НОД Развитие речи старшая группа Тема: Игра «Живые слова»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Игра «Живые слова»
Цель. Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин предложение. Упражнять в «чтении» предложения после перестановки одного слова. Закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они играли в «живые слова» (словами были дети; каждый говорил свое слово; слова брали друг друга за руку. Все остальные узнавали, что сказали дети - «слова»).
— Сегодня мы тоже будем играть в живые слова. Послушайте, что скажут эти слова. — Выходят заранее подготовленные дети и произносят предложение, Саша везет санки. — Что сказали эти слова? Правильно, они сказали предложение, Саша везет санки. Какое первое слово? Потом какое? А потом какое? Кто скажет, где в этом предложении слово везет? Кто скажет, где в предложении слово санки ?
— А теперь эти дети будут другими словами (шепотом напоминает детям их слова). Они что-то хотят вам сказать. Послушайте. — По знаку воспитателя дети одновременно произносят каждый свое слово: Сани едут сами.
— Поняли, что они сказали? Почему вам было непонятно? Как надо сказать, чтобы было понятно?
Дети-слова так же хором произносят предложение.
После высказываний детей воспитатель подводит итог:
— Нам было непонятно, потому что все сразу, одновременно, говорили каждый свое слово. Чтобы предложение стало понятным, слова надо произносить по порядку, одно за другим. Послушайте, как теперь будут говорить дети-слова. Теперь понятно? Что сказали эти слова, какое предложение? Подумайте, может ли один человек так же сразу, одновременно, произнести все слова?
После ответов детей воспитатель уточняет, что слова надо говорить последовательно, а одновременно, сразу, все слова предложения один человек сказать не в состоянии. Это возможно только в игре, но тогда непонятно, что говорят слова.
— Новая игра с живыми словами называется «Добавь слово». Сейчас ко мне подойдут трое детей (вызывает желающих). Я скажу только два слова: это — слово мальчик, это — слово взял. А каким словом в предложении будет Саша, вы придумайте и скажите сами.
Воспитатель проверяет, запомнили ли слова непосредственные участники игры и остальные дети.
Назвав недостающее слово, дети «читают» предложение. Воспитатель выслушивает еще несколько вариантов концовок предложения. Ребенок, предложивший новое слово, исполняет его роль. Если он употребит неправильную форму, воспитатель побуждает детей «прочитать» предложение, обнаружить ошибку и исправить ее. (Необходимо следить, чтобы дети-слова брали друг друга за руку.)
Наконец воспитатель предлагает детям-словам разойтись по комнате.
— Слова ушли. Вы помните, как они стояли? Надо позвать их по порядку, как они стояли: сначала первое слово, потом другие. Будьте внимательны и правильно, по порядку зовите слова. (Дети обращаются к каждому слову так: «Слово мальчик, иди на свое место!» И т.п.)
Доскажите словечко
Снег идёт,
Под белой ватой
Скрылись улицы, дома
Рады снегу все ребята -
Снова к нам пришла… зима
По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано - ... январь
Все его зимой боятся -
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ... мороз
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые ... снежинки
Не колючий,
Светло-синий
По кустам развешан ... иней
Кто снежинки закружил,
Снегом все запорошил,
Сделал белыми дома.
Это снежная… зима
Воспитатель говорит, что теперь дети будут играть немного по-другому. А игра будет называться «Угадай слово». Вызывает трех детей. Двум детям громко говорит: «Ты — слово девочка, ты — слово любит. Третьему ребенку шепчет слово шоколад. Обращается к группе: «Угадайте, какое последнее слово. А теперь послушайте, какое предложение придумали мы: Девочка любит шоколад».
Дети садятся на свои места. По приглашению воспитателя к столу выходят три других ребенка. Аналогичным образом он распределяет между ними слова девочка, любит и новое слово спать. Если дети будут затрудняться в отгадывании слова, воспитатель подсказывает его жестом.
Далее слово спать заменяется словом умываться. Дети угадывают; в случае необходимости ребенок подсказывает, какое слово он обозначает.
— У нас получилось предложение, Девочка любит умываться, — говорит воспитатель. — Слово девочка, встань, пожалуйста, после слова умываться. Дети, какое же теперь получилось предложение? (Любит умываться девочка.)
