Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон.

Ф.И.О логопеда: Лушкина Светлана Александровна

Возрастная группа: подготовительная

Форма организации, количество обучающихся: групповое занятие 8 человек.

Образовательная область: речевое развитие.

Тема: Составление рассказа — описания по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

Культурно-смысловой контекст: составление описательного рассказа для комментированных рассказов в центре искусства.

Культурная практика: коммуникативная деятельность.

Цель: Овладение навыком составления рассказа — описания с помощью графического плана-схемы по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели» в коммуникативной деятельности.

Задачи:

  1. Отрабатывать навык подбора слов-признаков к природным явлениям и объектам, изображенным на картине (деревья, птицы, небо, дома), изменения существительных по числам.
  2. Закреплять навык составления графического плана рассказа-описания.
  3. Закреплять навык составления рассказа-описания картины по графическому плану.
  4. Обобщать умения следовать плану рассказа-описания, раскрывать средства выразительности, характерные для изображения весны (цвет, композиция).
  5. Выражать личное отношение к воспринимаемому произведению искусства на основе своего эстетического опыта.

Планируемые результаты: в результате обучения воспитанники смогут подобрать 1,2 слова - признака, характеризующих природные явления и объекты, создать графический план-схему, составить рассказ — описание картины по графическому плану из 5-6 простых предложений.

Используемые технологии: технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон.

Используемые методы и приемы: словесные, наглядные, практические методы; беседа, рассказ, дидактические игры, практические упражнения, рассматривание иллюстраций.

Предварительная работа: просмотр экспозиций картин о весне, виртуальная экскурсия в художественный музей https://ya.ru/video/preview/5706170426108790264     

Дидактические материалы: разрезные картинки разного уровня сложности, мнемотаблицы для составления рассказа о сезонных изменениях, репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Оборудование: материалы: карандаши, бумага, разрезные картинки (весна), ЭОР «Звуки весны» https://zvukipro.com/index.php?do=download&id=8301 

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию.

Игра «Разрезные картинки»

-Ребята, у меня случайно рассыпались картинки. Поможете мне их собрать? (Детям предлагается собрать разрезанные картинки разного уровня сложности с изображением весны.)

Используется запись «Звуки весны»

Беседа

-Нравится ли вам весна? Что особенного в этом времени года?

-Посмотрите, в нашей библиотеке еще пока не появились рассказы о весне, а в центре искусства нет никаких репродукций. Мне очень хотелось бы сделать книжку. Вы хотите мне в этом помочь? Сможете?

  1. Актуализация знаний.

Игра «Назови картинку, подбери слово»

Логопед размещает на доске собранные детьми картинки и акцентирует внимание на том, что нужно подобрать к ним слова-признаки, характеризующие весну.

Снег какой? (темный, рыхлый, влажный, грязный, мокрый, холодный, тяжелый, талый)

Земля какая? (мокрая, влажная, черная, холодная)

Небо какое? (cepoe, пасмурное, блеклое, темное, яркое, голубое, ясное)

Птицы какие? (черные, радостные, заботливые, крикливые, суетливые)

Игра «Один-много»:

Логопед предлагает назвать предмет во мн. числе.

Дерево-деревья, гнездо-гнезда, облако-облака, сук-сучья, nepo-перья, крыло-крылья.

  1. Затруднение в игровой ситуации.

       Составление рассказа о весне с помощью опорной таблицы.

Логопед предлагает внимательно рассмотреть опорную таблицу и составить рассказ с опорой на схему.

Рассматривание картины и составление рассказа — описания по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» по той же схеме.

Логопед предлагает составить описательный рассказ по картине «Грачи прилетели» по  предыдущему графическому плану. Возникает затруднение.

  • Почему не получается составить рассказ? Что нам нужно сделать?
  • Давайте сами придумаем новую графическую схему.

  1. Открытие нового знания.

Рисование детьми графических схем для составления рассказа-описания.

-Как мы можем узнать о способе составления схемы? (Спросить у логопеда)

Логопед помогает наводящими вопросами, дети зарисовывают схематически каждый пункт.

-Какое время года изображено? Где может происходить действие?

-Что интересного увидел художник и изобразил на своей картине? Что делают грачи?

-Какие деревья выбрали грачи?

-Есть ли на картине солнце?

-Что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?

-Каким вы видите снег?

-Какая на картине земля?

-Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Рассказ-описание по графическому плану

Дети по желанию рассказывают по картине, опираясь на свою нарисованную схему. Листочки со схемами скрепляются в одну общую книжку-малышку.

  1. Осмысление.

-Чему сегодня научились? Что было самым интересным? Что вызвало затруднения? Почему?

-Удалось ли нам создать первую книжку о весне? Где нам может пригодиться созданная книжка? Давайте поместим её в нашу библиотеку.

C:\Users\user\Desktop\7d11ed7d40e3047b158735b9c274b2ac.jpg



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон.

Ф.И.О логопеда: Лушкина Светлана Александровна

Возрастная группа: подготовительная

Форма организации, количество обучающихся: групповое занятие 8 человек.

Образовательная область: речевое развитие.

Тема: Составление рассказа — описания по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

Культурно-смысловой контекст: составление описательного рассказа для комментированных рассказов в центре искусства.

