Конспект занятия "Дикие и домашние животные"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Составление рассказа по картинке с использованием мнемотаблицы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_rechevomu_razvitiyu_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta2.docx | 983.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад «Родничок»
Конспект занятия
по речевому развитию
детей старшего дошкольного возраста
на тему
«Составление рассказа
по картинке с использованием мнемотаблицы»
Составила
воспитатель первой
квалификационной категории
Усольцева В.В.
Составление рассказа по картинке с использованием мнемотаблицы.
Тема: «Дикие и домашние животные»
Цель: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Обучающие:
*Учить составлять короткий рассказ по сюжетной картинке
*Закреплять умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа
*Активизировать в речи сложноподчиненные предложения
Развивающие:
*Развивать все компоненты устной речи
*Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа
*Развивать умение подбирать слова , сходные по звучанию
Воспитательные:
*Воспитание звуковой культуры речи
*Воспитывать взаимопомощь и эмпатию.
Методические приемы:
Создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательного рассказа по картинке), развивающие игры на развитие фонематического восприятия и звукового анализа, на расширение и обогащение словарного запаса, физкультминутка, загадки, использование мнемотаблиц.
Материал:
Сюжетные картинки с изображением детенышей разных животных (по количеству детей), модель теремка мнемотаблицы: волк, лиса, заяц, медведь.
|
|
|
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, вчера моя маленькая внучка снова прибежала ко мне с вопросом: «Я вчера видела большую корову, и с ней была маленькая коровка. Как про нее правильно сказать?» И она стала подбирать разные слова, как назвать детеныша коровы. Я объяснила, как назвать. Тогда она заинтересовалась и спросила: « А детки в садике знают?» Вот я вас и прошу помочь правильно назвать детенышей животных, а еще сказать, где они живут. Я уверена, что вы хорошо все знаете. Кто хочет поделиться своими знаниями?
Как зовут у коровы детеныша? (теленок) а много? - телята
Корова с …телятами живет в коровнике, а в конуре кто спит?
Дети: Собака
Воспитатель: собака с малышами (щенками). В конуре собака со щенками, а в дупле кто?
Дети: белка
Воспитатель: белка с малышами (бельчатами). В дупле белка с бельчатами, а норе? (далее: лиса с лисятами, в дырочке под полом мышка с мышатами, в берлоге медведь с медвежатами , в логове волк с волчатами, дома кошка с котятами). Если дети затрудняются в подборе наименований, то подсказать им начало слова.
Игра «Чей домик?»
Воспитатель называет дома животных, а дети называют, какие детеныши в нем живут.
Чей дом-конура?
Конура-дом щенков.
Нора - дом (лисят)
Дупло – дом (бельчат)
Конюшня - (жеребят)
Коровник – телят
Берлога - медвежат
Физкультминутка «Мишка»
Мишка вылез из берлоги, огляделся на пороге.
(Повороты вправо, влево)
Потянулся он со сна (потянуться)
К нам опять пришла весна
Чтоб скорей набраться сил (руки к плечам)
Головой медведь крутил (повороты головой)
Наклонился взад-вперед (наклоны)
Вот он по лесу идет (ходьба на месте)
Ищет Мишка корешки и с малиною кусты (повороты туловища)
Наконец медведь наелся и на бревнышко уселся (дети садятся)
Воспитатель: дети, тех животных, что живут в лесу, как называют одним словом? (Дети называют и перечисляют).
А тех животных, что живут рядом с людьми, как называют? (Дети называют, перечисляют).
Воспитатель: посмотрите, какой интересный домик, словно (теремок). Макет теремка. Какой гостеприимный домик.
(раздает детям картинки с изображением детенышей) Дети, вы рассмотрели картинки? Теремок пускает пожить у себя всех: и зверят и птенцов только нужно правильно и вежливо попросить его об этом: если вы ошибетесь или неправильно назовете своего детеныша или попросите невежливо, двери не откроются и малыш не сможет попасть в домик. Дети подходят к теремку и стараются выполнить игровое задание, правильно просят: теремок, пусти, пожалуйста, наших бельчат, моего жеребенка и. т. д. Все малыши собрались в теремке. А теперь догадайтесь, о ком я загадаю загадку:
Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенек промелькнул как огонек? (белка)
Дети отгадывают. А почему вы думаете, что это белка? Дети отвечают.
А вот еще загадка:
Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,
А когда придет весна, он проснется ото сна? (медведь)
Дети отгадывают. А как вы догадались, что это медведь?
Еще одну послушайте:
Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы – уши больше головы? (зайчик)
Кто-нибудь хочет рассказать о них. Чтобы рассказ получился интересным, можно пользоваться мнемотаблицей и рассказывать о животном, которое он задумал, а мы угадаем. Дети составляют описательные рассказы, используя мнемотаблицы. Послушать 3 описания животных.
Воспитатель: (дает оценку рассказам) и предлагает поиграть:
Слон большой, а собачка…(маленькая)
Летом тепло, а зимой…(холодно)
Кресло мягкое, а стул…(жесткий)
Дорога широкая, а тропинка…(узкая)
Соль соленая, сахар ….(сладкий)
Лимон кислый, а лук…(горький)
Дерево высокое, а кустик …(низкий)
Веревка толстая, а нитка…(тонкая)
У коровы хвост длинный, а у овцы…(короткий)
Земляника красная, а черника…(синяя)
Воспитатель:
Мы сегодня говорили о диких и домашних животных, предлагаю вспомнить их, но с одним заданием: Покажите рисунок с животным, в названии которого есть звук С, С’, З, З’, Ц, Ш,Ж, Щ, Л, Л’, Р, Р’.
Воспитатель: «Сегодня мне есть, что рассказать своей внучке. Спасибо вам, ребята. А вам понравилось занятие? Что нового узнали? На какие вопросы вам было сложно отвечать? Какие задания были трудные? Что еще хотите узнать о животных?
Анализ проведенного занятия:
На занятии дети работали активно, хорошо и быстро угадывали загадки, с увлечением участвовали в играх и упражнениях. Но в игре «Чей домик?» некоторые дети не могли сказать правильно название детенышей в родительном падеже. Необходимо подобрать еще такие упражнения и позаниматься с теми детьми индивидуально. В игре с подборкой определений к существительным тоже были ошибки. Во время индивидуальной работы с детьми этому будет уделено внимание. Желающих детей, составлять рассказы было много, так как этот прием с мнемотаблицами и мнемодорожками уже использовался и дети его хорошо знают. Запланированный материал дети усвоили, цели и задачи выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия." Домашние животные"
Конспект занятия!...
Конспект "Наблюдение за домашним животным"
Знакомство детей с домашним животным котом, как ухаживать за животными....
Конспект занятия тема " Домашние животные"
Конспект для средней группы ДОУ....
Конспект: "Дикие и домашние животные"
Конспект для старшей группы компенсирующей направленности.....
Конспект образовательной деятельности "Домашние животные -наши соседи"
Систематизировать представления детей о домашних животных....
конспект на тему " Домашние животные и их детеныши"
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы (2-3 лет) на тему. «Домашние животные и их детеныши». Данный материал будет полезен воспитателям пе...
конспект на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"
Ознакомление детей с домашними животными...