— Слова одни и те же, а предложение получилось другое: Любит умываться девочка (интонационно выделяет слово девочка). А какое предложение было?
— Сегодня вы узнали еще две игры с «живыми словами» — «Добавь слово» и «Угадай слово». А теперь послушайте стихотворение Е. Серовой, оно называется «Подскажи словечко». Я буду читать его, а вы мне помогайте, подсказывайте словечко.
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает:
«Слова не хватает».
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть —
Подскажи словечко.
По реке плывет бревно,
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит... (крокодил).
В своей короне красной
Он ходит как король,
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь: И в море не купаются,
«Я тут, я начеку-у-у, И нет у них щетинки,
Я всех вас допеку-у-у. А все же называются
Уснули дети, свет потух. Они морские… свинки.
Молчит, горластенький...(петух).
Вы, конечно, все словечки
Подсказали мигом.
Дорогие человечки,
Закрываем книгу.
Примечание. Каждый раз после произнесения детьми предложения воспитатель отмечает, что получилось предложение, и предлагает назвать слова последовательно и вразбивку.
Воспитатель предлагает: «Давайте вместе подбирать строчки, чтобы получалось складно».
Наш зеленый крокодил... (шляпу новую купил).
Свинка, свинка, где гуляла?.. (Я с овечками играла.)
— Скажем шутку, которая вам больше всех понравилась, громко... тише... шепотом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_zhivye_slova.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД Развитие речи старшая группа
Тема: Игра «Живые слова»
Цель. Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин предложение. Упражнять в «чтении» предложения после перестановки одного слова. Закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они играли в «живые слова» (словами были дети; каждый говорил свое слово; слова брали друг друга за руку. Все остальные узнавали, что сказали дети - «слова»).
— Сегодня мы тоже будем играть в живые слова. Послушайте, что скажут эти слова. — Выходят заранее подготовленные дети и произносят предложение, Саша везет санки. — Что сказали эти слова? Правильно, они сказали предложение, Саша везет санки. Какое первое слово? Потом какое? А потом какое? Кто скажет, где в этом предложении слово везет? Кто скажет, где в предложении слово санки ?
— А теперь эти дети будут другими словами (шепотом напоминает детям их слова). Они что-то хотят вам сказать. Послушайте. — По знаку воспитателя дети одновременно произносят каждый свое слово: Сани едут сами.
— Поняли, что они сказали? Почему вам было непонятно? Как надо сказать, чтобы было понятно?
Дети-слова так же хором произносят предложение.
После высказываний детей воспитатель подводит итог:
— Нам было непонятно, потому что все сразу, одновременно, говорили каждый свое слово. Чтобы предложение стало понятным, слова надо произносить по порядку, одно за другим. Послушайте, как теперь будут говорить дети-слова. Теперь понятно? Что сказали эти слова, какое предложение? Подумайте, может ли один человек так же сразу, одновременно, произнести все слова?
После ответов детей воспитатель уточняет, что слова надо говорить последовательно, а одновременно, сразу, все слова предложения один человек сказать не в состоянии. Это возможно только в игре, но тогда непонятно, что говорят слова.
— Новая игра с живыми словами называется «Добавь слово». Сейчас ко мне подойдут трое детей (вызывает желающих). Я скажу только два слова: это — слово мальчик, это — слово взял. А каким словом в предложении будет Саша, вы придумайте и скажите сами.
Воспитатель проверяет, запомнили ли слова непосредственные участники игры и остальные дети.
Назвав недостающее слово, дети «читают» предложение. Воспитатель выслушивает еще несколько вариантов концовок предложения. Ребенок, предложивший новое слово, исполняет его роль. Если он употребит неправильную форму, воспитатель побуждает детей «прочитать» предложение, обнаружить ошибку и исправить ее. (Необходимо следить, чтобы дети-слова брали друг друга за руку.)
Наконец воспитатель предлагает детям-словам разойтись по комнате.
— Слова ушли. Вы помните, как они стояли? Надо позвать их по порядку, как они стояли: сначала первое слово, потом другие. Будьте внимательны и правильно, по порядку зовите слова. (Дети обращаются к каждому слову так: «Слово мальчик, иди на свое место!» И т.п.)
