Конспект ООД в подготовительной группе на тему «Что значат наши имена»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
в подготовительной группе на тему «Что значат наши имена»
(материал рассчитан на 2 занятия или на беседы в утренний
и вечерний отрезок времени)
Цель: Сообщить детям знания о том, что означает имя, где его родина, структуре имени, о функции имени в обществе.
Задачи:
- Объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени отчеству.
- Развивать желание правильно обращаться к людям, воспитывать культуру общения.
- Использовать элементы ТРИЗа в развитии словесного творчества детей.
Словарная работа: «греческие», «латинские», «европейские», «древнегреческие», дать понятие: «мужественный», «благородный», «величественный», «воскресшая», «сверкающий», великие, тёзки, дворяне.
Предварительная работа: беседа об именах, разучивание фольклорных произведений (прибаутки, дразнилки, приговорки, частушки) использование в общении с детьми ласкательных имён .
Материал: свидетельство о рождении, книга «Что означают имена», материал рассчитан на два занятия или на беседы в утренний и вечерний отрезок времени.
Ход беседы:
Вос-ль.: Сегодня мы продолжим беседу об именах, которые встречаются в наше время. Давайте поиграем в игру: «Я знаю 5 имён девочек (мальчиков)». Вот видите, какое разнообразие имён дошло до нас. Многие имена прожили очень долгую жизнь. Среди названных имён встречаются не только русские имена, но и греческие, римские, еврейские, латинские. Эти имена носили: крестьяне, цари, дворяне, писатели, поэты, художники, артисты, учёные, космонавты. Их давно - давно уже нет, а имя осталось.
- Какие имена вам больше всего нравятся?
- А вам нравится ваше имя?
- А кто вас так назвал?
- А в честь кого его вам дали?
- Кого из знакомых зовут так же? Ответы детей: -
Вос-ль: А есть ли у людей одинаковые имена, их называю тёзками?
- А есть ли в нашей группе тезки?
- А есть ли у вас великие тёзки?
- А как бы вы хотели прославить своё имя?
Ответы детей.
Вос-ль: Дети, а вы знаете, что означает ваше имя?
- А хотите узнать?
Эта книга называется «Что означают ваши имена», очень много интересного, о ваших именах мы прочитаем в ней, например Андрей - имя греческое, оно означает «мужественный».
В нашей группе греческие имена у Андрея, Лены, Жени, Сони, Никиты.
Евгений - это «Благородный», Елена - это «Сверкающая»,
Софья - «Мудрая», Никита - «Победитель».
Римские имена у Вити, Валеры, Максима, Марины.
Виктор - «Победитель», Максим - «Величавый», Марина - «Морская», Валера - «Здоровый», «Сильный».
А вот у Серёжи, Кости, Витали, Даши и Юли латинские имена.
Сергей - «Высокочтивый», Виталя - «Жизнь», Дарья - «Непобедимая», Константин - «Твёрдый», «Постоянный», Юлия - «из рода Юлиев».
А у Настеньки и Захара еврейские имена. Захар - это «божья память», Анастасия - «Воскресшая». Родители, выбирая вам имя, старались, чтобы оно было красивым и означало то, какими они хотели бы вас видеть: сильными, здоровыми, любящими. Поэтому придумывали его ещё задолго до вашего рождения.
- Произнесите каждый своё имя вслух.
- Послушайте, как оно звучит.
- А вы считает красивое у вас имя?
- А вы хотите нарисовать своё имя?
Дать альбомный лист, на котором карандашом написано имя ребёнка. И предложить его украсить, раскрасить (красками, карандашами, фломастерами на выбор ребёнка).
Вос-ль: Серёжа, почему ты своё имя нарисовал голубой краской?
Спросить у 5-6 детей.
Ответы детей: Моё имя красивое и ласковое, как небо.
Вос-ль: Вот видите, вы любите свои имена, как солнышко, листики, травку, цветочки. Это всё то, без чего человек не может существовать.
- А без имени вы сможете жить?
Ответы детей.
Вос-ль: Поэтому именем своим люди гордятся, прославляют его.
Вос-ль: Об именах написано очень много песен, потешек, скороговорок, дразнилок, стихов. Давайте вспомним, кто знает о имени: потешку, дразнилку, скороговорку, стихотворение?
Ответы детей. Чтение стихов, дразнилок, пословиц, потешек, скороговорок.
Вос-ль: Молодцы. А теперь послушайте мое стихотворение, называется оно «Сколько имен у подружки Оли?»
Сколько имен у подружки Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Ольга - зовут эту девочку в школе,
Оленькой мама и папа зовут,
Олюшкой тетя её называет,
«Олька» кричит озорник во дворе,
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имён у подружки моей?
Ответы детей. Имя одно, но называют по разному.
Вос-ль: Как озорник кричит?
Ответы детей: «Олька».
Вос-ль: Как вы считаете, вежливо ли так называть девочку? Почему?
Ответы детей.
Вос-ль: А вы так девочек называете? А почему папа, мама, тетя, родственники называют её Олечкой, Олюшкой, Оленькой?
Ответы детей.
Вос-ль: Правильно, вас называют ласковыми именами за то, что вас любят, за ваши хорошие поступки.
- Давайте вспомним, какими ласковыми именами вас называют и какие ещё есть?
Ответы детей: Катенька - Катюша - Катюшка,
Людочка - Людмилка - Людок,
Колюша - Коленька - Никола - Коляня,
Ванюшка - Ванечка - Вано и т.д.
