Выступление на Городском Методическом Объединении по теме: "Развитие связной речи дошкольников посредством составления загадок" (методом ТРИЗ)
методическая разработка
Предварительный просмотр:
«Развитие связной речи дошкольников посредством составления загадок» (методом ТРИЗ)
Разработала С.Н.Вдовина, воспитатель МБДОУ №41 «Лесная сказка», г.Лесосибирск
У всех народов загадка всегда была показателем мудрости. А человек, который умел отгадывать и придумывать загадки, считался мудрецом. Сегодня вам представится такая возможность поиграть в мудрецов. Вы сможете составить свои загадки, которых нет в книгах и загадывать их друг другу. Но прежде, я хочу рассказать о методике загадывания загадок с учётом возраста.
В работе с детьми загадки используют с целью развития у них внимания, смекалки, сообразительности, а также творческого мышления и фантазии. Загадки бывают разные: народные; авторские; основанные на описании; с завуалированным смыслом; на смекалку; рифмовки; обманки; речевые. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащает словарь ребёнка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом и в переносном смысле. Ребёнок получает радость от речевого творчества. Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В младшем дошкольном возрасте, мы используем модель составления загадок, которая включает только свойства предмета, не акцентируясь на подсистемах и функциях. Загадывание загадки проходит приёмом опорных вопросов: Какой? Какая? На что похоже? Что бывает таким же?
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект. Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким либо одним ребёнком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми. Особенностью освоения этой модели является то, что ребёнок, сравнивая один объект с каким либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На первом этапе работы мы знакомим малышей с сенсорными эталонами, учим исследовать предмет с помощью различных анализаторов и описывать его через игры: «Волшебный мешочек», «Радио», «Угадай по описанию». Учим сравнивать предметы через игры на воображение «На что похоже?», «Что общего?». Развиваем мышление детей через игры: «Четвёртый лишний», «Что с чем связано?».
На втором этапе, с нарастанием словаря детей, задача усложняется – существительное заменяется словосочетанием, что делает загадку образной. Со старшими детьми анализируем подсистемы (например: шапка – завязки, помпон, козырёк); выделяем функции предмета (назначение – сохраняет тепло головы). Продолжаем учить сравнивать предметы "На что похоже?". Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. "С какой стороны надо посмотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?
Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам.
Загадка строится на сравнении одного объекта с другими по принципу похожести. Сравнения связываются в единый текст с помощью речевых оборотов «КАК» или «НО, НЕ». Составление опорной таблицы вида: "На что похоже?", "Чем отличается?". Например:
Пушистая, как чистый котёнок,
С козырьком, как на папиной шапке,
Зимняя, но это не одежда (Головной убор)
Выбор нескольких объектов на которые похож загадываемый предмет. Например расчёска похожа на пилу, забор, травку (обозначить картинками). "Чем отличается?" - нельзя лазить; не пилит; не растёт. Вставка "слов - связки" как, но оставление загадок о расчёске:
Что это?
Как забор, но нельзя лазить.
Как пила, но не пилит
Как трава, но не растёт.
Пушистая, но не бегает,
С козырьком, но не от света,
Зимняя, но греет не тело.
Предложить педагогам поиграть в игру «Что лишнее?»
- Стол, стул, змея, лошадь, лестница (лишняя змея – рассмотреть подсистему – из чего состоит) ;
- Диван, комод, шкаф, стол, табурет (табурет – рассмотреть надсистему – где находится);
Игра «Найди главное» (без чего не сможет существовать система):
Лес – охотник, волк, деревья, тропинки, кусты, болото (деревья);
Книга – рисунки, приключения, бумага, закладка, текст (текст):
Сад – растения, садовник, собака, забор, земля (растения).
Игра: «Что с чем связано?» (придумать логическое обоснование)
Дерево, пуговица, рыбка, вода, рубашка, рука.
Методика ТРИЗ предлагает загадывание загадок с помощью системного оператора (9-ти экранного или 3-х экранного), используя генетический подход (чем было – чем стало – чем будет. Например: семечко – яблоко – варенье; яйцо – хищник - сумочка).
Сейчас я кирпичная,
А моя младшая сестрёнка – электрическая.
Раньше меня заменял - костёр.
Угадай. Кто я! (Печка)
Можно использовать системную вертикаль (где находится предмет и что у него есть), приём эмпатии.
Я живу в твоём шкафу.
У меня застёжка – молния,
Тёплый мех и каблучок. (Сапоги)
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.
К загадкам первого уровня сложности относят:
- Загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, цвет, форма, вкус, звучание, движение, материал, назначение);
- Загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово - отгадка.
Загадки второго уровня сложности включают:
- Загадки в которых характеристика предмета даётся кратко, по 1-2 признака нужно восстановить целостный образ предмета;
- Загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.
Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далёких друг от друга.
Просмотр слайдов Важно раскрыть перед ребёнком суть загадки: ведь можно и по описанию узнать предмет, а в загадке важно получше скрыть, зашифровать предмет или явление. Отгадать загадку - значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. В процессе отгадывания решается комплекс задач: воспитание находчивости; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Формы работы с детьми по составлению загадок.
- Составление загадок коллективно для одного отгадчика. Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок, и кто-то из детей загадывает загадку.
- Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.
- Составление загадок дома по опорным таблицам совместно с воспитателем, родителями.
Давайте и мы попробуем в двух командах составить загадки по опорным таблицам. (Коллективная работа педагогов, загадывают загадки друг другу).
Заключение: Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приёма олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством техники "Квиллинг"
Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством техники "Квиллинг", которая оказывает большую роль в этетическом воспитании ребенка, а также способствует развитию...
Методические рекомендации по теме "Развитие интонационной выразительности речи дошкольников"
Развитие интонационной выразительности речи дошкольников посредством театрализации...
Презентация для выступления на районном методическом объединении по теме "Развитие речи детей посредством дидактической игры"
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
Выступление на районном методическом объединении по теме: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Выступление на районном методическом объединении...
Городское методическое объединение по теме: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в игровой форме с нестандартными дидактическими средствами"
Презентация на заседание городского методического объединения по теме: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в игровой форме с нестандартными дидактическими средствами"...