Доскажите словечко
Снег идёт,
Под белой ватой
Скрылись улицы, дома
Рады снегу все ребята -
Снова к нам пришла… зима
По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано - ... январь
Все его зимой боятся -
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ... мороз
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые ... снежинки
Не колючий,
Светло-синий
По кустам развешан ... иней
Кто снежинки закружил,
Снегом все запорошил,
Сделал белыми дома.
Это снежная… зима
Воспитатель говорит, что теперь дети будут играть немного по-другому. А игра будет называться «Угадай слово». Вызывает трех детей. Двум детям громко говорит: «Ты — слово девочка, ты — слово любит. Третьему ребенку шепчет слово шоколад. Обращается к группе: «Угадайте, какое последнее слово. А теперь послушайте, какое предложение придумали мы: Девочка любит шоколад».
Дети садятся на свои места. По приглашению воспитателя к столу выходят три других ребенка. Аналогичным образом он распределяет между ними слова девочка, любит и новое слово спать. Если дети будут затрудняться в отгадывании слова, воспитатель подсказывает его жестом.
Далее слово спать заменяется словом умываться. Дети угадывают; в случае необходимости ребенок подсказывает, какое слово он обозначает.
— У нас получилось предложение, Девочка любит умываться, — говорит воспитатель. — Слово девочка, встань, пожалуйста, после слова умываться. Дети, какое же теперь получилось предложение? (Любит умываться девочка.)
— Слова одни и те же, а предложение получилось другое: Любит умываться девочка (интонационно выделяет слово девочка). А какое предложение было?
— Сегодня вы узнали еще две игры с «живыми словами» — «Добавь слово» и «Угадай слово». А теперь послушайте стихотворение Е. Серовой, оно называется «Подскажи словечко». Я буду читать его, а вы мне помогайте, подсказывайте словечко.
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает:
«Слова не хватает».
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть —
Подскажи словечко.
По реке плывет бревно,
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит... (крокодил).
В своей короне красной
Он ходит как король,
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь: И в море не купаются,
«Я тут, я начеку-у-у, И нет у них щетинки,
Я всех вас допеку-у-у. А все же называются
Уснули дети, свет потух. Они морские… свинки.
Молчит, горластенький...(петух).
Вы, конечно, все словечки
Подсказали мигом.
Дорогие человечки,
Закрываем книгу.
Примечание. Каждый раз после произнесения детьми предложения воспитатель отмечает, что получилось предложение, и предлагает назвать слова последовательно и вразбивку.
Воспитатель предлагает: «Давайте вместе подбирать строчки, чтобы получалось складно».
Наш зеленый крокодил... (шляпу новую купил).
Свинка, свинка, где гуляла?.. (Я с овечками играла.)
— Скажем шутку, которая вам больше всех понравилась, громко... тише... шепотом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного открытого занятия по рисованию и развитию речи. Старшая группа. Тема: "Спасская башня Кремля". Воспитатель Суздальцева Е.Л. 2014
Программное содержание: Вызвать интерес, чувство восхищения и гордости красотой столицы – России – Москвой. Познакомить с историческим прошлым Москвы. Расширить знания детей о Кремле ...
Конспект занятия по развитию речи. Старшая группа. Тема: «Составление рассказов на темы стихотворений»
Составление рассказов на темы стихотворенийПрограмное содержание: Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы;грамматика: упражнять в образовании названий детены...
Конспект занятия Развитие речи (старшая группа) Тема: «Описание птиц»
МАДОУ «Детский сад» № 355Московского района города Казани Конспект занятия Развитие речи (старшая группа)Тема: «Описание птиц» Про...
Звуковая культура речи. Старшая группа. Тема: «Игры на участке» составление рассказа.
Звуковая культура речи. Старшая группа. Тема: «Игры на участке» составление рассказа....
конспект по развитию речи старшая группа тема "Мой город".
Это занятие поможет сформировать представление о своем городе, больше узнать о достопримечательных местах. Поможет воспитать любовь к родному городу....
Конспект НОД по развитию речи старшей группе. Тема: "Дифференциация звуков "с" и "ш"."
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: "Дифференциация звуков "с" и "ш"."...
Развитие речи старшей группы. Тема: "Как звери готовятся зиме"
Развитие речи старшей группы.Тема: Как звери готовятся зиме...