Технологическая карта по развитию связной речи по лексической теме "Транспорт. Городская улица"
план-конспект занятия по развитию речи

Вьюн Елена Николаевна

Технологическая карта подгруппового занятия по равзитию связной речи в ДОУ с детьми старщего дошкольного возраста с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи29 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Бухалова Елена Николаевна

 Возрастная группа

старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, 4-6 лет

Форма организации,

количество обучающихся

Групповое занятие, 15 человек.

Тема занятия

Транспорт, городская улица

Методы

Словесные, наглядные, практические

Используемые технологии

Информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие, технологии развивающего обучения

Цель занятия

Создать условия для формирования развития связной речи и лексико-грамматических категорий. Формировать представления о транспорте и его назначении.

Задачи

Коррекционно-образовательные

Коррекционно-развивающие

Коррекционно-воспитательные

  1.  Активизация и актуализация словаря по теме «Городской транспорт».
  2. Расширение словаря за счёт имён существительных (автобус, трамвай, троллейбус, метро, такси); имён прилагательных (легковой, грузовой, пассажирский, наземный, подземный).
  3. Расширение словаря за счёт имен существительных, обозначающих части, из которых состоят разные виды машин (кабина, кузов, колеса, руль, двери, окна, фары, салон).
  4. Активизация в речи имён существительных, обозначающих участников движения (шофёр, водитель, машинист, пешеход, пассажир).
  5. Совершенствование навыка употребления в речи имён существительных в родительном падеже с предлогом «без».
  6. Совершенствование навыка согласовывать числительные с существительными.

1.Развитие связной речи  - отвечать на вопросы полными ответами, составлять описательный рассказ по вопросному плану;

2.Развитие зрительного внимания и восприятия

3. Развитие фонематического восприятия - отгадывать загадки-рифмовки;

4. Развитие речевого слуха

5 Развитие мышления

6. Развитие памяти

7. Развитие тонкой моторики -

выполнять движения по команде, быстро переключаться с одного движения на другое, повторять по подражанию пальчиковые игры.

  1. Воспитание эмоциональной отзывчивости.
  2. Формирование представлений о правилах дорожного движения и взаимной вежливости во время движения.

2. Воспитание интереса к занятию.

3.Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование

Карточки с изображениями транспорта, картинка с изображениями частей транспорта, зелёный. желтый, красный кружок, сюжетные картинки «Как Алёша провёл лето», сюжетная картина с изображением движения городского транспорта на улице из альбома Н.С. Жуковой, программа уроки тётушки совы «Азбука безопасности»

Технологическая карта занятия.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

I. Организационный момент (Уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт».

                            Объявление темы занятия).

.

Логопед организует приветствие с детьми, приглашает их на занятие. Раздаёт каждому карточку у магнитной доски.

Логопед произносит инструкцию. «Я называю слово.  Тот, у кого на карточке изображён названный предмет, поднимает  и показывает всем карточку. Затем отдаёт карточку мне». Логопед размещает на доске карточки только с изображением транспорта, встречающего на городской улице.

Как называются машины, которые ездят по улицам города?

Какая тема занятия?

Логопед просит детей перечислить знакомые им виды транспорта, и, при необходимости, дополняет ответы детей.

 «По улицам города ездят грузовые и легковые машины — одни из них возят грузы, а другие людей. Кроме машин, есть ещё автобусы, троллейбусы и трамваи, которые могут перевезти сразу много людей— пассажиров. Такой городской транспорт называется пассажирским. Транспорт, который возит людей по земле, зовется наземным. Есть такой вид городского транспорта, который используется под землей. Он зовется подземным. Он самый быстрый. Поезда ездят от одной станции до другой по туннелям». (Метро.) В нашем городе нет метро. Зато у многих из вас в семье есть легковые автомобили».

Логопед указывает на картинку с изображением частей автомобиля. Давайте рассмотрим, из чего состоит автомобиль.

Назовите части автомобиля, которые знаете. Логопед дополняет ответы детей, показывает названную часть автомобиля.

Дети поднимают карточки.

-Автомобиль.

-Мотоцикл.

-Автобус.

-Троллейбус.

-Трамвай.

-Метро.

-Самолёт.

-Вертолёт.

-Теплоход.

-Велосипед.

-Катер.

-Поезд.

- Это транспорт.

-Тема занятия - городской транспорт.

- Пассажирский,  легковой, грузовой, наземный, подземный.

Дети называют части автомобиля индивидуально, отвечают по поднятой руке.

- Это лобовое (ветровое) стекло.

-Это детское кресло.

-Это амортизатор.

-Это бампер.

- Это дверь.

- Это двигатель.

- Это капот.

- Это зеркало.

Активизация внимания детей на мыслительную деятельность. Актуализация знаний.

Актуализация знаний.

Отлично потрудились! Давайте сядем на ковёр  полукругом.

Логопед загадывает загадки о транспорте. Подумайте, о чём эти загадки, и отвечайте хором.

Дом на рельсах тут как тут. Всех умчит он в пять минут. Ты садись и не зевай, Отправляется...

