Конспект ООД в подготовительной группе на тему «Что значат наши имена»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_chto_znachat_nashi_imena.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

в подготовительной группе на тему «Что значат наши имена»

(материал рассчитан на 2 занятия или на беседы в утренний

и вечерний отрезок времени)

Цель: Сообщить детям знания о том, что означает имя, где его родина, структуре имени, о функции имени в обществе.

Задачи:

  • Объяснить,  что  к человеку  можно  обращаться  по  имени, имени отчеству.
  • Развивать     желание     правильно     обращаться     к    людям, воспитывать культуру общения.
  • Использовать    элементы    ТРИЗа    в    развитии    словесного творчества детей.

Словарная работа: «греческие», «латинские», «европейские», «древнегреческие», дать  понятие:           «мужественный»,  «благородный», «величественный», «воскресшая», «сверкающий», великие, тёзки, дворяне.

Предварительная работа: беседа об именах, разучивание фольклорных произведений (прибаутки, дразнилки, приговорки, частушки) использование в общении с детьми ласкательных имён .

Материал: свидетельство о рождении, книга «Что означают имена», материал рассчитан на два занятия или на беседы в утренний и вечерний отрезок времени.

Ход беседы:

Вос-ль.:  Сегодня мы продолжим беседу об именах, которые встречаются в наше время. Давайте поиграем в игру: «Я знаю 5 имён девочек (мальчиков)». Вот видите, какое разнообразие имён дошло до нас. Многие имена прожили очень долгую жизнь. Среди названных имён встречаются не только русские имена, но и греческие, римские, еврейские, латинские. Эти имена носили: крестьяне, цари, дворяне, писатели, поэты, художники, артисты, учёные, космонавты. Их давно - давно уже нет, а имя осталось.

-   Какие имена вам больше всего нравятся?

-   А вам нравится ваше имя?

-   А кто вас так назвал?

-   А в честь кого его вам дали?

-   Кого из знакомых зовут так же? Ответы детей: -

Вос-ль: А есть ли у людей одинаковые имена, их называю тёзками?

-   А есть ли в нашей группе тезки?

-   А есть ли у вас великие тёзки?

-   А как бы вы хотели прославить своё имя?

Ответы детей.

Вос-ль: Дети, а вы знаете, что означает ваше имя?

-   А хотите узнать?

Эта книга называется «Что означают ваши имена», очень много интересного, о ваших именах мы прочитаем в ней, например Андрей - имя греческое, оно означает «мужественный».

В нашей группе греческие имена у Андрея, Лены, Жени, Сони, Никиты.

Евгений  -  это  «Благородный»,  Елена -  это   «Сверкающая»,

Софья - «Мудрая», Никита - «Победитель».

Римские имена у Вити, Валеры, Максима, Марины.

Виктор - «Победитель», Максим -     «Величавый»,     Марина    - «Морская», Валера - «Здоровый», «Сильный».

А вот у Серёжи, Кости, Витали, Даши и Юли латинские имена.

Сергей   -   «Высокочтивый»,   Виталя   -   «Жизнь»,   Дарья   - «Непобедимая», Константин - «Твёрдый», «Постоянный», Юлия - «из рода Юлиев».

А у Настеньки и Захара еврейские имена. Захар - это «божья память», Анастасия - «Воскресшая». Родители,   выбирая   вам   имя,   старались,   чтобы   оно   было красивым и означало то, какими они хотели бы вас видеть: сильными, здоровыми, любящими. Поэтому придумывали его ещё задолго до вашего рождения.

-   Произнесите каждый своё имя вслух.

-   Послушайте, как оно звучит.

-   А вы считает красивое у вас имя?

-   А вы хотите нарисовать своё имя?

Дать альбомный лист, на котором карандашом написано имя ребёнка. И предложить его украсить, раскрасить (красками, карандашами, фломастерами на выбор ребёнка).