Культурная практика: коммуникативная деятельность.

Цель: Овладение навыком составления рассказа — описания с помощью графического плана-схемы по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели» в коммуникативной деятельности.

Задачи:

  1. Отрабатывать навык подбора слов-признаков к природным явлениям и объектам, изображенным на картине (деревья, птицы, небо, дома), изменения существительных по числам.
  2. Закреплять навык составления графического плана рассказа-описания.
  3. Закреплять навык составления рассказа-описания картины по графическому плану.
  4. Обобщать умения следовать плану рассказа-описания, раскрывать средства выразительности, характерные для изображения весны (цвет, композиция).
  5. Выражать личное отношение к воспринимаемому произведению искусства на основе своего эстетического опыта.

Планируемые результаты: в результате обучения воспитанники смогут подобрать 1,2 слова - признака, характеризующих природные явления и объекты, создать графический план-схему, составить рассказ — описание картины по графическому плану из 5-6 простых предложений.

Используемые технологии: технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон.

Используемые методы и приемы: словесные, наглядные, практические методы; беседа, рассказ, дидактические игры, практические упражнения, рассматривание иллюстраций.

Предварительная работа: просмотр экспозиций картин о весне, виртуальная экскурсия в художественный музей https://ya.ru/video/preview/5706170426108790264     

Дидактические материалы: разрезные картинки разного уровня сложности, мнемотаблицы для составления рассказа о сезонных изменениях, репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Оборудование: материалы: карандаши, бумага, разрезные картинки (весна), ЭОР «Звуки весны» https://zvukipro.com/index.php?do=download&id=8301 

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию.

Игра «Разрезные картинки»

-Ребята, у меня случайно рассыпались картинки. Поможете мне их собрать? (Детям предлагается собрать разрезанные картинки разного уровня сложности с изображением весны.)

Используется запись «Звуки весны»

Беседа

-Нравится ли вам весна? Что особенного в этом времени года?

-Посмотрите, в нашей библиотеке еще пока не появились рассказы о весне, а в центре искусства нет никаких репродукций. Мне очень хотелось бы сделать книжку. Вы хотите мне в этом помочь? Сможете?

  1. Актуализация знаний.

Игра «Назови картинку, подбери слово»

Логопед размещает на доске собранные детьми картинки и акцентирует внимание на том, что нужно подобрать к ним слова-признаки, характеризующие весну.

Снег какой? (темный, рыхлый, влажный, грязный, мокрый, холодный, тяжелый, талый)

Земля какая? (мокрая, влажная, черная, холодная)

Небо какое? (cepoe, пасмурное, блеклое, темное, яркое, голубое, ясное)

Птицы какие? (черные, радостные, заботливые, крикливые, суетливые)

Игра «Один-много»:

Логопед предлагает назвать предмет во мн. числе.

Дерево-деревья, гнездо-гнезда, облако-облака, сук-сучья, nepo-перья, крыло-крылья.

  1. Затруднение в игровой ситуации.

       Составление рассказа о весне с помощью опорной таблицы.

Логопед предлагает внимательно рассмотреть опорную таблицу и составить рассказ с опорой на схему.

Рассматривание картины и составление рассказа — описания по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» по той же схеме.

Логопед предлагает составить описательный рассказ по картине «Грачи прилетели» по  предыдущему графическому плану. Возникает затруднение.

  • Почему не получается составить рассказ? Что нам нужно сделать?
  • Давайте сами придумаем новую графическую схему.

  1. Открытие нового знания.

Рисование детьми графических схем для составления рассказа-описания.

-Как мы можем узнать о способе составления схемы? (Спросить у логопеда)

Логопед помогает наводящими вопросами, дети зарисовывают схематически каждый пункт.

-Какое время года изображено? Где может происходить действие?

-Что интересного увидел художник и изобразил на своей картине? Что делают грачи?

-Какие деревья выбрали грачи?

-Есть ли на картине солнце?

-Что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?

-Каким вы видите снег?

-Какая на картине земля?

-Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Рассказ-описание по графическому плану

Дети по желанию рассказывают по картине, опираясь на свою нарисованную схему. Листочки со схемами скрепляются в одну общую книжку-малышку.

  1. Осмысление.

-Чему сегодня научились? Что было самым интересным? Что вызвало затруднения? Почему?

-Удалось ли нам создать первую книжку о весне? Где нам может пригодиться созданная книжка? Давайте поместим её в нашу библиотеку.

C:\Users\user\Desktop\7d11ed7d40e3047b158735b9c274b2ac.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка» (совместное сочинение сказки с театрализацией)

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка»  (совместное сочинение сказки с          театрализацией)...

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Как лесные звери готовятся к зиме»

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Как лесные звери готовятся к зиме»...

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»...

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. "Грачи прилетели"

Ф.И.О логопеда: Котова Анастасия АлексеевнаВозрастная группа: подготовительнаяФорма организации, количество обучающихся: групповое занятие 8...

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка»

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка»  (совместное сочинение сказки с          театрализа...

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Как лесные звери готовятся к зиме»

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Как лесные звери готовятся к зиме»Образовательная область: познавательное разви...

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. Пересказ сказки «Гуси-лебеди» Образовательная область:    речевое развитиеВозрастная...