Вос-ль: Когда дети маленькие, их всегда стараются назвать ласковыми именами. А когда вы подрастете и повзрослеете, вместе с вами и повзрослеют и ваши имена. Вас начнут называть: Елена, Екатерина, Николай, Людмила, Дарья, Ольга. Давайте подумаем, как вас будут называть, когда вы подрастете, да и многих и сейчас уже так называют.
Проводится игра «Назови своё имя».
(Дети по кругу, вос-ль с мячом в кругу, воспитатель бросает мяч ребенку говорит: «Ира, лови» ребёнок, возвращая мяч вос-лю, называет своё полное имя: «Ирина» и т.д.).
Вос-ль: А когда вы станете совсем взрослыми, то к вам будут обращаться по имени отчеству.
- Как вы понимаете «по отчеству»?
- А вы знаете, как зовут ваших родителей по имени отчеству?
- А вы знаете своё отчество?
- А от чьего имени ваше отчество? Ответы детей: -
Вос-ль: Отчество происходит от слова «отец». Так папу называли в старину.
- Лена как зовут твоего папу?
- Как будут тебя называть по отчеству?
Ответы детей: Елена Николаевна.
Вос-ль: Даша, у тебя как папу зовут? Значит......(Дарья Александровна).
У Сережи папа Петр, значит как?
Ответы детей: Сергей Петрович.
Вос-ль: А сейчас вслух назовите каждый своё имя-отчество и послушайте, как оно звучит. А сейчас мы с вами поиграем. Разделимся на пары. Представьте, что вы все взрослые. Вы пришли на работу, как вы должны поздороваться друг с другом. Покажите Женя и Катя.
Дети: Здравствуй, Екатерина Ивановна. Здравствуй, Евгений Петрович.
Вос-ль: А теперь дети, попробуйте вы.
- Дети, а почему вы улыбаетесь?
- А кого называют? Почему?
Ответы детей:
Вос-ль - По имени отчеству называют людей, чтобы выразить своё уважение, внимание.
- Сегодня мы с вами узнали о том, что у каждого человека есть имя, отчество, а ещё что?
Ответы детей: Фамилия.
Вос-ль: Имя вам дали сразу после рождения, отчество вы получили от папы, а фамилия у вас чья?
Ответы детей:
Вос-ль: У каждого человека, даже у вас есть документ, который вам выдали сразу же после рождения. В этом документе записаны полностью имя, отчество, фамилия. Этот документ называется «Свидетельство о рождении», посмотрите, вот Катино «Свидетельство о рождении». В нём записано, когда Катя родилась, где, как её называли, как зовут её родителей, т.е. маму и папу. У каждого из вас есть тоже своё свидетельство о рождении. Сегодня, когда вы придёте домой, то попросите свою маму и папу, чтобы они показали вам ваше «Свидетельство о рождении» и прочитали, что в нём записано, а завтра утром, когда придёте в детский сад, расскажите друг другу и мне, где и когда вы родились, как зовут ваших родителей, как будут называть вас, когда вы вырастите взрослыми. Ведь каждый человек имеет право, имеет своё имя,
отчество и фамилию.
- Представьте, что бы было, если б у вас не было имён?
Ответы детей:
Вос-ль: А сейчас послушайте частушки, которые исполняют дети. А о ком поется в каждой частушке вы узнаете по имени.
Мы споём сейчас куплеты
Да про садика дела.
Подыграет нам гармошка,
Подпевайте нам друзья!
Вова ловко ловит рыбу,
Может плотик смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Станет Костя одеваться,
Ждать его - терпенья нет.
Мы успеем нагуляться,
Ну а Костя не одет.
Юля спутала немножко
Стала куклу одевать:
В рукава продела ножки
Руки некуда девать!
Говорил друзьям Сережа:
- Смел я, ловок и силен!
Вдруг навстречу вышел ёжик,
И смельчак залез под клён!
Папа Вовика спросил:
- Ты под краном руки мыл?
А у Вовика ответ:
- Лицо мыл, а руки нет!
Саша с Лешей поиграли,
Все игрушки разбросали.
Стали спорить и кричать:
Кому игрушки убирать.
Вот рассеянная Даша -
Башмаки не разберет:
- Это левый или правый,
Может быть наоборот?
Вос-ль: Об именах поется не только в частушках, но и в песнях.
- А вы знаете песни об именах?
Давайте послушаем песни об именах и потанцуем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Наша планета Земля – человеческий дом»
Проведение занятия напрвлено на развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи; развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания, познавательной активн...
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Москва – столица нашей Родины»
Конспект НОД в подготовительной группепо теме «Москва – столица нашей Родины»...
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Москва – столица нашей Родины»
Конспект НОД в подготовительной группепо теме «Москва – столица нашей Родины»...
Конспект педагогического мероприятия по правовому воспитанию в подготовительной группе на тему «Что значат наши имена?».
Познакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом “Свидетельство о рождении». Дать знания детям о происхождении имен, их смысловой значемости для челове...
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Москва - столица нашей Родины».
Формирование у детей представлений о Москве - столице нашей Родины....
Конспект занятия в подготовительной группе по теме: «Что такое наши глазки?»
Подготовила: воспитатель Ларионцева Л.МОбразовательные области: познание, коммуникация, социализация, художественно-эстетическое развитие.Возрастная группа: подготовительная группа.Тема: «Что та...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему : "Москва - столицы нашей Родины".
Для того, чтобы дети стали настоящими патриотами своей Родины, необходимо прививать любовь и уважение к своей стране. Москва – часть России, часть Родины, самый главный город, благо...