Комплексное занятие по экологии "Что такое лес?" (подг. группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Авторская разработка Вислогузовой Е. П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_-_chto_takoe_les.docx | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие №12
Тема: «Что такое лес?»
Программные задачи.
Образовательные: дать детям представление о том, что лес - это живой единый организм, который мы должны беречь; учить анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; закрепить знания о питании лисы и белки в природе; побуждать детей в коллективной работе по аппликации выразить свое доброжелательное отношение к природе, оказывать ей посильную помощь.
Развивающие: развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую пирамидку, объяснить к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы; умение видеть красоту окружающего мира.
Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к родной природе, чувства гармонии и красоты природы; уважительного отношения к обитателям леса.
Оборудование: 2-е картины с изображением леса живого и мертвого, набор трафаретов зверей, птиц, насекомых и т.д.; набор экологических кубиков для пирамидки (демонстрационные и раздаточные); серединки цветков с изображением лисы и белки, лепестки с изображением того, чем питаются и не питаются эти животные в природе; изображение сухого дерева на ватмане; вырезанные из цветной бумаги солнце, тучка, капельки, червяки, листья; клей, кисточки, клеенки; тряпочки.
Предварительная работа: наблюдения за природой; беседа «Кто на дубе живет?»; чтение рассказа Н. Павловой «Травка-пупавка»; чтение стихотворений М. Дудина «Берегите землю», В. Орловой «Живой букварь»; разучивание стихотворения Е. Благининой «Лес»; дидактические игры «Дерево, кустарник, трава», «Птицы, звери, рыбы», «Что растет в родном краю?», «Кто чем питается?»; уроки доброты «Когда я был добрым к природе», «Нужны ли в жизни правила?».
Содержание:
1. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лес? (Деревья, растения, животные, насекомые).
- А как вы думаете, могут в лесу быть только одни деревья? Или если в лесу не будет, например, птиц и насекомых - это будет лес? Чтобы нам это узнать, я расскажу вам историю, которая случилась с одним художником. Садитесь поудобнее и слушайте...
Рассказ сказки Ю. Дмитриева «Что такое лес?»
«Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес.
«А что такое лес?» - подумал он. «Лес - это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок - и затрепещут листочки на деревьях.
А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой - старичка Лесовичка. Потому что в каждом лесу обязательно должен быть Лесовичок.
Повесил художник картину на стену, полюбовался ею, и уехал куда-то. А когда приехал, то увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни сухие стволы.
- Что случилось? - удивился художник. - Почему засох мой лес?
- Какой же это лес? - вдруг услышал художник. - Тут только одни деревья.
Посмотрел художник на картину и понял, что это старичок Лесовичок с ним разговаривает.
- Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, цветы?
- Правильно, - согласился художник, - такого быть не может.
И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, а рядом кустики, а на земле, среди зеленой травы - множество ярких цветов.
- Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - вот теперь получился настоящий лес!
Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.
- Это потому, что ты забыл нарисовать грибы - сказал Лесовичок.
- Да, позабыл - согласился художник.
- Грибы должны быть обязательно - сказал Лесовичок.
И художник нарисовал грибы.
Но лес продолжал чахнуть.
- А потому лес гибнет, - сказал Лесовичок, - что нет в нем насекомых.
Художник взял кисти и на цветах, на листьях, на траве появились яркие бабочки, разноцветные жуки.
«Ну, теперь все в порядке», - решил художник и опять куда-то уехал. А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместе пышного ковра травы и цветов на картине была лишь обнаженная земля и голые деревья.
Художник подошел к картине и ... отшатнулся - все на ней было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.
- Это ты виноват! - закричал художник Лесовичку, - ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес.
- Конечно, и даже меня чуть не съели - ответил Лесовичок.
- Что же делать?! - воскликнул художник - Неужели я никогда не нарисую настоящего леса?
- Никогда, - сказал старичок - если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц.
Художник не стал спорить и опять взялся за краски и кисти. Он нарисовал новый красивый лес, а на ветвях деревьев появились веселые птицы.
Долго работал художник, но когда он, наконец, собирался положить кисти, решив, что картина закончена, Лесовичок сказал:
- Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он опять погиб ...
- Но почему он должен погибнуть, здесь все есть.
- Не все, - сказал Лесовичок. - Нарисуй животных.
И художник нарисовал.
Он окончил работу, когда было уже совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтоб посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то попискивания, шорохи.
- Вот теперь это настоящий лес, - сказал Лесовичок, - теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и птицы, и животные. Это - лес».
Вопросы по содержанию сказки:
- Что произошло с лесом на картине художника, когда он нарисовал только деревья в лесу? (Лес погиб).
- Какой совет дал Лесовичок в первый раз? (Нарисовать кусты, цветы и грибы).
- Теперь на картине были деревья, трава, кусты и грибы, а лес опять стал чахнуть. Отчего же лес завял во второй раз? (Не было насекомых).
- Каких насекомых, которые живут в лесу, вы знаете?
- Художник послушал совет Лесовичка и нарисовал насекомых, а лес опять погиб. Почему лес погиб в третий раз? (Развелось очень много насекомых, и они съели все деревья, кусты и траву).
- Как же помочь лесу? Чего в лесу не хватает теперь? (Птиц, которые питаются насекомыми).
- А какие животные тоже питаются насекомыми? (Еж, лягушка). Вот поэтому Лесовичок посоветовал нарисовать и птиц и животных.
- Какой же лес Лесовичок назвал «настоящим»?
- А как вы думаете, почему, когда в лесу нет травы, птиц или насекомых, то лес погибает?
