НОД по ознакомлению с художественной литературой в подг. группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука» Воспитатель: Чепрова Алина Андреевна
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_lebed_rak_i_shchuka.docx | 7.46 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по ознакомлению с художественной литературой в подг. группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука»
Воспитатель: Чепрова Алина Андреевна
Цель: воспитание у детей интереса к художественной литературе, закрепить понятие «басня», уточнить представления о жанровых особенностях басни И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак».
Задачи:
- продолжать работу над умением находить главный смысл в баснях – мораль;
- формировать умение детей объяснять своими словами главную идею басни; через басни воспитывать нравственные качества: трудолюбие, самокритичность, согласованность, доброту;
- развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде;
- формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли.
Словарная работа: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.
Методы и приемы: наглядный (рассматривание иллюстраций, портрета); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (составление сказки по пословице).
Материал и оборудование: мяч, маска вороны и лисицы, портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне, картинки лебедя, щуки, рака, книга с басней «Лебедь, Щука и Рак».
Ход занятия:
Вводная часть. Создание положительной мотивации.
Воспитатель: - Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся,
Когда ладошки наши касаются,
Душа с душою встречаются,
Сердца добром наполняются.
(Дети встают в круг, соединяют ладошки друг с другом)
Воспитатель: – Подарите друг другу улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение!
(Стоя в кругу, у воспитателя в руках мяч)
Воспитатель: Мы с вами знаем много литературных жанров, и сейчас я предлагаю вам игру, которая называется «Литературная копилка». Кому кину мячик, тот и отвечает на вопрос, а ребята могут помогать.
Воспитатель: Рома, какой литературный жанр ты знаешь? (сказка). Максим, назови 3 сказки.
Маша, какой литературный жанр ты знаешь? (стихотворение)
Матвей, чем отличается сказка от стихотворения? (в сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни, а в стихотворениях последние слова созвучны)
Дарина, какой литературный жанр ты знаешь? (рассказ)
Миша, какой литературный жанр ты знаешь? (басня)
Трофим, какие басни ты знаешь? Ребята, можете помочь. (Ворона и лисица, стрекоза и муравей, мартышка и очки).
Воспитатель: (обращение ко всем): Ребята, а как зовут автора этих басен? (Иван Андреевич Крылов)
Воспитатель: А теперь ребята, я вам предлагаю обыграть басню «Ворона и лисица». (одеваю маску лисы ребенку)
Воспитатель: Какая у нас была лиса в басне? (хитрая).
Инсценировка басни «Ворона и лисица»
Воспитатель-рассказчик:
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша.
Лиса (ребенок): (показ повадок)
Голубушка, ах, как ты хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, в сказке!
Основная часть: (дети сидят за столами)
Ребята, сегодня я хочу вас познакомить еще с одной басней. А чтобы узнать про кого она, нужно отгадать загадки.
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом – такая злюка!
Конечно, это … (Щука)
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед,
Все под водой –
Хватает клешней. Кто же это? (Рак)
Эта птица горделива,
Удивительно красива,
И умна, храбра, сильна,
И похожа с цифрой «два». (Лебедь)
Физминутка «Лебеди»
Произносится текст стихотворения с одновременным выполнением движений.
Лебеди летят,
Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся (приседания)
В басне вам встретятся новые непонятные слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить. Давайте познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.
Словарная работа.
Согласье – согласиться в чем-либо всем вместе. Прийти к единому мнению, решению.
Лад – согласие, мир, порядок (в полном согласии, в дружеских отношениях).
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – колесная повозка с поклажей.
Рваться – стремиться, делать резкие движения, порывистые.
Судить – высказывать свое мнение.
Чтение басни.
Беседа по содержанию басни.
1)За какое дело взялись лебедь, Щука и Рак? (Они собрались везти поклажу).
2)Чему учит эта басня? (Она учит быть дружными и договариваться друг с другом).
3)Что заставило вас улыбнуться? (глупость героев – они тянули в разные стороны).
4)Вам жалко героев басни, почему? (Конечно, их жалко, потому, что они не смогли увезти свой воз. Они не смогли договориться и у них ничего не получилось).
5)Какое отношение вызвали у вас эти герои? (Жалость, т. к. что они такие недружные. Если они друзья, то все вместе надо делать).
6) О каких людях можно сказать, что они похожи на героев этой басни? (Это можно сказать о людях, которые не умеют договариваться между собой).
Запомните эти слова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».
Молодцы! Басня нас учит быть дружными, договариваться между собой, находить общий язык.
Заключение:
Воспитатель: Вот мы с вами и познакомились с новой басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои. Давайте мы будем дружными, сможем договориться между собой, чтобы все дела, какие бы мы не задумали сделать всегда у нас получалось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе "Знакомство с энциклопедией"
Образовательная деятельность для детей старшей группы«Знакомство с энциклопедией» Задачи. Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, располагать со...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ К.И. ЧУКОВСКОГО"
ТЕМА: «Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского». ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ: 1.Дать детям пр...
НОД по ознакомлению с литературными жанрами «Знакомство с басней И.А.Крылова "Лебедь, рак и щука" в подготовительной группе.
Цель: воспитание интереса к художественной литературе, закреплениеь понятий «басня», уточнение представлений о жанровых особенностях басни И. А. Крылова «Леб...
Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему: «Знакомство с произведением Е.Синчило «Мой город».
знакомство с творчеством поэтов кубани...
Знакомство с басней И.А.Крылова "Лебедь, щука и рак".
Конспект НОД....
Конспект по развитию речи "Знакомство с басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак» в подготовительной группе
Познакомить детей с басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак», с её жанровыми особенностями....
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Знакомство с творчеством П.П. Бажова на примере сказа "Серебряное копытце".
Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством уральского писателя ПП Бажова....