Развитие общения в онтогенезе по М.И. Лисиной
учебно-методический материал по развитию речи
Представлены основные понятия по теме "онтогенез общения". Рассмотрены средства общения, основные формы общения до 7 лет жизни ребенка, возраст их возникновения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.i._lisina_obshchenie.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие общения в онтогенезе
(Лисина Мая Ивановна)
Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Рассматривая общение как психологическую категорию, Мая Ивановна интерпретируем его как деятельность, и потому синонимом общения является термин коммуникативная деятельность.
Предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект.
Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке.
Коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение.
Действие общения — это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения — инициативные акты и ответные действия.
Задачи общения — это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемыев процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой.
Средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Мы выделяем среди них 3 функции:
-организации совместной деятельности,
-формирования и развития межличностных отношений
- познания людьми друг друга.
Итак, мы рассмотрели, что такое общение. Подведем краткий итог сказанному.
Напомним, что мы определили общение как взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Общение всегда тесно связано с деятельностью и само может рассматриваться как особый вид деятельности. «Общение» и «коммуникативная деятельность» для нас синонимы.
Для анализа общения можно использовать общепсихологические концепции деятельности. Мы воспользовались теорией деятельности, разработанной в советской психологии А. Н. Леонтьевым.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Мы выделяем среди них 3 функции: организации совместной деятельности, формирования и развития межличностных отношений и познания людьми друг друга.
Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики ребенка как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослым, живым носителем этого опыта.
Итак, под средствами общения мы понимаем те операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком.
3 основные категории средств общения.
Это экспрессивно-мимические средства общения, к которым относятся улыбка, взгляд,мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; предметно-действенные средства общения: локомоторные и предметные движения, а так. же позы, используемые для целей общения; к этой категории средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта с взрослым или, наоборот, стремление прижаться к нему, быть взятым на руки; речевые средства общения: высказывания, вопросы, ответы, реплики.
Экспрессивно-мимические средства общения -возникают в онтогенезе первыми, но они сохраняют свое значение для взаимодействия с окружающими людьми на протяжении всей остальной жизни изолированно или в сочетании с другими коммуникативными операциями.
Предметно-действенные средства общениявозникают в совместной деятельности ребенка с взрослым и представляют собой преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения, локомоции и статичные позы. Их основное назначение — выразить готовность ребенка к взаимодействию с взрослым и в своеобразной форме показать, к какому сотрудничеству он приглашает взрослого. Приближаясь к взрослому, принимая позу, в которой взрослый берет его на руки, протягивая игрушку или другой предмет, ребенок как бы изображает эпизод желательной для него совместной деятельности и использует его как адресованный взрослому знак — приглашение к такой деятельности.
Речевые средства общенияпоявляются в онтогенезе позднее вceгo, после того как экспрессивно-мимические и предметно-действенные средства общения уже достигли высокого развития и большой сложности. И тем не менее использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение.
Итак, мы выделили три основные категории средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют с взрослыми: это экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые операции. Все они формируются у ребенка прижизненно в процессе реальных контактов детей с окружающими людьми. Каждая категория средств общения имеет свои специфические возможности, определяющие их функцию и роль во взаимодействии ребенка и взрослого.
Экспрессивно-мимические средства возникают в онтогенезе первыми. Их своеобразие состоит в том, что они одновременно служат и проявлением эмоциональных состояний ребенка, и активными жестами, адресованными окружающим людям. Несмотря на индивидуализированность, выражение эмоций у ребенка становится знаком, понятным другим людям, благодаря усвоению детьми соответствующих эталонов, принятых в данном обществе.
Экспрессивно-мимические средства общения являются выразительными. Они выражают содержание общения, не передаваемое с такой четкостью и полнотой другими категориями общения (внимание, интерес, доброжелательность) и составляющее обязательный компонент потребности в общении на любом уровне развития. Это и определяет непреходящее значение экспрессивно -мимических средств общения на протяжении всей жизни человека.
Предметно-действенные средства общения возникают в онтогенезе позднее. Они тоже имеют знаковую функцию, без которой невозможно взаимопонимание между разными людьми. Эти средства отличаются высокой степенью произвольности и позволяют детям достаточно быстро и точно добиться от взрослого желательного взаимодействия.
Наиболее эффективны, конечно, речевые средства общения, позволяющие ребенку выйти за пределы частной ситуации и наладить с взрослым более широкое взаимодействие. Мы связываем появление речи главным образом с развитием довербальных уровней общения, усложнение которых делает для ребенка необходимым понимание речи взрослых и активное владение ею как точным, емким и общепонятным знаком.
В подготовке к появлению у детей речи играют решающую роль: их эмоциональный контакт с взрослым, деловое сотрудничество с ним и насыщение опыта детей речевыми воздействиями взрослых, включенными в живое общение их между собой. Взятые в совокупности, эти три условия создают объективные и субъективные возможности, оптимальные для овладения детьми речью.
В общении с окружающими людьми дети используют средства общения всех категорий, которыми уже овладели, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей.
Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни
Формой общения,М.И. Лисина определяет коммуникативную деятельность на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности черт и характеризуемую по нескольким параметрам.
Основными среди них являются следующие 5 параметров:
1) время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства;
2) место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка;
3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения;
4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми;
5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка с людьми.
