Конспект занятия.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Каравайцева Гулюза Фаниловна

Развитие речи: "Первоцветы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по теме "Первоцветы».

Цель: Развитие познавательного интереса к родной природе.

Задачи:

  • расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни;
  • вызвать у детей интерес к окружающему миру;
  • формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее;
  • развивать речь детей, активизировать внимание, память.

Ход занятия

– Отгадайте загадку:

Стала тёплою погода,

Светит солнце, и природа

Пробудилась ото сна.

Это к нам пришла.../весна/.

– Подумайте и скажите, какая весенняя примета самая первая, самая главная? /Начинает ярче светить и пригревать солнце.

– Скажите, какое весеннее солнце? (Весеннее солнце теплое, ласковое, яркое, лучистое и т. д.)

– Всё живое пробуждается от зимнего сна, тянется к теплу, к солнечному свету.

– Какие ещё весенние изменения в природе вы можете назвать? (Ответы детей)

– Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины).

– Сегодня мы поговорим с вами о весне травы и цветов. В народе говорят: «Весна цветами красна». Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

– Правильно, весной в лесах, лугах, садах распускаются первые весенние цветы. Их называют первоцветами. Одни первоцветы зацветают в начале весны, когда появляются первые проталины, другие позже – в середине, в конце весны.

– Какие первоцветы вам знакомы. (Ответы детей).

– Необычной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут первоцветы.

– Прослушайте, пожалуйста, загадку. О каком цветке в ней говориться?

Подснежник, Галантус

У занесённых снегом кочек

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек

Полузамёрзший, чуть живой.

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

(Дети рассматривают иллюстрированный материал)

Фиалка

На солнечной опушке

В траве стоит она.

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

И тут поможет нам смекалка

– Все зовут цветок … (Фиалка)

Физкультминутка «Подснежники просыпаются».

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.

Вот подснежники проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись.

Два – изящно покружились.

Три – нагнулись и присели.

И на солнце поглядели.

(Выполняют движения по тексту)

– Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Медуница.

Шмель цветку очень рад.

Ах, медовый аромат!

И цветки красивые

– Розовые, синие.

– Как вы думаете, почему этот цветок называют медуницей? (Потому что в её цветках много сладкого сока – нектара)

Когда она распускается, цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.

Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.

Прострел (Сон-трава)

«Усни-трава»

Дальний лес стоит стеной,

А в лесу, в глуши лесной,

На суку сидит сова.

Там растет усни-трава.

Говорят, усни-трава

Знает сонные слова:

Как шепнет свои слова,

Сразу никнет голова.

И. Токмакова

Хохлатка

Вот сиреневый цветок,

Словно птичий хохолок,

И резной листочек,

Тонкий стебелёчек.

– Почему этот цветок так называется? (Потому что каждый цветочек имеет, будто небольшой хохолок)

– Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки.

Первоцвет (Примула)

Это растение называют «золотыми ключиками весны». Первоцвет (примула) настоящий, или весенний, или лекарственный - многолетнее травянистое растение из семейства первоцветных. Листья - продолговатые, венчик 5-лепестный, ярко-желтой окраски. Плод - яйцевидная коробочка длиной до 1,5 см, с многочисленными мелкими семенами. Цветет первоцвет в мае, а в июне уже поспевают плоды и происходит обсеменение. Оставшуюся часть лета у растения на поверхности имеются только листья.

Мать-и-мачеха

Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.

Ландыш

Этот цветок распускается в мае

Белые бусинки он одевает.

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Пусть дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят.

Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож… (Тюльпан)

Самый первый и красивый,

Цвет бывает, как у сливы!

Розовый и белый тоже,

На сирень ещё похожий!

Я вот отгадать не смог,

Что же это за цветок?! (Гиацинт)

Листья выпустил, как стрелы.

Он цветёт цветочком белым,

В серединке жёлт цветок,

Голову склоняет вбок,

Смотрит скромно-скромно вниз.

Как красавца звать? (Нарцисс)

– Скажите, можно ли рвать первые весенние цветы? (Нельзя)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

– К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

«Букет фиалок»

Сквозь иглы темной хвои веселый лился свет.

Я шла лесной тропою и вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко, и грустно стало мне.

Цветы уже увяли, поникли лепестки.

Зачем же их сорвали, сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу фиалок слабый стон,

Он делался все тише, но сердце ранил он.

Помни правила:

Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.

Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.

– Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов.

– А что можно сделать, чтобы сохранить жизнь цветов? (Можно его нарисовать, сделать из бумаги)

– Ребята, я предлагаю вам сделать картинку с изображением ландыша. /Дети проходят за столы. /

Проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчики сожмём в кулак – вот так,

А потом раскроем так – вот так,

Чтоб цветочки получились,

Надо чтоб пальчики потрудились.

– Вспомните и скажите, какие части есть у растения? (У растения есть корень, стебель, листья, цветок).

– Подумайте, с чего мы начнём выполнять работу? (ответ детей).

– Правильно, возьмём фломастер и нарисуем стебли.

– Что будем делать дальше? (ответ детей.)

– Скажите, как из зелёной бумаги вырезать два одинаковых листа ландыша, используя трафарет. (Надо лист бумаги согнуть пополам, сверху положить трафарет, обвести его и по нарисованному контуру вырезать.)

– Из какого материала мы будем делать цветочки ландыша? (из ватных дисков)

– Вспомнить приём приклеивания. Дети выполняют работу, оформляют её в рамку. Воспитатель осуществляет индивидуальный подход во время выполнения работы.

– Молодцы! Давайте сейчас возьмём свои работы, присядем на нашей полянке и полюбуемся красивыми ландышами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...