Вос-ль: Серёжа, почему ты своё имя нарисовал голубой краской?

Спросить у 5-6 детей.

Ответы детей: Моё имя красивое и ласковое, как небо.

Вос-ль: Вот видите, вы любите свои имена, как солнышко, листики, травку, цветочки. Это всё то, без чего человек не может существовать.

-   А без имени вы сможете жить?

Ответы детей.

Вос-ль: Поэтому именем своим люди гордятся, прославляют его.

Вос-ль: Об  именах  написано  очень  много  песен,  потешек, скороговорок, дразнилок, стихов. Давайте вспомним, кто знает о имени: потешку, дразнилку, скороговорку, стихотворение?

Ответы детей. Чтение стихов, дразнилок, пословиц, потешек, скороговорок.

Вос-ль: Молодцы. А теперь послушайте мое стихотворение, называется оно «Сколько имен у подружки Оли?»

Сколько имен у подружки Оли?

Как бы, друзья, не запутаться тут.

Ольга - зовут эту девочку в школе,

Оленькой мама и папа зовут,

Олюшкой тетя её называет,

«Олька» кричит озорник во дворе,

Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,

Сколько имён у подружки моей?

Ответы детей. Имя одно, но называют по разному.

Вос-ль: Как озорник кричит?

Ответы детей:  «Олька».

Вос-ль: Как вы считаете, вежливо ли так называть девочку? Почему?

Ответы детей.

Вос-ль: А вы так девочек называете? А почему папа, мама, тетя, родственники называют её Олечкой, Олюшкой, Оленькой?

Ответы детей.

Вос-ль: Правильно, вас называют ласковыми именами за то, что вас любят, за ваши хорошие поступки.

-   Давайте   вспомним,   какими   ласковыми именами   вас называют и какие ещё есть?

Ответы детей: Катенька - Катюша - Катюшка,

Людочка - Людмилка - Людок,

Колюша - Коленька - Никола - Коляня,

Ванюшка - Ванечка - Вано и т.д.

Вос-ль: Когда дети маленькие, их всегда стараются назвать ласковыми   именами.   А  когда  вы   подрастете   и   повзрослеете, вместе с вами и повзрослеют и ваши имена. Вас начнут называть: Елена,   Екатерина,   Николай,   Людмила,   Дарья,   Ольга.   Давайте подумаем, как вас будут называть, когда вы подрастете, да и многих и сейчас уже так называют.

Проводится игра «Назови своё имя».

(Дети по кругу, вос-ль с мячом в кругу, воспитатель бросает мяч ребенку говорит: «Ира, лови» ребёнок, возвращая мяч вос-лю, называет своё полное имя: «Ирина» и т.д.).

Вос-ль:   А когда вы станете совсем взрослыми, то к вам будут обращаться по имени отчеству.

-   Как вы понимаете «по отчеству»?

-   А  вы  знаете,  как  зовут  ваших  родителей  по  имени отчеству?

-   А вы знаете своё отчество?

-   А от чьего имени ваше отчество? Ответы детей: -

Вос-ль: Отчество происходит от слова «отец». Так папу называли в старину. 

-   Лена как зовут твоего папу?

-   Как будут тебя называть по отчеству?

Ответы детей: Елена Николаевна.

Вос-ль:   Даша, у тебя как папу зовут? Значит......(Дарья Александровна).

У Сережи папа Петр, значит как?

Ответы детей: Сергей Петрович.

Вос-ль:   А сейчас вслух назовите каждый своё имя-отчество и послушайте, как оно звучит. А сейчас мы с вами поиграем. Разделимся на пары. Представьте, что вы все  взрослые.  Вы  пришли на работу,  как вы должны поздороваться друг с другом. Покажите Женя и Катя.

Дети: Здравствуй, Екатерина Ивановна. Здравствуй, Евгений Петрович.

Вос-ль:  А теперь дети, попробуйте вы.

-   Дети, а почему вы улыбаетесь?

-   А кого называют? Почему?

Ответы детей:

Вос-ль   -      По имени отчеству называют людей, чтобы выразить своё уважение, внимание.

-   Сегодня мы с вами узнали о том, что у каждого человека есть имя, отчество, а ещё что?

Ответы детей: Фамилия.

Вос-ль:  Имя вам дали сразу после рождения, отчество вы получили от папы, а фамилия у вас чья?

Ответы детей:

Вос-ль:    У каждого человека, даже у вас есть документ, который вам выдали сразу же после рождения. В этом документе записаны полностью  имя,  отчество,  фамилия.  Этот документ называется «Свидетельство     о     рождении»,     посмотрите,     вот     Катино «Свидетельство о рождении». В нём записано, когда Катя родилась, где, как её называли, как зовут её родителей, т.е. маму и папу. У каждого из вас есть тоже своё свидетельство о рождении. Сегодня, когда вы придёте домой, то попросите свою маму и папу, чтобы они показали вам ваше «Свидетельство о рождении» и прочитали, что в нём записано, а завтра утром, когда придёте в детский сад, расскажите друг другу и мне, где и когда вы родились, как зовут ваших родителей, как будут называть вас, когда вы вырастите взрослыми. Ведь каждый человек имеет право, имеет своё имя,

отчество и фамилию.

-   Представьте, что бы было, если б у вас не было имён?

Ответы детей:

Вос-ль: А сейчас послушайте частушки, которые исполняют дети. А о ком поется в каждой частушке вы узнаете по имени.

Мы споём сейчас куплеты

Да про садика дела.

Подыграет нам гармошка,

Подпевайте нам друзья!

Вова ловко ловит рыбу,

Может плотик смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Станет Костя одеваться,

Ждать его - терпенья нет.

Мы успеем нагуляться,

Ну а Костя не одет. 

Юля спутала немножко

Стала куклу одевать:

В рукава продела ножки

Руки некуда девать!

Говорил друзьям Сережа:

-   Смел я, ловок и силен!

Вдруг навстречу вышел ёжик,

И смельчак залез под клён!

Папа Вовика спросил:

- Ты под краном руки мыл?

А у Вовика ответ:

- Лицо мыл, а руки нет!

Саша с Лешей поиграли,

Все игрушки разбросали.

Стали спорить и кричать:

Кому игрушки убирать.

Вот рассеянная Даша -

Башмаки не разберет:

- Это левый или правый,

Может быть наоборот?

Вос-ль:  Об именах поется не только в частушках, но и в песнях.

-   А вы знаете песни об именах?

Давайте послушаем песни об именах и потанцуем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Наша планета Земля – человеческий дом»

Проведение занятия напрвлено на развитие  связной речи, совершенствование грамматического строя речи; развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания, познавательной активн...

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Москва – столица нашей Родины»

Конспект НОД в подготовительной группепо теме «Москва – столица нашей Родины»...

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Москва – столица нашей Родины»

Конспект НОД в подготовительной группепо теме «Москва – столица нашей Родины»...

Конспект педагогического мероприятия по правовому воспитанию в подготовительной группе на тему «Что значат наши имена?».

Познакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом “Свидетельство о рождении».   Дать знания детям о происхождении имен, их смысловой значемости для челове...

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Москва - столица нашей Родины».

Формирование у детей представлений о Москве - столице нашей Родины....

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: «Что такое наши глазки?»

Подготовила: воспитатель Ларионцева Л.МОбразовательные области: познание, коммуникация, социализация, художественно-эстетическое развитие.Возрастная группа: подготовительная группа.Тема: «Что та...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему : "Москва - столицы нашей Родины".

 Для того, чтобы дети стали настоящими патриотами своей Родины, необходимо прививать любовь и уважение к своей стране. Москва – часть России, часть Родины, самый главный город, благо...