Что за чудо—едет дом! Пассажиров много в нем,    Носит обувь из резины и питается бензином.

Я в любое время года и в любую непогоду очень быстро в час любой провезу вас под землёй.

Поднял кверху две руки, взял две жилы в кулаки: — Дай дорогу, постовой, Побегу по мостовой.

Пьет бензин, как молоко, Может бегать далеко, Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?

Дети отгадывают загадки, отвечают хором.

- Трамвай.

- Автобус.

- Метро.

- Это троллейбус.

- Это машина.

Самостоятельное обобщение.

Физминутка.

 

Поднимитесь со стульчиков. Рассчитайтесь на 1-2. Встаньте первые номера.  Мы поиграем.

Как называют человека, который управляет автомобилем? Первые номера будут водителями.

Как называют человека, который едет в автомобиле, но не управляет им? Вторые номера, пристегните ремни!

Зачем на улице светофор? Что делать, когда горит зелёный, красный, жёлтый сигнал?

Водители, берите в руки воображаемый руль и будьте внимательны. Следите за сигналом светофора.

Пассажиры, следите за стрелками и говорите хором,  куда указывает стрелка: направо или налево.

Мы приехали! Пассажиры, отстегните ремни, водители, садитесь на стульчики.

- Водитель

- Шофёр.

- Это пассажир.

- Светофор регулирует движение.

- Ехать, стоять, приготовиться.

- Направо.

- Налево.

Положительный эмоциональный настрой, физическая активность.

II Основной этап.

Тренировка навыка употребления существительных в родительном падеже с предлогом «без»

Мы продолжим разговор о городском транспорте.

Игра «Чего не хватает?»

«Вот стоят грузовые машины. Они ждут ремонта. У каждой из них чего-то не хватает. Посмотрите внимательно и скажите, чего нет у этой машины.»

Спасибо вам за помощь в мастерской! Теперь все машины будут починены и снова отправятся в путь по дорогам города.

Составьте предложения по картинке.

Логопед: Посмотрите на картинки. Алёша рассказывает бабушке, как провёл лето. Составим предложение по каждой фотографии.

 - Эта машина без колес, а эта без кузова, эта—без кабины, эта—без руля, эта—без фары, а эта — без двери.

 

- Велосипед едет за автобусом.

- Автобус едет за троллейбусом.

- Троллейбус едет за автомобилем.

- Автомобиль едет за мотоциклом.

- Мотоцикл едете за самосвалом.

- Я катался с папой на мотоцикле.

- Я катался на велосипеде.

- Я приехал на поезде.

- Я катался на катере по морю.

- Я прилетел на самолёте.

- Я добрался на автобусе.

Ответы детей предложениями с существительными в родительном падеже.

Ответы простыми и распространёнными предложениями.

Закрепление знаний о безопасности на дороге.

Просмотр видео фрагмента мультфильма «Азбуки Безопасности», уроки тетушки Совы.

Расскажите, а как нужно правильно переходить дорогу. Какие вы знаете правила безопасности?

Дети отвечают о правилах перехода дороги по зеленому цвету светофора, или пешеходного перехода (зебры)

Ответы простыми, распространенными предложениями.

Составление описательного рассказа с опорой на сюжетную картину.

Посмотрите на картину. Что здесь изображено? Составьте предложения по той картинке. У нас получится рассказ. Я начинаю.

- Дети с родителями отправились утром в детский сад.

— Это улица

- По дороге едут автомобили, автобусы и такси.

- На остановках люди ждут общественный транспорт.

-В автомобилях едут пассажиры.

-Дети идут за руку с родителями.

- Они переходят улицу на зелёный сигнал светофора.

-Все соблюдают правила дорожного движения.

Самостоятельное применение полученных знаний на практике.

III. Заключителный этап.

Рефлексия.

Подведение итогов деятельности. Оценка деятельности детей.

Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, чем остались довольны на занятии, что понравилось, заинтересовало, что было трудным.

Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию связной речи дошкольников по лексической теме «Улицы родного города» с использованием программного обеспечения PowerPoint

Тема: Составление рассказа  с опорой на картинно-графический план   Прокудина В.В., учитель-логопед          МБДОУ № 15 г.Кандала...

Диплом на тему: «Развитие связной речи старших дошкольников при использовании сказкотерапии (на примере МБДОУ детский сад № 27 «Сказка» городского округа г. Выкса)»

Тема дипломной работы «Развитие связной речи старших дошкольников при использовании сказкотерапии». Объект исследования: процесс развития речи старших дошкольников. В качестве предмета исс...

Технологическая карта НОД по развитию связной речи (во второй младшей группе) Тема: Путешествие в зимний лес

Данная технологическая карта - это описание образовательного процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием средств, задач и предполагаемых результатов. Возможно коллегам...

Презентация "Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники" к Городскому методическому объединению

Использование мнемотаблиц для развития речи детей среднего дошкольного возраста, как основного метода мнемотехники...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития" Выступление с сообщением на Городском методическом объединении учителей-логопедов

От того, насколько точно, четко, лаконично в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит успех и эффективность процесса общения. Развитая связная речь р...