Чтобы лучше это понять, воспитатель предлагает поиграть в игру.
2. Дидактическая игра «Пирамидки».
Дети садятся по 2 человека. На столах стоят наборы кубиков с изображением солнца, воды, земля, воздуха, деревьев, насекомых, животных и так далее.
Ход игры (1 вариант): воспитатель ставит на стол кубик, на котором изображена белка.
- Где живет белка?
- В лесу, на дереве. (Дети находят кубик с изображением дерева и ставят его на стол).
- Что нужно дереву, чтобы оно росло? (Дети находят кубики, изображающие землю, воду, воздух, солнце).
- Чем питается белка? (Дети находят кубики, с изображением грибов и ставят их под деревом).
- А где мы поставим кубик с картинкой белки?
- Над деревьями и грибами, потому что белка живет на дереве, питается грибами, которые растут под деревом, а земля, вода, солнце и воздух нужны дереву и грибам для роста.
Ход игры (2 вариант): воспитатель убирает из экологической пирамидки кубик, изображающий воду.
- Правильно составлена пирамидка? Что в ней отсутствует? Как вы думаете, что случиться с белкой, если исчезнет вода?
- Без воды не смогут расти деревья и грибы, белке негде будет жить и нечего будет есть.
Вывод: В живой и неживой природе все взаимосвязано. Стоит только уничтожить одно звено в пирамидке, и она вся разрушится. Такое произошло с лесом, который нарисовал художник, когда он что-то забывал нарисовать, лес погибал. Вот почему мы должны бережно относиться к природе, которая нас окружает.
Воспитатель: Дети, а теперь давайте подойдем к нашей картине и проверим, живет ли на ней лес, не погиб ли он? Нет, наш лес не погиб. Но куда же пропал с картины старичок Лесовичок? Нигде его нет! Может, он спрятался? Давайте пока немного отдохнем, может Лесовичок сам нам покажется.
Физминутка.
Жил под елкой старичок,
Старичок - Лесовичок.
Вместе с солнышком вставал,
Умываться начинал.
Подметал потом он хатку,
Застилал свою кроватку.
На полянке, по порядку
Делал Лесовик зарядку.
Ягод в кружечку набрал,
В гости к зайцам побежал.
3. Стук в дверь. Входит старичок Лесовичок.
- Здравствуйте, ребята! Вы не удивляйтесь. Мы, старички Лесовички, существуем только для тех, кто любит сказки. Вы сказки любите? Я потому и вышел с картины к вам. Я ведь не всем показываюсь, а только тем, кто верит, что я - старичок Лесовичок.
Я слышал, как вы много знаете о лесе, его обитателях. А какие животные живут в лесу? (Дети перечисляют).
А теперь я хочу поиграть с вами в игру и проверить, знаете ли вы, чем питаются лиса и белка.
Дидактическая игра «Собери цветок».
Дети делятся на две команды: «Лисята» и «Бельчата». Каждой команде дается по 12 лепестков с различными картинками. Пять из них с правильными ответами.
Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее соберет из лепестков цветок для белки или лисы.
- Молодцы, ребята! Я еще раз убедился, как вы хорошо знаете о жизни лесных животных. Кончилась зима и вот уже наступает весна. Скоро расцветут первые цветы - подснежники. И когда я приду к вам в гости в следующий раз, то проверю, что вы узнали об этих цветах.
Ну, а теперь мне пора возвращаться в мой лес. До свидания, ребята!
Воспитатель: Ребята, сегодня вы узнали, что такое лес, составляли пирамидки для белки и дятла. Играли со старичком Лесовичком.
А сейчас я хочу прочитать вам замечательное стихотворение Бориса Заходера:
Все - все - все
На свете нужны!
И мышки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то
Не очень дружны -
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
Те это, конечно,
Ошибкой окажется...
Все - все - все
На свете нужны.
И это все дети
Запомнить должны!
4. Коллективная аппликация «Спасем дерево».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, художник нарисовал еще одну картину. Что на ней изображено? (Дерево). Но художник опять сделал что-то не правильно и дерево погибает. Что нужно для того, чтобы ожило наше дерево? ( Его надо согреть, полить, порыхлить ).
Воспитатель предлагает детям наклеить изображение солнца, тучки и капелек дождя, червячков. Затем дети говорят дереву ласковые слова и наклеивают листики.
- Вот и ожило, зазеленело наше деревце, а мы ему в этом помогли. Давайте пообещаем, что будем так же бережно и заботливо относиться ко всему, что нас окружает, будем любить и уважать матушку-природу, и тогда она тоже будет любить нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по речевому развитию в средней группе. «Книга – друг человека»
Книга – есть жизнь нашего времени. ...
Комплексное занятие по развитию речи в старшей группе «Осеннее путешествие в лес».
Всем родителям хочется, чтоб их дети стали высокообразованными, умными людьми. Умственное развитие детей тесно связано с развитием их речи. Освоение языка, его грамматического строя, словаря, чистое з...
Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе
В гости к леснику....
Комплексное занятие по декоративному рисованию в средней группе "В гостях у петушка"
Комплексное занятие по декоративному рисованию в средней группе "В гостях у петушка"...
открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение традиционн...
Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе с ТНР по р.н.с. «Колобок» Тема занятия: Путешествие по станциям
Путешествие по станциям: учить по деталям определять и находить целое и общие признаки в живых объектах (заяц,волк,медведь,лиса); уточнить знание русских народных сказок....
Занятие комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: "Путешествие в страну сказок"
Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением....