительной группе "Права ребенка"

Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности, ознакомить детей  с собственными правами, рассказать о "Конвенции о правах ребенка"...

Конспект ООД по гражданско-правовому воспитанию в подготовительной группе на тему : « Наша большая Родина»

Обобщить и систематизировать знание детей о России.Формировать уважительное отношение к государственным символам.Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.Совершенствовать художественно-речевые исполните...