Развитие форм общения с взрослым у детей от рождения до 7 лет
№ п/п | Формыобщения | Параметры форм общения | |||||
Примернаядатапоявленияв онтогенезе | Место общенияв системе общейжизнедеятельности ребенка | Содержаниепотребностив общении(ведущий видвыделен) | Ведущий мотив общения(выделен) | Основные средстваобщения | Значение формыобщения в общемразвитии психики | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Ситуативно-личностная(непосредст-венно-эмо-циональная) | до 1 года | Общение с близкими взрослымиобеспечиваетвыживание ребенкаи удовлетворениевсех его первичных потребностей | Потребностьв доброжелательномвниманиивзрослого | Личностный: взрослыйкак, ласковыйдоброжелатель центральныйобъект познания и деятельности. Неиндивидуализированный источник активной ласки и внимания, несвязанный с действиями ребенка | Экспрессивно-мимические операции | Неспецифическаяобщая активация,формированиеперцептивных действий, подготовкак овладению хватанием |
2 | Ситуативно-деловая (предметно-действенная) | 1-3 лет | Общение разворачивается в ходе совместной деятельности со взрослым | Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве со взрослым | Деловой: взрослый, какпартнер по игре, образец для подражания,эксперт по оценке умений и знаний.Помощник, организатор и участник совместной предметнойдеятельности | Предметно-действенныеоперации | Развитие предметной деятельности, подготовка ковладению речьюи первый этапразвития активнойречи |
Продолжение таблицы | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3 | Внеситуативно-познавательная | 3-5 лет | Общение разворачивается на фонесовместной со взрослым и самостоятельной деятельности ребенкапо ознакомлению с физическим миром и ее обслуживает | Потребностьв доброжелательномвнимании,сотрудничестве иуважении | Познавательный:взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектов, партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире | Речевыеоперации | Первичное проникновение во внечувственнуюсуть явлений,развитие наглядных форм мышления |
4 | Внеситуативно-личностная | 5-7 лет | Общение разворачивается на фоне теоретического ипрактического познания ребенкомсоциального мираи протекает в форме самостоятельных эпизодов | Потребностьв доброжелательномвнимании,сотрудничестве, уважениивзрослого при ведущейроли стремления к сопереживанию и взаимопониманию | Личностный: взрослыйкак целостная личность, обладающаязнаниями, умениями исоциально-нравственными нормами, строгий и добрый старшийдруг | Речевыеоперации | Приобщение к моральным инравственным ценностям общества;переход к дискурсивному мышлению, создание мотивационной, интеллектуальной икоммуникативной готовности к школьному обучению |
Ситуативно-деловая форма общения
Эта форма общения появляется в онтогенезе второй и существует у детей от 0; 06 до 3; 0. Но она очень сильно отличается от первой генетической формы общения.
Начать с того, что она уже не занимает место ведущей деятельности — на это место выдвигается теперь предметно-манипулятивная деятельность детей. Общение с взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и обслуживая ее. Главные поводы для контактов детей с взрослыми связаны теперь с их общим делом — практическим сотрудничеством, и поэтому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. Ребенка необычайно занимает, что и как делает с вещами взрослый, и старшие раскрываются теперь детям именно с этой стороны — как удивительные умельцы и искусники, способные творить с предметами истинные чудеса. Итак, при ситуативно-деловом общении детям необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого недостаточно — ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе.
Внеситуативно-познавательная форма общения
В первой половине дошкольного детства у ребенка можно наблюдать следующую, третью форму коммуникативной деятельности. Как и вторая, она опосредствована, но вплетена не в практическое сотрудничество с взрослым, а в совместную познавательную деятельностьможно сказать, в «теоретическое» сотрудничество. Предметные манипуляции детей раннего возраста во многом также были направлены на выявление свойств предметов; практические «пробы и ошибки» ребенка служат основой, на которой складываются потом его ориентировочные и перцептивные действия
Но примитивность ранних манипуляций и элементарные формы сотрудничества с взрослыми позволяют детям установить только самые поверхностные, малосущественные свойства вещей. Однако развитие любознательности и постоянное совершенствование способов ее удовлетворения (восприятие, наглядно-действенное, а позднее и наглядно-образное мышление на базе овладения речью) заставляют ребенка ставить перед собой все более сложные вопросы. Показано, что дошкольник пытается понять ни мало ни много, как происхождение и устройство мира, взаимосвязи в природе, тайную суть вещей.
Внеситуативно-личностная форма общения
К концу дошкольного возраста у детей появляется четвертая и высшая для дошкольников форма общения с взрослым — Внеситуативно-личностная. Как видно из ее названия (личностная), она аналогична первой генетической форме общения и знаменует, что процесс развития завершил, таким образом, первый виток и, описывая спираль, перешел на второй виток.
Различие между первой и четвертой генетическими формами состоит в том, что одна из них ситуативная, а другая — внеситуативная. Но разница в степени ситуативности оборачивается на деле величайшими различиями в возможности контактов, их природе и влиянии на общее психическое развитие детей. Ситуативность примитивного личностного общения у младенца определяла аморфность восприятия им взрослого и самого себя, своеобразную ограниченность анализа воздействий окружающих людей и способность выражать свое отношение к ним только непосредственно-эмоционально.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для логопедов "Развитие речи в онтогенезе"
Активизация знаний педагогов по логопедии....
Статья "Развитие лексики в онтогенезе".
Статья "Развитие лексики в онтогенезе"...
развитие речи в онтогенезе
этапы развития речи...
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет Развитие речи в онтогенезе.
(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.Усвоение родной речи происходит в строгой зак...
Лексическое развитие ребенка в онтогенезе.
Теоритический материал лексического развития ребенка в онтогенезе, представлен в виде презентации. Полезная информация для студентов, педагогов и родителей....
Развитие лексики в онтогенезе
Язык для ребенка – живое. Каждое слово для него огромно, неведомо и вместе с тем близко и понятно, потому что в нем – мир, который ребенок впервые открывает и узнает....
Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»
Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»...