НОД по ознакомлению с художественной литературой в подг. группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука» Воспитатель: Чепрова Алина Андреевна
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Чепрова Алина Андреевна
НОД по ознакомлению с художественной литературой в подг. группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука»
Воспитатель: Чепрова Алина Андреевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_lebed_rak_i_shchuka.docx7.46 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по ознакомлению с художественной литературой в подг. группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука»

Воспитатель: Чепрова Алина Андреевна

Цель: воспитание у детей интереса к художественной литературе, закрепить понятие «басня», уточнить представления о жанровых особенностях басни И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак».

Задачи:

- продолжать работу над умением находить главный смысл в баснях – мораль;

- формировать умение детей объяснять своими словами главную идею басни; через басни воспитывать нравственные качества: трудолюбие, самокритичность, согласованность, доброту;

- развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде;

- формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли.

Словарная работа: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.

Методы и приемы: наглядный (рассматривание иллюстраций, портрета); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (составление сказки по пословице).

Материал и оборудование: мяч, маска вороны и лисицы, портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне, картинки лебедя, щуки, рака, книга с басней «Лебедь, Щука и Рак».

Ход занятия:

Вводная часть. Создание положительной мотивации.

Воспитатель: - Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся,

Когда ладошки наши касаются,

Душа с душою встречаются,

Сердца добром наполняются.

(Дети встают в круг, соединяют ладошки друг с другом)

Воспитатель: – Подарите друг другу улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение!

(Стоя в кругу, у воспитателя в руках мяч)

Воспитатель: Мы с вами знаем много литературных жанров, и сейчас я предлагаю вам игру, которая называется «Литературная копилка». Кому кину мячик, тот и отвечает на вопрос, а ребята могут помогать.

Воспитатель: Рома, какой литературный жанр ты знаешь? (сказка).  Максим, назови 3 сказки.

Маша, какой литературный жанр ты знаешь? (стихотворение)

Матвей, чем отличается сказка от стихотворения? (в сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни, а в стихотворениях последние слова созвучны)

Дарина, какой литературный жанр ты знаешь? (рассказ)

Миша, какой литературный жанр ты знаешь? (басня)

Трофим, какие басни ты знаешь? Ребята, можете помочь. (Ворона и лисица, стрекоза и муравей, мартышка и очки).

Воспитатель: (обращение ко всем): Ребята, а как зовут автора этих басен? (Иван Андреевич Крылов)

Воспитатель: А теперь ребята, я вам предлагаю обыграть басню «Ворона и лисица». (одеваю маску лисы ребенку)

Воспитатель: Какая у нас была лиса в басне? (хитрая).

Инсценировка басни «Ворона и лисица»

Воспитатель-рассказчик:
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша.

Лиса (ребенок): (показ повадок)

Голубушка, ах, как ты хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, в сказке!

Основная часть: (дети сидят за столами)

Ребята, сегодня я хочу вас познакомить еще с одной басней. А чтобы узнать про кого она, нужно отгадать загадки.

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом – такая злюка!

Конечно, это … (Щука)

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед,

Все под водой –

Хватает клешней. Кто же это? (Рак)

Эта птица горделива,

Удивительно красива,

И умна, храбра, сильна,

И похожа с цифрой «два»(Лебедь)

Физминутка «Лебеди»

Произносится текст стихотворения с одновременным выполнением движений.

Лебеди летят,

Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

В басне вам встретятся новые непонятные слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить. Давайте познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.

Словарная работа.

Согласье – согласиться в чем-либо всем вместе. Прийти к единому мнению, решению.

Лад – согласие, мир, порядок (в полном согласии, в дружеских отношениях).

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – колесная повозка с поклажей.

Рваться – стремиться, делать резкие движения, порывистые.

Судить – высказывать свое мнение.

Чтение басни.

Беседа по содержанию басни.

1)За какое дело взялись лебедь, Щука и Рак? (Они собрались везти поклажу).

2)Чему учит эта басня? (Она учит быть дружными и договариваться друг с другом).

3)Что заставило вас улыбнуться? (глупость героев – они тянули в разные стороны).

4)Вам жалко героев басни, почему? (Конечно, их жалко, потому, что они не смогли увезти свой воз. Они не смогли договориться и у них ничего не получилось).

5)Какое отношение вызвали у вас эти герои? (Жалость, т. к. что они такие недружные. Если они друзья, то все вместе надо делать).

6) О каких людях можно сказать, что они похожи на героев этой басни? (Это можно сказать о людях, которые не умеют договариваться между собой).

Запомните эти слова«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

Молодцы! Басня нас учит быть дружными, договариваться между собой, находить общий язык.

Заключение:

Воспитатель: Вот мы с вами и познакомились с новой басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои. Давайте мы будем дружными, сможем договориться между собой, чтобы все дела, какие бы мы не задумали сделать всегда у нас получалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе "Знакомство с энциклопедией"

Образовательная деятельность для детей старшей группы«Знакомство с энциклопедией»      Задачи. Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, располагать со...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ К.И. ЧУКОВСКОГО"

ТЕМА: «Знакомство с творчеством писателя              Корнея Ивановича Чуковского». ПРОГРАМНЫЕ  ЗАДАЧИ:  1.Дать детям пр...

НОД по ознакомлению с литературными жанрами «Знакомство с басней И.А.Крылова "Лебедь, рак и щука" в подготовительной группе.

Цель: воспитание интереса к художественной литературе, закреплениеь понятий «басня», уточнение представлений о жанровых особенностях басни И. А. Крылова «Леб...

Конспект по развитию речи "Знакомство с басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак» в подготовительной группе

Познакомить детей с басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак», с её жанровыми особенностями....

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Знакомство с творчеством П.П. Бажова на примере сказа "Серебряное копытце".

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством уральского писателя ПП Бажова....