Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Лес, деревья"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
В ходе провдения данного занятия ребята закрепять полученные ранне знания о деревьях. о видах деревьев. Поиграют в различные дидактические игры. Научатся составлять описательный рассказ о деревьях с опорой на мнемотаблицу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_derevya.doc | 559 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 28»
КОНСПЕКТ
занятия по развитию речи
в подготовительной группе
с использованием современных образовательных технологий и методов
ТЕМА «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕРЕВЬЯ»
Воспитатель: Новикова Ю.В.
Биробиджан, 2023
Группа: подготовительная логопедическая № 5
Продолжительность: 30 минут
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: создание условий для развития речи детей посредством
мнемотаблицы и средств ИКТ.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять, закреплять и расширять словарь по теме «Деревья»;
- закреплять знания о деревьях;
- формировать умение детей составлению описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу, используя полученные ранее знания;
- обобщать знания о деревьях и листьях, умение распознавать лист определенного дерева;
- упражнять детей в словообразовании относительных прилагательных к
существительным;
- уточнять знания детей о пользе деревьев.
Развивающие:
- развивать речевую активность детей;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать общую моторику, координацию речи с движением;
- развивать память, творческое воображение, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность;
- воспитывать умение слушать собеседника;
- воспитывать активность, инициативность, самостоятельности.
Оборудование: листики различных деревьев, иллюстрации деревьев к листьям, мяч, мнемотаблица «Расскажи о дереве», интерактивная игра, листочки разных цветов (желтый, красный) для самооценки детьми.
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими
гостями (Здравствуйте)
- Ребята, посмотрите, какой беспорядок. Я открывала окно, чтобы
проветрить группу, и теперь… (Под ногами, больше около окна
рассыпаны листья: дубовые 2, березовые 2, кленовые 2, рябиновые 2, осиновые 2, тополиный)
- Что это?
- Как эти листья сюда попали? (Ветер принес в окно)
- Возьмите каждый по одному листочку (Дети собирают)
-Как вы думаете, что нужно сделать с этими листочками? (Вернуть деревьям)
-А где деревья растут? (В лесу)
- Я предлагаю вам отправиться в лес. Вы согласны?
2. Основная часть
- С помощью одинаковых листочков найдите себе пару.
Дети строятся за воспитателем парами и шагают по группе:
- Повторяйте за мной:
Ша-ша-ша - мы шагаем неспеша;
Шо-шо-шо – это очень хорошо;
Ши-ши-ши – эй последний, поспеши.
На доске прикреплены деревья: клен, каштан, рябина, дуб, осина, береза, тополь, сосна, ель.
-Вот мы и очутились в лесу.
- Вы должны найти дерево, с которого упал ваш листочек.
- Послушайте, как вам нужно будет выполнить задание. Этот листок упал с тополя. Это тополиный листок.
Дети по образцу воспитателя должны сказать, чей это листок и прикрепить на дерево.
Игра «С какого дерева листок»
- Этот листок упал с клена. Кленовый листок.
- Этот листок упал с рябины. Рябиновый листок.
- Этот листок упал с берёзы. Берёзовый листок.
- Этот листок упал с осины. Осиновый листок.
- Вот это листок с дуба. Дубовый листок.
- Какие деревья остались без листьев? (ель и сосна)
-Почему? (Потому что это хвойные деревья. У них нет листьев, а вместо них - иголки)
- Молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием. А кто знает приметы осени?
- Если в сентябре листья на деревьях держатся крепко - зима будет поздней.
- Если листья с дуба опадают дружно - зима будет мягкая, не все сразу - суровая.
- В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.
- Поздний листопад - к суровой, долгой зиме.
- Богатый урожай желудей на дубах - на теплую зиму.
- Молодцы.
- Ребята, с глубокой древности поклонялись люди дереву. Много обычаев осталось с тех давних времен. Деревья сажали в память о великих событиях, в знак дружбы и мира между народами, в честь рождения ребенка: если рождался сын - сажали дуб, если дочь - сосну или березу. У каждого
народа были свои священные деревья, а вот дуб-богатырь прославляется в народных песнях и сказаниях у многих народов.
- Ребята, давайте проверим, насколько вы внимательны. Сейчас я буду произносить слова. Постарайтесь их запомнить и определить, какое из этих слов не имеет отношения к осени. Нужно будет назвать лишнее слово и почему вы думаете именно так.
Упражнение «Будь внимательным» (Развитие речевого слуха, памяти,
мышления)
В: - Дождь, листопад, метель, гриб.
Дети: - Лишнее слово метель. Метель бывает зимой.
В: - Дуть, опадать, собирать, загорать.
Дети: - Лишнее слово загорать. Люди загорают летом.
В: - Дождливый, пасмурный, морозный, золотой.
Дети: - Лишнее слово морозный. Морозные дни бывают зимой.
В: - Вы были очень внимательными.
- А сейчас давайте немного отдохнем.
Физминутка «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания, руки вверх, встать на носочки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки. (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед -
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся)
- Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть ещё в одну игру:
Игра «Сосчитай» (проводится с мячом)
Один осиновый лист - 2…. 5…
Один длинный корень - 2…. 5….
Одна маленькая ветка- 2…5….
Одно красивое дерево - 2…5…
Одна нежная почка - 2…5….
Одна стройная берёза - 2…. 5…
Один могучий дуб - 2…. 5….
Одна молодая осина - 2…. 5….
Один высокий клён - 2…. 5….
Один огромный тополь - 2…. 5….
- Молодцы, ребята! А почему в народе говорят: «Дерево ценят по плодам, а человека по делам»?
Потому что человек делает хорошие дела и его по этим делам его оценивают. Для того чтобы получить хорошие плоды с дерева, за ним нужно ухаживать.
- А какие плоды деревьев вы знаете? (Яблоки, ягоды, шишки д.р.).
- Замечательно! Плоды деревьев вы знаете. Ну а сейчас мы проверим, знаете ли вы какое значение имеют деревья в жизни человека и в природе?
Я называю, а вы отвечаете. Вы готовы?
• Шишки (птицам семена, орехи для людей);
• Ствол (для строительства дома, дрова для отопления);
• Дерево (очищает воздух).
- Молодцы! Присаживайтесь на стулья.
- Ребята, а теперь я предлагаю вам подробнее рассказать о каждом дереве, которое можно встретить в лесу и на городских улицах. Для этого мы будем использовать схему. Послушайте пример моего рассказа. Рассказывать я буду о дереве дуб.
- Это дерево дуб. Оно растет в лесу, иногда встречается в городе. Это высокое дерево с толстым стволом. Лиственное. Осенью на дереве появляются желуди, которыми питаются кабаны. Из дерева дуба можно делать крепкую мебель.
- Молодцы! Все хорошо справились с заданием и очень подробно рассказали о каждом дереве.
- А теперь, ребята, чтоб закрепить полученные сегодня знания, я предлагаю вам поиграть в игру.
(проводится интерактивная игра на ноутбуке)
3. Итог
- Сегодня мы с вами убедились, что мир деревьев - удивительный мир! В
лесу, среди деревьев, человек отдыхает от городского шума, слушает пение
птиц, шелест листвы, наслаждается красотой!
- Нам пора возвращаться в детский сад. На прощание давайте подарим лесу листочки. Если вам понравилось в лесу и выполнили все задания правильно, подарите желтый листочек, если встретились трудности, то красный.
- Постройтесь парами. Идите за мной и повторяйте.
- Ша-ша-ша - мы шагаем неспеша;
Шо-шо-шо - это очень хорошо;
Ши-ши-ши - эй последний, поспеши.
- Вот мы и в детском саду. Понравилось наше путешествие?
- Спасибо, вам ребята за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группы по теме "Деревья наших лесов"
Расширить представление детей о деревьях; учить согласовывать прилагательные с сущуствительными....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Лес, деревья"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Лес, деревья"...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему: "Осень. Деревья Осенью"
Конспект поможет воспитателю логопедической группы в проведении занятия с детьми по развитию речи по теме "Осень. Деревья осенью"...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие к Дереву Мудрости"
Программное содержание Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи Задачи: Образовательные • Упражнять в умении определять первый и последний звук в слов...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Волшебное дерево знаний»
Цель: Развитие коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр речевого содержания. ...
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе: «Дерево красивой речи»
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей по развитию речи, полученных в течение учебного года Задачи:1.Закреплять уже известные способы словообразования; упражнять в подбор...