Лексическое развитие ребенка в онтогенезе.
презентация по логопедии на тему

Вильданова Надия Рамильевна

Теоритический материал лексического развития ребенка в онтогенезе, представлен в виде презентации. Полезная информация для студентов, педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskoe_razvitie_rebenka_v_ontogeneze.pptx172.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексическое развитие ребенка в онтогенезе

Слайд 2

Слово — это номинативная единица языка, которая служит названием предмета, его признака и действия. Лексика (от греч. lexicos — «словарный, словесный») — это совокупность слов, входящих в состав языка. Словарный запас обозначается термином «лексика».

Слайд 3

Слова выполняют определенные функции:

Слайд 5

Развитие словаря у ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов языковой системы:

Слайд 6

Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. Первоначально общение с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер и вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых стимулирует внимание ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики

Слайд 7

На раннем этапе развития речи на предметную отнесенность слова оказывает влияние:

Слайд 8

На начальном этапе овладения языка имя предмета является как бы частью или свойством самого предмета . «удвоение предмета». На первых стадиях знакомства со словом ребенок не может еще усвоить слово в его «взрослом» значении . Отмечается при этом феномен неполного овладения значением слова. В процессе развития значения слов, в основном у детей от 1 до 2,5 лет, отмечается явление сдвинутой референции, или «растяжения» значений слов, « сверхгенерализация ».

Слайд 9

Л. П. Федоренко выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу:

Слайд 10

По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается:

Слайд 11

Лексика (словарь) ребенка развивается постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Словарь представлен в двух аспектах: Пассивный словарь ( импрессивная лексика) — это те слова, которые ребенок знает, понимает их значение. Активный словарь (экспрессивная лексика) — это те слова, которые ребенок использует в общении с окружающими. В норме пассивный словарь преобладает над активным. Понимание речи у детей формируется также в процессе речевого общения с окружающим миром.

Слайд 12

Н.С. Жукова выделяет шесть уровней понимания речи:

Слайд 14

Если у ребенка отсутствует понимание речи и отсутствует собственная речь, важно оценить, как он понимает жесты и мимику и как пытается их использовать в общении с окружающими. Это обследование проводится в порядке обучающего эксперимента.

Слайд 15

особенности усвоения ребенком разных частей речи. Существительные самые первые слова, чаще употребляются в именительном падеже, т.к. именно так взрослый называет предметы, игрушки («стол», «чашка», «мяч» и т.д.). Глаголы Чаще глагол используется как инфинитив или императив и не согласуется с существительным. Значительно позднее появляется согласование субъекта и предиката в числе, потом в лице и роде Прилагательные Прилагательные используются в ограниченном количестве и обозначают величину, цвет, вкус, качество предметов.

Слайд 16

Наречия появляются достаточно рано. К 2 годам 8 месяцам дети используют много наречий, выражающих разные отношения Числительные появляются позже и усваиваются медленно. «Два» и «три» появляются в трем годам, а «четыре» и «пять» — ближе к четырем годам. Согласование числительных с существительными усваивается медленно. Служебные слова (предлоги) появляются поздно и в определенной последовательности. В 2 года 1 мес. — 2 года 3 мес. — предлоги: «в, на, у, с»; 2 года 3 мес. — 2 года — предлоги; простые употребляются верно; союзы: «если, чтобы»; 3-4 года — предлоги: «по, до, вместо,' после»; союзы: «куда, сколько, что».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологическое сопровождение развития ребенка. Метод замещающего онтогенеза.

Ознакомление с материалами презентации способствует  повышению профессиональной компетентности педагогов-психологов ДОУ в области нейропсихологического подхода к развитию ребенка.    ...

Развитие лексики ребенка в онтогенезе

    Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими  компонентами оформления вы...

Развитие лексической стороны речи в онтогенезе.

Онтогенез лексической стороны речи....

Лексическое развитие ребенка в онтогенезе.

В логопедии термином «онтогенез речи» принято обозначать весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноцен...

Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»

Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»...

Консультация для родителей: "Онтогенез речевого развития ребенка"

Для того чтобы четко понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития в норме. Четко представлять каждый этап речевого развития, каждый «качественный...

Развитие речи ребенка в онтогенезе

Развитие речи детей в онтогенезе...